
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 ноября 2002 года Дело N А26-3399/02-02-11/136
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 ноября 2002 года Дело N А26-3399/02-02-11/136
Инспекция получала информацию от коммерческих организаций, а не из официальных источников информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировок, как того требуют положения пунктов 4 - 11 статьи 40 НК РФ.
08.10.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2002 года Дело N А26-3399/02-02-11/136
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Пастуховой М.В., Кочеровой Л.И., при участии от закрытого акционерного общества "Петрозаводский ДОК" юрисконсульта Залевской Н.В. (доверенность от 01.08.2002), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия главного специалиста Лунькова М.Н. (доверенность от 10.09.2002 N 1.4-06/170), рассмотрев 21.11.2002 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.08.02 по делу N А26-3399/02-02-11/136 (судьи Подкопаев А.В., Булдаков В.С., Курчакова В.М.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Петрозаводский ДОК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - Инспекция) от 29.05.02 N 4.2-184 в части доначисления налогов, начисления пеней и штрафов, а также требования от 29.05.02 N 4.2/8866.
Решением арбитражного суда от 15.08.02 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и отказать в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, суд при вынесении решения по делу признал недействительным решение налогового органа от 29.05.02 N 4.2-184 также и в части доначисления налога на добавленную стоимость, налога на прибыль за 2000 и 2001 годы, что Обществом не оспаривалось. Поэтому в этой части решение арбитражного суда от 15.08.2002 является немотивированным и необоснованным.
Инспекция ссылается на то, что цена не зависит от объема разгружаемой продукции. Податель жалобы указывает, что оплата услуг Общества производилась обществом с ограниченной ответственностью "Древстрой" (далее - ООО "Древстрой") ежемесячным взаимозачетом по акту сверки расчетов, без взимания процентов за отсрочку платежа, что, по мнению ответчика, означает взаимозависимость ООО "Древстрой" и Общества.
Инспекция считает, что справочник средних цен не может служить достаточным основанием для определения цены услуги, поскольку существует определенный перечень затрат, включаемых в себестоимость. Разброс цен на предоставляемую услугу по разгрузке пиловочника у опрашиваемых организаций составляет 4%, что реально отражает рыночную ситуацию.
Таким образом, податель жалобы считает, что судом не были всесторонне и полно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция в период с 15.01.2002 по 05.03.2002 провела выездную налоговую проверку деятельности Общества по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах, за исключением налога на доходы физических лиц и единого социального налога.
В процессе налоговой проверки были выявлены нарушения правильности определения цен на услуги, оказываемые Обществом взаимозависимому лицу. Налоговым органом установлено, что с 02.10.2000 Общество оказывает ООО "Древстрой" услуги по разгрузке пиловочника. В четвертом квартале 2000 года цена оказываемой услуги составляла 4,3 рубля за один кубический метр, в то время как для сторонних организаций цена за аналогичные услуги составляла 19,3 рубля. По сведениям Инспекции, средняя цена на разгрузку пиловочника составляет 30 рублей за один кубический метр.
Таким образом, в ходе проверки ответчик установил отклонение цен от рыночных на 66% в сторону занижения. Результаты проверки зафиксированы в акте от 02.04.02 N 4.3-149. На основании данного акта и представленных разногласий Инспекцией было принято решение от 29.05.02 N 4.2-184 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а именно за неполную уплату налога на прибыль, дополнительных платежей по налогу на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Правонарушение возникло вследствие занижения цены оказываемой услуги. Решением также были начислены пени за несвоевременную уплату вышеназванных налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Положения пункта 2 статьи 40 НК РФ позволяют налоговым органам при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверять правильность применения цен по сделкам лишь в строго определенных случаях, а именно: между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным) операциям, при совершении внешнеторговых сделок, при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Согласно пункту 3 статьи 40 НК РФ налоговые органы вправе доначислить налоги и начислить пени, рассчитанные таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Пунктом 9 статьи 40 НК РФ предусмотрено, что при определении рыночных цен на товары, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этих товаров, работ или услуг сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. Учитываются такие условия сделок, как количество, объем поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
При этом бремя доказывания несоответствия цен, применяемых при оказании услуг либо при реализации товара по рыночным ценам, лежит на налоговом органе в силу положений пункта 1 статьи 40 НК РФ. Процедура определения рыночной цены на услуги или товары обязательна для налогового органа и установлена пунктами 4 - 11 данной статьи.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Инспекция нарушила порядок определения рыночной цены, установленный пунктами 4 - 11 статьи 40 НК РФ. В частности, налоговым органом не были учтены характеристика технических средств, с помощью которых оказывались услуги, особенности предоставляемых услуг как единого комплекса, месторасположение предприятия и другие обстоятельства, которые могут оказать влияние на формирование цены.
Кроме того, Инспекция получала информацию от коммерческих организаций, а не из официальных источников информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировок, как того требуют положения пунктов 4 - 11 статьи 40 НК РФ.
