Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Декларации (Бланки) / О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

В части совершенствования правового регулирования трудовых отношений работников, работающих у работодателей – субъектов малого предпринимательства и работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.   

08.07.2013Российский налоговый портал

Статья 1. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

 

Внести в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1915; 2003, № 2, ст. 160; 2004, № 35, ст. 3607; 2012, № 31, ст. 4322) следующие изменения:

1)    дополнить статью 2 абзацем следующего содержания:

«работающие на основании патента у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.»;

2) дополнить подпункт 8 пункта 1 статьи 7.1-1 абзацем следующего содержания:

«выдавать патенты на право осуществления трудовой деятельности у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом.»;    

3)дополнить статьей 81 следующего содержания:

«Статья 81. Особенности реализации права граждан на осуществление трудовой деятельности у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

 

1. Граждане вправе осуществлять трудовую деятельность у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на основании патента, выдаваемого в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Работодатели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не вправе принимать на работу граждан, не имеющих патента.   

2. Патент на право осуществления трудовой деятельности у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, выдается органами службы занятости по заявлениям граждан, в том числе зарегистрированных органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и безработных граждан, желающих осуществлять трудовую деятельность у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.  

3. Для получения патента гражданин представляет в орган службы занятости населения:

1) заявление о выдаче патента;

2) документ, удостоверяющий личность данного гражданина;

3) документы, подтверждающие оплату стоимости патента в виде фиксированного платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4. Патент выдается сроком до 5 лет.

5. Патент предоставляет право гражданину осуществлять трудовую деятельность у работодателя – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на территории того субъекта Российской Федерации, в котором выдан.

6. Порядок выдачи и форма патента, а также форма заявления о выдаче патента утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.».

 

Статья 2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

 

Внести в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3803; 2003, № 17, ст. 1554; № 52, ст. 5037; 2004, № 49, ст. 4851; 2010, № 50, ст. 6606; 2013, № 14, ст. 1644) следующие изменения:

1) в статье 3:

а) абзац седьмой изложить в следующей редакции:

«страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации), а также физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо осуществляющее трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке органами службы занятости, и уплачивающее за себя страховые взносы в соответствии с настоящим Федеральным законом;»;

б) абзац девятнадцатый после слов «в соответствии со статьей 20.1 настоящего Федерального закона» дополнить словами «, а для лиц, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого   в установленном порядке органами службы занятости, и уплачивающих за себя страховые взносы в соответствии с настоящим Федеральным законом, - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая»;

2) абзац четвертый статьи 4 изложить в следующей редакции:

«обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке органами службы занятости, и уплачивающих за себя страховые взносы в соответствии с настоящим Федеральным законом;»;

3) в статье 5:

а) пункт 1 дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:

«физические лица, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке органами службы занятости;»;

б) абзацы третий и четвертый пункта 1 считать соответственно абзацами четвертым и пятым;

4) в статье 6:

а) часть первую дополнить абзацем шестым следующего содержания:

«страхователей – физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке  органами службы занятости населения,  и уплачивающих за себя страховые взносы в соответствии с настоящим Федеральным законом, в пятидневный срок с момента представления в территориальный орган страховщика органом службы занятости сведений о выданном патенте.»;

б) в части второй слова «и пятом» заменить словами «, пятом и шестом»;

5) статью 9 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

«1.1. Застрахованным, указанным в абзаце третьем пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляется размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.»;

6) статью 12 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. Застрахованным, указанным в абзаце третьем пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.»;

7) дополнить статьей 18.2 следующего содержания:

«18.2. Обязанности органов службы занятости

 

Органы службы занятости по своему местонахождению обязаны сообщать страховщику сведения о выданных в установленном порядке патентах на осуществление физическими лицами трудовой деятельности в течение 10 дней со дня такой выдачи.»;

8) статью 21 дополнить частью третьей следующего содержания:

«Для страхователей – физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке органами службы занятости, и уплачивающих за себя страховые взносы в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливается тариф страховых взносов в размере 0,2 процента.»;

9) дополнить статьей 22.3 следующего содержания:

«22.3. Порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов страхователями – физическими лицами, осуществляющими трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке органами службы занятости, и уплачивающими за себя страховые взносы в соответствии с настоящим Федеральным законом

 

1. Страхователи – физические лица, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке органами службы занятости, уплачивают за себя страховые взносы в соответствии с настоящим Федеральным законом в фиксированном размере, определяемом в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

2. Фиксированный размер страховых взносов, уплачиваемых страхователями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, определяется         как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, предусмотренного частью третьей статьи 21 настоящего Федерального закона, умноженное на количество месяцев, составляющих срок выдачи патента.

