Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 11 июня 2010 г. N ВАС-4157/10

Определение ВАС РФ от 11 июня 2010 г. N ВАС-4157/10

Переход на общую систему налогообложения не является основанием для применения п.5 ст.173 НК РФ, поскольку предприниматель не только считал себя лицом, обязанным уплачивать данный налог, но и фактически уплачивал его в бюджет. Следовательно, инспекция, доначисляя налог на добавленную стоимость за указанный период, допустила двойное налогообложение одним и тем же налогом

23.06.2010  

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 июня 2010 г. N ВАС-4157/10

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Петровой С.М., судей Вышняк Н.Г. и Завьяловой Т.В. рассмотрела в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Стадниченко Анны Дмитриевны (ул. Химиков, 4, г. Яровое Алтайского края, 658839) от 14.03.2010 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 04.06.2009 по делу N А03-6228/2008-34, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.12.2009 по тому же делу по заявлению индивидуального предпринимателя Стадниченко Анны Дмитриевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Алтайскому краю (ул. Крупской, 185, г. Славгород Алтайского края, 658823) о признании недействительным решения от 06.05.2008 N РА-006-13.

Суд

установил:

индивидуальный предприниматель Стадниченко Анна Дмитриевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Алтайскому краю (далее - инспекция) от 06.05.2008 N РА-006-13, которым ей было доначислено 719 385 рублей налога на добавленную стоимость, 54 569 рублей единого налога на вмененный доход, соответствующие суммы пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также штраф по пункту 1 статьи 126 Кодекса.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.07.2008, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008, в удовлетворении требования о признании недействительным решения инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость, начисления пеней и штрафа отказано; в остальной части производство по делу прекращено в связи с отказом предпринимателя от заявленных требований.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 10.02.2009 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменил, дело направил на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела предприниматель уточнил требование и просил признать недействительным решение инспекции в полном объеме.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.06.2009, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009, в удовлетворении требования отказано.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 14.12.2009 судебные акты нижестоящих судов оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов предприниматель просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права и принять по делу новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.

Рассмотрев заявление в части признания недействительным решения инспекции о доначислении налога на добавленную стоимость, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Из содержания оспариваемых судебных актов следует, что налоги, пени, штрафы были доначислены предпринимателю по итогам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.

Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость за период с 3-го квартала 2005 года по 4-й квартал 2007 года, начисления пеней и штрафа явились выводы инспекции о том, что в нарушение подпункта 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса предприниматель не исчислял и не уплачивал в бюджет налог, полученный от покупателей товаров по выставленным счетам-фактурам с выделением суммы налога.

Из материалов дела следует, что в проверяемый период предприниматель применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы" и единый налог на вмененный доход.

Когда доход от всех видов деятельности, в том числе подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход, превысил 15 000 000 рублей, предприниматель 16.08.2005 сообщил инспекции об утрате им права на применение упрощенной системы налогообложения и переходе с 10.08.2005 на общий режим налогообложения.

Сочтя исполненными требования пункта 4 статьи 346.13 Кодекса, предприниматель с 01.08.2005 перешел на общую систему налогообложения.

В ходе выездной налоговой проверки инспекция установила, что при определении величины предельного размера доходов, ограничивающего право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, предприниматель учел в составе доходов не только выручку, полученную от осуществления деятельности, подлежащей обложению указанным налогом, но и доходы от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.

Исходя из деклараций по упрощенной системе налогообложения, представленных предпринимателем, инспекция пришла к выводу об отсутствии оснований для утраты предпринимателем права на применение упрощенной системы налогообложения, поскольку его доходы за 2005 год не превысили установленной Кодексом предельной величины.

При изложенных обстоятельствах инспекция признала неправомерным переход предпринимателя на общий режим налогообложения с 01.08.2005.

Поскольку в проверяемый период предприниматель не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, однако выставлял покупателям счета-фактуры с выделением суммы налога, инспекция, руководствуясь подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса, предложила ему уплатить в бюджет полученный налог на добавленную стоимость, начисленные суммы пеней и штрафа.

Суды при рассмотрении дела согласились с выводами инспекции об отсутствии у предпринимателя права на применение общего режима налогообложения с 01.08.2005. По мнению судов, применяя упрощенную систему налогообложения, предприниматель не вправе был по своему усмотрению без наличия оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса, переходить на общий режим налогообложения. Поскольку предприниматель не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, то он неправомерно выставлял покупателям счета-фактуры с выделением сумм налога и поэтому обязан перечислить полученный налог в бюджет.

По мнению коллегии судей, выводы судов о том, что доход от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, не учитывается при определении величины предельного размера дохода, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, является верным.

Однако при рассмотрении спора о доначислении налога на добавленную стоимость за 2005, 2006, 2007 годы судами не учтено следующее.