При рассмотрении дела суд может учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4 - 11 данной статьи.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что суд первой инстанции, всесторонне исследовав все представленные по делу доказательства, пришел к правильному выводу о том, что расчет Инспекции не может служить надлежащим основанием для доначисления Обществу налогов и начисления пеней.
Общество просило признать недействительным решение налогового органа от 29.05.02 N 4.2-184 о доначислении налогов и начислении пеней. Во втором абзаце просительной части искового заявления Общество просит признать недействительным решение в части пунктов 1 - 5. В мотивировочной части искового заявления Общество приводит доводы только относительно доначисления на основании статьи 40 НК РФ налогов и пеней по эпизоду оказания Обществом услуг ООО "Древстрой" по разгрузке пиловочника. В части эпизодов спора о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 12544 руб. по имуществу, переданному в уставный капитал, доначислении за 2000 и 2001 годы налога на прибыль соответственно в суммах 2452 руб. и 8251 руб. по излишне списанному на себестоимость налогу с владельцев транспортных средств, решение налогового органа Обществом не оспаривается.
Таким образом, суд, удовлетворив исковые требования в полном объеме, вышел за пределы иска, в связи с чем нарушил нормы процессуального права (статья 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 05.04.95), поэтому решение суда в этой части подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункты 1 и 2 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.08.02 по делу N А26-3399/02-02-11/136 изменить.
Признать недействительными решение от 29.05.2002 N 4.2-184 и требования от 29.05.2002 N 4.2/8866 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия в части доначисления налогов и пеней закрытому акционерному обществу "Петрозаводский ДОК" по эпизоду оказания обществу с ограниченной ответственностью "Древстрой" услуг по разгрузке пиловочника.
Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
ПАСТУХОВА М.В.
КОЧЕРОВА Л.И.
- 29.08.2023 В УФНС назвали основные ошибки в уведомлениях об исчисленных налогах
- 07.04.2014 Наличие просроченной задолженности у организации не является обстоятельством непреодолимой силы
- 03.06.2011 Уплату налога можно перенести на более поздний срок
- 09.06.2015 ФНС России и ОЭСР обсуждают вопросы администрирования трансфертного ценообразования
- 02.12.2013 Нормы по консолидированному налогообложению необходимо доработать
- 22.11.2013 Штраф за неуведомление о совершении контролируемых сделок повысится
- 27.09.2021 ФНС разъяснила порядок возмещения налогов участниками налогового мониторинга
- 22.09.2007 Эффективная защита налогоплательщика №187 от 18.09.07
- 29.08.2007 Применение статьи 40 НК РФ. Отнесение в расходы процентов по векселям.
- 15.07.2013 Заполняем уведомление о контролируемых сделках
- 16.05.2013 Членство в ОЭСР – это «знак качества» для инвесторов
- 06.03.2013 Регулирование инвентаризационных разниц
- 16.02.2025
Налоговый орган
отказал налогоплательщику в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении нежилого объекта недвижимости.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не подтвердил факт наличия у него права на применение льготы по налогу на имущество организаций.
- 05.06.2023
Доначислен налог
по УСН ввиду необоснованного применения пониженной ставки, предусмотренной законом субъекта РФ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку основной вид экономической деятельности налогоплательщика, сведения о котором отражены в реестре индивидуальных предпринимателей, не соответствует виду экономической деятельности, в отношении которого предусмотрена пониженная налоговая ставк
- 14.04.2014
В соответствии с п.
2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Принимая во внимание положения п. 7 ст. 396 НК РФ, суды обоснованно признали верным исчисление предпринимателем с 01.07.2012 г. з
- 07.08.2013
Суды сделали обоснованные выводы,
что налоговый орган не доказал правомерность применения им рыночной цены реализованного обществом в проверяемом периоде взаимозависимому лицу товара, поскольку данная цена определена с нарушением требований п. п. 4 – 11 ст. 40 НК РФ, не доказал, что взаимозависимость компании и партнера повлияла на цены сделок. - 04.07.2013
Согласно п. 11 ст.
40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы и услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. Суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п. 4 – 11 ст. 40 НК РФ (п. 12 ст. 40 НК РФ). - 19.05.2013
Инспекция не доказала, что
цена реализации, примененная налогоплательщиком, отклоняется более чем на 20 процентов в сторону понижения от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам в сопоставимых условиях с рассматриваемыми условиями сделок. Суды правомерно признали недействительным решение инспекции в части предложения уменьшить убыток за 2010 год в сумме 228 732 руб. Налогоплательщиком правомерно отражен убыток от реализации спорных тра
- 29.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 02-01-06/33918
- 13.03.2025 Письмо Минфина России от 28.01.2025 г. № 03-05-04-06/6985
- 27.12.2024 Письмо Минфина России от 04.12.2024 г. № 03-11-06/2/122457
- 08.05.2013 Проект «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
- 29.03.2013 Письмо ФНС России от 15.01.2013 г. № ОА-4-13/146@
- 07.12.2012 Письмо ФНС России от 26.10.2012 № ОА-4-13/18182
Комментарии