3. Страхователи, указанные в пункте 1 настоящей статьи, уплачивают за себя страховые взносы в соответствии с настоящим Федеральным законом  до дня начала срока, на который выдается патент, либо дня начала срока, на который продлевается действие патента. При этом в расчетном документе данными страхователями указывается наименование платежа: «Страховые взносы в фиксированном размере».».

 

Статья 3. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации

 

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 9, ст. 812; № 30, ст. 3616; 2011, № 30, ст. 4590; № 45, ст. 6335) следующие изменения:

1) часть  первую статьи 8 изложить в  следующей редакции:

«Работодатели, за исключением работодателей – субъектов малого предпринимательства и работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.»;    

2) статью 16 дополнить частью четвертой следующего содержания:

«В случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовые отношения между работником и работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, возникают на основании фактического допущения работника к работе при наличии у него патента на право осуществления трудовой деятельности у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.»;

3) абзац седьмой части первой статьи 22 изложить в следующей редакции:

«принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей – субъектов малого предпринимательства и работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);»;

4) в абзаце втором части второй статьи 59 слова «численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек)» заменить словами «численность работников которых не превышает 100 человек»;

5) часть третью статьи 66 изложить в следующей редакции:

«Работодатель (за исключением работодателей – субъектов малого предпринимательства и работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.»;

6) главу 48 изложить в следующей редакции:

«Глава 48. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства и работодателей -физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями  

 

Статья 303. Заключение трудового договора с работодателем – субъектом малого предпринимательства

 

При заключении трудового договора работник обязуется выполнять не запрещенную настоящим Кодексом или иным федеральным законом работу, определенную этим договором.

В письменный трудовой договор в обязательном порядке включаются все условия, существенные для работника и для работодателя – субъекта малого предпринимательства.

Примерная форма трудового договора с работником, заключаемого работодателем – субъектом малого предпринимательства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере труда.  

Работодатель – субъект малого предпринимательства обязан оформить трудовой договор с работником в письменной форме;

уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами.

 

Статья 304. Срок трудового договора

 

По соглашению сторон трудовой договор между работником и работодателем – субъектом малого предпринимательства может заключаться как на неопределенный, так и на определенный срок.

Статья 305. Режимы труда и отдыха

 

Режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются по соглашению между работником и работодателем – субъектом малого предпринимательства. При этом продолжительность рабочей недели не может быть больше, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем установленные настоящим Кодексом.

 

Статья 306. Изменение определенных сторонами условий трудового договора работодателем

 

Об изменении определенных сторонами условий трудового договора работодатель – субъект малого предпринимательства в письменной форме предупреждает работника не менее чем за 7 календарных дней.

 

Статья 307. Прекращение трудового договора

 

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, трудовой договор с работником, работающим у работодателя – субъекта малого предпринимательства, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным трудовым договором.

Сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором.

 

Статья 308. Разрешение индивидуальных трудовых споров

 

Индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем – субъектом малого предпринимательства, самостоятельно, рассматриваются непосредственно в суде.

 

Статья 309. Документы, подтверждающие период работы у работодателей – субъектов малого предпринимательства

 

Работодатели – субъекты малого предпринимательства не имеют права производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые. Документом, подтверждающим период работы у таких работодателей, является трудовой договор, заключенный в письменной форме.

 

Статья 3091. Особенности привлечения и использования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

 

Работодатели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеют право привлекать работников в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства только при наличии у работников патента на осуществление трудовой деятельности у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, выданного работнику органами службы занятости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сррок работы, режимы труда и отдыха, порядок оплаты труда и иные условия, связанные с работой у работодателя – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяются по взаимному соглашению сторон.

При этом определенные сторонами условия выполнения работы, включая режимы труда и отдыха, порядок оплаты труда и иные условия, не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, самостоятельно, рассматриваются непосредственно в суде.

Документом, подтверждающим факт работы у работодателя – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, является справка о периоде такой работы, выдаваемая работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем».  