Согласно пункту 6 статьи 346.13 Кодекса налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 16.08.2005 предприниматель сообщил инспекции об утрате им права на применение упрощенной системы налогообложения и переходе с 10.08.2005 на общий режим налогообложения.

Поскольку применение специального налогового режима является правом налогоплательщика, то указанное сообщение следует рассматривать как уведомление предпринимателем инспекции о его намерении перейти на иной режим налогообложения.

Принимая во внимание уведомление инспекции предпринимателем о переходе на общую систему налогообложения до 15 января 2006 года, он считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2006. При таких обстоятельствах порядок перехода предпринимателя с упрощенной системы налогообложения на иную систему налогообложения соблюден.

Из изложенного следует, что с 01.01.2006 предприниматель являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, в связи с чем правомерно выставлял покупателям счета-фактуры с выделением сумм налога.

В отношении доначисления налога на добавленную стоимость за 3-й, 4-й квартал 2005 года коллегия судей считает, что переход на общую систему налогообложения не является основанием для применения пункта 5 статьи 173 Кодекса, поскольку предприниматель не только считал себя лицом, обязанным уплачивать данный налог, но и фактически уплачивал его в бюджет. Следовательно, инспекция, доначисляя налог на добавленную стоимость за указанный период, допустила двойное налогообложение одним и тем же налогом.

При таких обстоятельствах судебные акты по делу N А03-6228/2008-34 Арбитражного суда Алтайского края в указанной части нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права, что согласно положениям статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.

Доводы заявителя в части доначисления единого налога на вмененный доход, начисления пеней и штрафа по этому налогу, а также штрафа по пункту 1 статьи 126 Кодекса, по мнению коллегии судей, направлены на переоценку исследованных судами доказательств, и не свидетельствуют о неправильном применении судами положений пункта 1 статьи 126, статей 346.26, 346.27, 346.29 Кодекса.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А03-6228/2008-34 Арбитражного суда Алтайского края для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 04.06.2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.12.2009.

2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.

3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 20 июля 2010 года.

Председательствующий судья

С.М.ПЕТРОВА

Судья

Н.Г.ВЫШНЯК

Судья

Т.В.ЗАВЬЯЛОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
Все новости по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все новости по этой теме »

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Все новости по этой теме »

НДС
Все статьи по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все статьи по этой теме »

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДС
  • 13.08.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДС, пени, штраф. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что обществом были искажены сведения о фактах его хозяйственной жизни и объекте налогообложения, что лишило общество права на получение преференций в виде права на вычеты по НДС по сделкам с контрагентами. 

  • 13.08.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислены налог на прибыль и НДС, пени, штраф. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом были искусственно созданы условия для получения налоговой экономии путем формального заключения сделок с контрагентами, не ведущими реальной экономической деятельности и не исполняющими налоговые обязательства, основной целью которых являлось снижение налогов

  • 13.08.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с необоснованным занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения путем совершения операций


Вся судебная практика по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 27.07.2025  

    Налоговый орган сделал вывод об утрате предпринимателем права на применение патентной системы налогообложения (ПСН) в связи с превышением лимита доходов. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждены превышение установленного лимита доходов и утрата в связи с этим предпринимателем права на применение ПСН с начала налогового периода, на который был выдан патент. 

  • 27.07.2025  

    Предпринимателю доначислены единый налог по УСН, НДФЛ, НДС. Также предприниматель привлечен к ответственности за непредставление налоговой декларации и неполную уплату налога. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заключенные между предпринимателем и взаимосвязанными с ним организациями-застройщиками сделки свидетельствуют о создании формального документооборота, позволяющего предприн

  • 24.07.2025  

    Обществу начислены НДС, НДФЛ и страховые взносы, пени и штрафы, так как установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что общество, применяющее УСН, при ведении финансово-хозяйственной деятельности осуществляло дробление бизнеса, направленное на снижение предельных показателей до установленных законодательством, позволяющих применять специальный налоговый режим в каждом из хозяйствующих субъектов. 

    Итог


Вся судебная практика по этой теме »

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
  • 30.07.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику (предпринимателю) ЕНВД, пени и штраф, посчитав, что при исчислении ЕНВД последний занизил налоговую базу в результате неправильного определения величины физического показателя "площадь торгового зала". 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт осуществления налогоплательщиком розничной торговли в помещениях площадью, размер которой был применен налого

  • 14.05.2025  

    Обществу доначислены НДС, налог на прибыль, штрафы по причине применения схемы дробления бизнеса с использованием взаимозависимого лица, применявшего специальный налоговый режим в виде ЕНВД.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участием взаимозависимого лица, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды.

  • 14.05.2025  

    Обществу доначислены НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие


Вся судебная практика по этой теме »