
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26 июня 2008 г. N Ф03-А24/08-2/2289
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26 июня 2008 г. N Ф03-А24/08-2/2289
Ст.119 НК РФ не предусматривает ответственности налогоплательщика за действия, выразившиеся в представлении налоговой декларации не в полном объеме (отсутствие 1 раздела)
08.08.2008ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2008 г. N Ф03-А24/08-2/2289
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление Тихоокеанского флота Министерства обороны Российской Федерации"
на решение от 19.11.2007, постановление от 21.03.2008
по делу N А24-2256/07-15 Арбитражного суда Камчатской области
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление Тихоокеанского флота Министерства обороны Российской Федерации"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому
о признании недействительным решения
Федеральное государственное унитарное предприятие "Военно-морское строительное управление Тихоокеанского флота Министерства обороны Российской Федерации" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекции, налоговый орган) от 11.04.2007 N 7254 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа в сумме 16 186, 7 руб.
Решением суда от 19.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.03.2008, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в действиях заявителя имеется состав налогового правонарушения, выразившегося в непредставлении декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, поскольку они приняты с нарушением норм материального права. По мнению предприятия, судами обеих инстанций сделан ошибочный вывод о наличии в его действиях состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ, поскольку указанная правовая норма не предусматривает ответственность за представление налоговой декларации по неустановленной форме.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу просит решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, предприятие является плательщиком налога на прибыль организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном выше-указанной статьей.
При этом статьей 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики представляют налоговые декларации не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (пункт 3 статья 289 НК РФ).
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в на-логовые органы по месту своего нахождения декларацию в целом по организации, с распределением по обособленным подразделениям (пункт 5 статья 289 НК РФ).
Первоначально декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 года была представлена предприятием 30.10.2006. Данная декларация не соответствовала форме, установленной действующим законодательством (отсутствовал 1 раздел).
Уведомлением от 13.11.2006 N 06-27/1644 инспекция предложила предприятию представить декларацию по форме, установленной приказом Министерства финансов РФ от 07.02.2006 N 24н "Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль".
23.11.2006 предприятие направило в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 года в полном объеме.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации инспекцией принято решение от 11.04.2007 N 7254 о привлечении предприятия к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 16 186, 7 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным решением, предприятие оспорило его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды обеих инстанций исходили из того, что декларация по установленной форме представлена 23.11.2006, то есть с нарушением срока. На этом основании суды сочли правомерным привлечение предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Вывод суда о наличии в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного упомянутой правовой нормой, ошибочен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей. Из буквального толкования указанной нормы следует, что предусмотренная в ней налоговая ответственность распространяется на те виновные противоправные деяния налогоплательщика, которые выражены в непредставлении им налоговой декларации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, данная норма закона не предусматривает ответственности налогоплательщика за действия, выразившиеся в представлении налоговой декларации не в полном объеме (отсутствие 1 раздела). Более того, в соответствии со статьей 88 НК РФ, в редакции действовавшей в период возникших правоотношений, при выявлении в ходе проверки ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимся в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога.
При таких обстоятельствах, вывод судебных инстанций, установивших фактические обстоятельства, о правомерном привлечении предприятия к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ основан на неправильном применении норм материального права, поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления предприятия.
Расходы по уплате государственной пошлины по заявлению - 2 000 руб., апелляционной жалобе - 1 000 руб., кассационной жалобе - 1 000 руб. на основании статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с инспекции в пользу предприятия.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 19.11.2007, постановление апелляционной инстанции от 21.03.2008 по делу N А24-2256/07-15 Арбитражного суда Камчатской области отменить, заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление Тихоокеанского флота Министерства обороны Российской Федерации" удовлетворить.
Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому от 11.04.2007 N 7254 недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление Тихоокеанского флота Министерства обороны Российской Федерации" государственную пошлину за рассмотрение заявления - 2 000 руб., апелляционной жалобы - 1 000 руб., кассационной жалобы - 1 000 руб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Камчатской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
- 18.09.2013 Новое основание для блокировки расчетного счета: о чем необходимо помнить?
