
Судебные дела / Постановления / Постановление ВАС РФ от 5 июня 2007 г. N 15753/06
Постановление ВАС РФ от 5 июня 2007 г. N 15753/06
Обязанность по уплате сбора возникает в связи с получением плательщиком сбора документа (разрешения), удостоверяющего право на добычу (вылов) объектов водных биологических ресурсов, объем которых определен полномочным органом, и прекращается в связи с утратой им права на изъятие этих объектов из среды обитания, поскольку аннулирование разрешения прекращает срок его действия.
05.07.2007ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2007 г. N 15753/06
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой А.С., Козловой О.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Тумаркина В.М., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление федерального государственного унитарного предприятия "Магаданский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.11.2006 по делу N А37-616/06-14/4 Арбитражного суда Магаданской области.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - федерального государственного унитарного предприятия "Магаданский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" - Черкаева М.А.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области - Будыка И.Н., Егельская И.В., Оганезова А.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Магаданский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция) от 01.03.2006 N НТ-8147 о доначислении 3600000 рублей сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (далее - сбор) за 2005 год, начислении 102278 рублей 77 копеек пеней за несвоевременную уплату указанной суммы и привлечении к налоговой ответственности в виде взыскания 688500 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за неполную уплату сбора.
Нарушение законодательства о налогах и сборах инспекция усмотрела в том, что после аннулирования 22.11.2005 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области (далее - управление Россельхознадзора) разрешения на промысел водных биологических ресурсов от 11.10.2005 N 49/066-К (далее - разрешение N 49/066-К) предприятие 01.12.2005 представило в инспекцию уточненные сведения о полученном разрешении на пользование объектами водных биологических ресурсов, сумме сбора, подлежащего уплате в виде разового и регулярных взносов, по форме, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2004 N САЭ-3-21/368@ (далее - сведения).
Уточненные сведения не предусматривали уплату сбора по разрешению N 49/066-К, тогда как в первоначально представленных 14.10.2005 в инспекцию сведениях сумма сбора составляла 3600000 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено управление Россельхознадзора.
Решением суда первой инстанции от 05.06.2006 заявленное требование удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 15.11.2006 решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения инспекции от 01.03.2006 N НТ-8147 о доначислении сбора и начислении пеней отменил и в отмененной части в удовлетворении заявленного требования отказал. В остальной части судебный акт оставлен без изменения.
Отменяя частично решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции указал, что глава 25.1 Кодекса не предусматривает возможности корректировки сбора в случаях внесения изменений в разрешение, выданное ранее в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ). В части признания недействительным решения инспекции о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, решение суда первой инстанции оставлено без изменения, поскольку диспозиция этой статьи не предусматривает возможности применения ответственности за неуплату сбора.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора предприятие просит его отменить, ссылаясь на ошибочное толкование судом положений главы 25.1 Кодекса и нарушение единообразия в их применении арбитражными судами.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить оспариваемое постановление без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что постановление суда кассационной инстанции в части отказа в признании недействительным решения инспекции от 01.03.2006 N НТ-8147 о доначислении сбора и начислении пеней подлежит отмене, в остальной части - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Управлением Россельхознадзора предприятию выданы два разрешения от 11.10.2005 на добычу (вылов) краба равношипого со сроками промысла с 12.10.2005 по 31.12.2005: разрешение N 49/066-К на добычу 90 тонн краба судном "Дальокеан-1" и разрешение N 49/067-К на добычу 40 тонн краба судном "Дальокеан-2".
Предприятие 14.11.2005 представило в инспекцию сведения, согласно которым сумма сбора, подлежащая уплате по разрешению N 49/066-К, составляет 3600000 рублей, по разрешению N 49/067-К - 1600000 рублей.
Разовые взносы в сумме 520000 рублей по названным разрешениям уплачены одним платежным поручением от 03.10.2005 N 668, регулярные взносы за октябрь и ноябрь 2005 года по разрешению N 49/066-К уплачены равными долями по 1080000 рублей платежными поручениями от 17.10.2005 N 738 и от 17.11.2005 N 863.
Управление Россельхознадзора 22.11.2005 аннулировало разрешение N 49/066-К, изъяло его у капитана судна "Дальокеан-1" и внесло изменение в разрешение N 49/067-К, увеличив квоту добычи краба судном "Дальокеан-2" с 40 до 120 тонн (письма управление Россельхознадзора от 22.11.2005 N 3048 и от 22.12.2005 N 3997).
Указанные действия совершены в связи с обращениями предприятия в управление Россельхознадзора по поводу невозможности эксплуатации судна "Дальокеан-1" по техническим причинам и передачи квоты по добыче краба по разрешению N 49/066-К судну "Дальокеан-2", осуществляющему промысел на основании разрешения N 49/067-К.
Предприятие 01.12.2005 представило в инспекцию уточненные сведения, согласно которым сбор по разрешению N 49/066-К оплате не подлежит, а сбор по разрешению N 49/067-К исходя из увеличенной до 110 тонн квоты добычи краба определен в сумме 4400000 рублей.
В связи с повторным увеличением до 120 тонн квоты по данному разрешению сумма сбора составила 4800000 рублей.