 

Статья 4. О внесении изменений в Федеральный закон

«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

 

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 18; 2009, № 30, ст. 3739; 2010, № 40,           ст. 4969; № 50, ст. 6601; 2011, № 9, ст. 1208; № 27, ст. 3880; № 49, ст. 7017,            ст. 7057; 2012, № 53, ст. 7601) следующие изменения:

1) пункт 6 части 1 статьи 12 после слов «и в связи с материнством,» дополнить словами «а также физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке органами службы занятости,»;

2) в статье 2:

а) часть 1 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке органами службы занятости;»;

б) дополнить частью 41 следующего содержания:

«41. Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке органами службы занятости, приобретают право на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при условии уплаты ими страховых взносов в соответствии с Федеральным  законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай»;

3) часть 1 статьи 21 изложить в следующей редакции:

«1. Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе:

организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации;

индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке органами службы занятости.»;

4) в статье 23:

а) часть 1 дополнить новым пунктом 4 следующего содержания:

«страхователей - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке органами службы занятости , в пятидневный срок со дня представления в территориальный орган страховщика органом службы занятости сведений о приобретении патента физическим лицом»;

б) часть 2 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«страхователей - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке органами службы занятости, в пятидневный срок со дня окончания срока действия патента.»;

5) в части 2 статьи 3:

а) пункт 1 после слов «настоящего Федерального закона» дополнить словами «, а также физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке органами службы занятости»;

б) пункт 2 после слов «настоящего Федерального закона» дополнить словами «, а также физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями, осуществляющим трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке органами службы занятости,»

6) в статье 46:

а) в части 1 слова «в части 1» заменить словами «в пункте 1 части 1»;

б) в части 2 слова «в части 1» заменить словами «в пункте 1 части 1».

7) в статье 48:

а) в части 1 слова «в части 1» заменить словами «в пункте 1 части 1»;

б) в части 2 слова «в части 1» заменить словами «в пункте 1 части 1».

8) часть 4 статьи 13 после слов «Застрахованным лицам, указанным» дополнить словами «в пункте 2 части 1 и».

9) первое предложение части 21 статьи 14 после слов «Застрахованным лицам, указанным» дополнить словами «в пункте 2 части 1 и».

 

Статья 5. О внесении изменений Федеральный закон  «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

 

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ                             «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 30,  ст. 3738; 2010, № 40,  ст. 4969; № 42, ст. 5294; № 49, ст. 6409; № 50, ст. 6597; 2011,  № 1, 44; № 45, ст. 6335; № 49, ст.ст. 7017, 7043, 7057) следующие изменения:

1)часть 1 статьи 5 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого в установленном порядке органами службы занятости»;

2)часть 2 статьи 7 после слов «за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2» дополнить словами «и 3»;

3)дополнить статьей 161 следующего содержания:

«Статья 161 . Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов - физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, осуществляющими трудовую деятельность трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого  в установленном порядке органами службы занятости

 

1. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 3 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с  частями 2-4 настоящей статьи.

2. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, умноженное на количество месяцев, составляющих срок выдачи патента.

3. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленного пунктом 2 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, умноженное на количество месяцев, составляющих срок выдачи патента.

4. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, умноженное на количество месяцев, составляющих срок выдачи патента.

5. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

6. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

7. Страховые взносы в фиксированном размере уплачиваются плательщиком страховых взносов до дня начала срока, на который выдается патент, либо дня начала срока, на который продлевается срок действия патента. При этом в расчетном документе плательщиком страховых взносов указывается наименование платежа «Страховые взносы в фиксированном размере».

 

Статья 6. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Статья 7. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до и после вступления его в силу

 

1. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу.

2. Если правоотношения возникли до вступления в силу настоящего Федерального закона, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

 

Президент

Российской Федерации                                 

В. Путин

 

Пояснительная записка

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

(в части совершенствования правового регулирования трудовых отношений работников, работающих у работодателей – субъектов малого предпринимательства и работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями)»

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования трудовых отношений работников, работающих у работодателей – субъектов малого предпринимательства и работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями)» (далее – законопроект) подготовлен в целях совершенствования правового регулирования трудовых отношений работников, работающих у работодателей – субъектов малого предпринимательства и работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля        2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Согласно статье 4 названного Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие, в частности, условиям, согласно которым средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно для малых предприятий, а в отношении  микропредприятий - пятнадцати человек.