- 27.08.2013 Непредставление декларации приведет к закрытию расчетного счета
- 24.07.2013 Ошибка в КПП на декларации: налоговые последствия
- 05.10.2016 Долги по налогу по «уточненке»: права ли налоговая инспекция, которая насчитала штраф?
- 07.03.2013 Общество признано банкротом – кто обязан предоставлять данные в органы статистики?
- 24.08.2012 ВАС РФ обратил внимание на обязанность сдачи сведений по ССЧ независимо от количества работников
- 26.05.2025 Первая декларация по туристическому налогу: ФНС указала на типичные ошибки
- 07.04.2025 Налоговая введет новую форму единой декларации
- 25.03.2024 Единую упрощенную декларацию можно будет сдавать реже
- 23.10.2013 За непредставление в установленный срок декларации за отчетный период привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ нельзя
- 23.10.2012 Минфин России рассмотрел вопросы применения ответственности за несвоевременное представление декларации
- 12.02.2010 Представление налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
- 18.08.2011 Компания решила отчитываться через сайт ФНС
- 17.08.2011 Любой иностранный гражданин имеет право на получение ЭЦП
- 24.01.2011 Чем рискует ваша компания из-за ошибок при сдаче отчетности
- 13.10.2022 Виноградари представляют урожайную декларацию
- 01.09.2022 ФНС России должна самостоятельно исключать из учета ошибочно принятые декларации
- 30.08.2022 Введены новые коды операций для декларации по НДС
- 01.09.2024
Налоговый орган
приостановил операции по счетам предпринимателя в банке, ссылаясь на непредставление налоговых деклараций по общей системе налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку предприниматель не представил доказательства, подтверждающие направление в налоговый орган заявления о переходе на УСН.
- 14.07.2024
Обстоятельства: Управлением
Росимущества нарушен срок представления налоговой декларации.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют доказательства принятия управлением необходимых и своевременных мер для выдачи Федеральному казначейству доверенности для представления его интересов, в том числе при подаче налоговых деклараций в 2022 году.
- 10.07.2024
Налоговый орган
приостановил операции по счетам налогоплательщика, а также переводы электронных денежных средств, начислил штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ, отказал в принятии налоговой декларации по водному налогу в связи с нарушением установленного п. 1 ст. 333.15 НК РФ срока подачи налоговой отчетности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обязанность по представлению налоговой декларации п
- 17.10.2016
Если уточненная налоговая декларация
представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы - 03.03.2013 До момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридическое лицо обязано представлять информацию в органы государственного статистического учета.
- 24.08.2012
Суд отметил, что п.
ст. 80 НК РФ не предусмотрено непредставление в налоговый орган налогоплательщиками (ИП), у которых отсутствуют наемные работники, сведений о среднесписочной численности.
- 19.07.2023
Налогоплательщик указывал
на неотражение в карточке расчетов с бюджетом данных уточненной налоговой декларации по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку декларация подана за пределами трехлетнего срока, наличие объективных препятствий для своевременной подачи уточненной налоговой декларации не доказано.
- 23.08.2017
Суд правильно
указал на отсутствие у инспекции права отказать в принятии налоговой декларации, поданной в установленной форме. Подача уточненной налоговой декларации в период проведения и после окончания выездной налоговой, так же, как и после принятия решения по результатам такой проверки, не запрещены. Налогоплательщик не ограничен сроком на представление уточненной налоговой декларации, в том числе и в случае, когда по ре - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 23.10.2013 Письмо ФНС от 30 сентября 2013 г. № СА-4-7/17536
- 27.11.2012 Письмо ФНС России от 21.11.2012 г. № АС-4-2/19575@
- 21.11.2010 Письмо Минфина РФ от 12 ноября 2010 г. N 03-02-07/1-518
- 12.02.2024 Письмо Минфина России от 21.12.2023 г. № 03-03-06/1/124257
- 03.07.2023 Письмо ФНС России от 14.06.2023 г. № БВ-15-7/60
- 18.08.2011 Письмо Минфина России от 09.08.2011 г. № 03-03-06/1/464
- 04.06.2025 Письмо Минфина России от 03.04.2025 г. № 03-03-06/1/32867
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 27.05.2025 Письмо Минфина России от 11.03.2025 г. № 03-04-05/23900
Комментарии