Инспекция провела проверку уточненных сведений по разрешению N 49/066-К и доначислила предприятию полную сумму сбора в размере 3600000 рублей, причитавшуюся к уплате по данному разрешению изначально.
Какого-либо решения в отношении уплаты предприятием сбора по разрешению N 49/067-К инспекция не принимала.
В соответствии с пунктом 19 статьи 1 и статьей 11 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ право пользования водными биологическими ресурсами возникает на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов - документа, удостоверяющего право на добычу (вылов) определенного объема водных биологических ресурсов, и прекращается по основаниям, указанным в статье 13 названного Закона.
Согласно статье 37 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ действие разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов может быть приостановлено или такое разрешение может быть аннулировано до истечения установленного срока его действия федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также среды их обитания, в соответствии с основаниями прекращения права пользования этими ресурсами.
Обязанность по оформлению, выдаче, регистрации разрешений на добычу (вылов) объектов водных биологических ресурсов, внесению изменений в разрешения, приостановлению действия разрешений или аннулированию разрешений до истечения установленного срока их действия возложена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2005 N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов" (пункт 3) на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В Магаданской области названные полномочия осуществляет управление Россельхознадзора (пункты 5.4.2 и 5.4.3 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 30.03.2005 N 96).
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 20.12.2004 N 183 предприятию определена квота на добычу (вылов) краба равношипого. Управлением Россельхознадзора выданы разрешения N 49/066-К и N 49/067-К.
Следовательно, разрешение N 49/066-К получено предприятием и аннулировано в установленном порядке.
Обязанность по уплате сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом (пункт 1 статьи 44).
Согласно пункту 2 статьи 333.5 Кодекса сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового взноса при получении разрешения и регулярных взносов, которые уплачиваются равными долями в течение срока действия разрешения.
Таким образом, обязанность по уплате сбора возникает в связи с получением плательщиком сбора документа (разрешения), удостоверяющего право на добычу (вылов) объектов водных биологических ресурсов, объем которых определен полномочным органом, и прекращается в связи с утратой им права на изъятие этих объектов из среды обитания, поскольку аннулирование разрешения прекращает срок его действия.
Предприятию по разрешению N 49/066-К выделена квота на добычу 90 тонн краба равношипого с 12.10.2005 по 31.12.2005. Данное разрешение аннулировано 22.11.2005, так как собственник судна "Дальокеан-1" - общество с ограниченной ответственностью "Океан-Продукт" - вывел его из эксплуатации из-за аварийной ситуации.
С момента аннулирования разрешения N 49/066-К прекращается право пользования водными биологическими ресурсами.
Следовательно, соответствующие суммы взносов подлежали перерасчету.
Доначисление и взыскание сбора обусловлено неуплатой либо неполной уплатой его в бюджет (статьи 45 и 46 Кодекса). Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате сбора (в частности, при наличии недоимки по сбору) и определяются в процентах от неуплаченной суммы сбора (статья 75 Кодекса).
В данном случае в период действия разрешения N 49-066-К предприятие уплатило взносы в надлежащем размере и в установленные сроки, поэтому у инспекции оснований для доначисления сбора и начисления пеней не было.
При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемый судебный акт подлежит отмене как нарушающий единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.11.2006 по делу N А37-616/06-14/4 Арбитражного суда Магаданской области в части отказа федеральному государственному унитарному предприятию "Магаданский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" в признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области от 01.03.2006 N НТ-8147 о доначислении сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и начислении пеней отменить.
В отмененной части решение Арбитражного суда Магаданской области от 05.06.2006 по тому же делу оставить без изменения.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Председательствующий
В.Н.ИСАЙЧЕВ
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 19.03.2014 Льготой по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов могут пользоваться «добытчики» рыбы
- 18.03.2014 Имеют ли право на снижение ставки сбора за пользование водными ресурсами закупщики рыбы, расскажет ВАС РФ
- 27.07.2010 Сколько стоит право на рыбалку иностранцу и российскому ИП?
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 16.02.2025
По результатам
проверки Управление Росприроднадзора установило факт наличия у общества долга по внесению вышеназванной платы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обязанность по внесению платы за сброс лигносульфонатов у общества отсутствует, так как протоколы общества не подтверждают факт сброса им лигносульфонатов, наличие данного вещества не подтверждено надлежащей методикой.
- 17.12.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на имущество, водный налог, штраф по п. 1 ст. 120 НК РФ, уменьшил убытки, ссылаясь на неправомерное применение обществом льготы, предусмотренной пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом оказаны услуги питания и проживания спортивных команд на период проведения спортивных мероприятий. Их заселение производилось не в целях
- 14.04.2008 В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства того, что Общество является производителем биоресурсов (водорослей) и именно его силами выращивались эти водоросли, а отведенные заявителю для заготовки водорослей прибрежные участки акватории Белого моря относятся к сельскохозяйственным землям. Из материалов дела как раз усматривается иное, а именно: отведенные Обществу земли являются промышленными.
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 16.05.2025 г. № 03-02-08/48073
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 29.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 02-01-06/33918
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 20.03.2025 г. № 03-06-07-02/27741
- 21.05.2025 Письмо Минфина России от 30.04.2025 г. № 03-05-06-01/43860
- 28.04.2025 Письмо Минфина России от 11.03.2025 г. № 03-06-07-03/23480
Комментарии