Учитывая особенности экономического и правового положения субъектов малого предпринимательства, а также работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, законопроектом предлагается освободить указанные категории работодателей от ряда обязанностей, возлагаемых на них в настоящее время трудовым законодательством.

Так, предлагается установить, что работодатели – субъекты малого предпринимательства и работодатели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не принимают локальные нормативные правовые акты, в т.ч. которыми устанавливаются правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.п.

Таким образом, большинство вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений работников, предлагается решать непосредственно в рамках трудовых договоров.  

Вносится корректировка в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации, направленная на приведение критериев численности работников, работающих у работодателя – субъекта малого предпринимательства, указанных в данной статье, в соответствие с критериями численности, предусмотренными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В целях исключения неоднозначного толкования положений Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующих трудовые отношения работников, работающих у работодателей – субъектов малого предпринимательства и у работодателей – физических лиц, особенности регулирования труда работников, работающих у данных работодателей, изложены в одной главе, поскольку работодателями – субъектами малого предпринимательства в силу названного Федерального закона  являются физические лица – индивидуальные предприниматели.

В отношении работодателей - субъектов малого предпринимательства исключается обязанность по оформлению страховых свидетельств государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые, а в целях упрощения порядка оформления трудовых отношений предлагается установить, что трудовой договор с указанной категорией работодателей заключается по форме, которая устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Предлагается установить положение, согласно которому работодатели – субъекты малого предпринимательства не имеют право вести трудовые книжки работников. Документом, подтверждающим период работы у такого работодателя, является трудовой договор, заключенный в письменной форме.

В настоящее время, в соответствии  со статьей 303 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).

В этой связи предлагается установить, что работодатели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, освобождаются от обязанности в уведомительном порядке регистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления.  

Новеллой законопроекта является также положение о том, что граждане вправе осуществлять трудовую деятельность у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на основании патента, выдаваемого в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о занятости населения. Работодатели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не вправе принимать на работу граждан, не имеющих патента.  

Предполагается, что патент на право осуществления трудовой деятельности у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями,  будет выдаться органами службы занятости по заявлениям граждан, в том числе зарегистрированных органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и безработных граждан, желающих осуществлять трудовую деятельность у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.  

Таким образом, исключается необходимость заключения трудового договора между работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, и гражданином, поступающим к нему работу.

Срок работы, режимы труда и отдыха, порядок оплаты труда и иные условия, связанные с работой у работодателя – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяются по взаимному соглашению сторон.

При этом определенные сторонами условия выполнения работы, включая режимы труда и отдыха, порядок оплаты труда и иные условия, не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Наряду с отмеченным вносятся необходимые изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон  от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в целях определения порядка исчисления и уплаты страховых взносов физическими лицами, осуществляющими трудовую деятельность на основании патента, выдаваемого  в установленном порядке.  

Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Учет заработной платы
  • 25.07.2019  

    Суд отменил принятые ранее судебные акты об отказе в иске о возложении обязанности проиндексировать заработную плату, компенсации морального вреда и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку суд не учел, что условиями коллективного договора не была установлена конкретная дата выплаты работникам акционерного общества индексации заработной платы

  • 06.03.2017  

    О признании недействующим абзаца первого пункта 12 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20

  • 28.09.2014  

    Условие трудового договора, предусматривающее выплату работнику в случае расторжения трудового договора в связи с ликвидацией работодателя или сокращением штата, численности работников работодателя выходного пособия в десятикратном размере от среднемесячного заработка является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ в связи со злоупотреблением правом.


Вся судебная практика по этой теме »

Экономика
  • 02.10.2017  

    Выявив тот факт, что уполномоченный орган предоставил обществу без документального подтверждения расходов на приобретение оборудования для создания производства субсидию из федерального бюджета на возмещение указанных расходов, управление выдало уполномоченному органу предписание предпринять меры по устранению выявленных нарушений. Требование удовлетворено. Факт поставки обществу оборудования доказан документально.

  • 10.09.2013   Обязан ли конкурсный управляющий предупредить преднамеренное банкротство? ВАС отметит пределы анализа финансового состояния должника.
  • 30.08.2013  

    Запрет на исполнение обязательств в бесспорном порядке связывается законодательством о банкротстве с принятием судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, а не с моментом принятия судом заявления о признании должника банкротом. Поскольку спорное писание денежных средств произведено по платежным поручениям до введения процедуры наблюдения, суд признал его правомерным.


Вся судебная практика по этой теме »