Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №8-O от 13.01.2000
Определение КС РФ №8-O от 13.01.2000
Правовое регулирование вопросов, относящихся к общефедеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единое экономическое пространство. Субъекты Российской Федерации не могут вводить налоги и сборы, не предусмотренные федеральными законами.
13.01.2000Определение Конституционного Суда РФ
от 13 января 2000 г. № 8-О
"По жалобе гражданки Маршаковой Екатерины Захаровны на нарушение
ее конституционных прав статьей 10 Закона Республики Мордовия
"О торговле и оказании услуг населению в Республике Мордовия"
и постановлениями Правительства Республики Мордовия "Об аттестации
хозяйствующих субъектов в сфере оптовой торговли товарами народного
потребления" и "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере
розничной торговли товарами народного потребления на территории
Республики Мордовия"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д.Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Е.З.Маршаковой, установил:
1. В жалобе гражданки Е.З.Маршаковой оспаривается конституционность статьи 10 Закона Республики Мордовия от 27 ноября 1995 года "О торговле и оказании услуг населению в Республике Мордовия", устанавливающей, что все хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории Республики Мордовия свою деятельность в сфере торговли, подлежат аттестации, за проведение которой обязаны уплатить аттестационный сбор, зачисляемый в местный бюджет, а также постановлений Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 1995 года N 285 "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере оптовой торговли товарами народного потребления" и от 12 мая 1996 года N 238 "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли товарами народного потребления на территории Республики Мордовия", определяющих размер аттестационного сбора и порядок проведения аттестации.
По мнению заявительницы, установление запрета для хозяйствующих субъектов осуществлять деятельность в сфере торговли без аттестационного свидетельства ограничивает ее право заниматься предпринимательской деятельностью, что противоречит
статьям 34 и 55 Конституции Российской Федерации, а введение не предусмотренных федеральными законами сборов за проведение аттестации нарушает
статью 57 Конституции Российской Федерации.
2. Согласно ГК Российской Федерации граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом; при этом отдельные виды деятельности они могут осуществлять только на основании специального разрешения - лицензии (пункты 1 и 3 статьи 23 и
пункт 1 статьи 49). Перечень таких видов деятельности определен Федеральным законом от 25 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности".
По смыслу же статьи 10 Закона Республики Мордовия "О торговле и оказании услуг населению в Республике Мордовия", все виды деятельности в сфере торговли осуществляются лишь при наличии соответствующего свидетельства об аттестации. Это подтверждается и пунктом "а" части второй статьи 23 того же Закона, согласно которой Государственное Собрание и Правительство Республики Мордовия вправе запрещать и пресекать деятельность, осуществляемую с нарушением установленного порядка аттестации. Положением об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли товарами народного потребления, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли товарами народного потребления на территории Республики Мордовия", осуществление деятельности в сфере торговли без свидетельства об аттестации запрещается и рассматривается как нарушение правил торговли, влекущее соответствующую ответственность (пункт 4).
Введение аттестации хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, соответствует целям и порядку проведения лицензирования, как они определены Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Следовательно, статья 10 Закона Республики
Мордовия "О торговле и оказании услуг
населению в Республике Мордовия", по сути,
закрепляет скрытую форму лицензирования
всей торговой деятельности на территории
Республики Мордовия и расширяет перечень
видов деятельности, подлежащих
лицензированию и оплате лицензионным
сбором, установленный названным
Федеральным законом, а предусмотренный ею
аттестационный сбор по своему правовому
содержанию представляет собой
обязательный взнос, взимаемый с
организаций и физических лиц, уплата
которого является одним из условий выдачи
разрешения на осуществление торговой
деятельности, т.е. сбор в понимании статьи
8 Налогового кодекса Российской
Федерации.
Между тем определение видов предпринимательской деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, как относящееся к сфере гражданского законодательства, составляет согласно
статье 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации исключительное ведение Российской Федерации, а установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "и" части
1, Конституции Российской Федерации).
Вопросы о полномочиях субъектов Российской Федерации в сфере регулирования гражданских правоотношений и установления налогов и сборов уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, в
постановлении от 4 марта 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона "О рекламе" Конституционным Судом Российской Федерации сформулирована правовая позиция, согласно которой
правовое регулирование вопросов, относящихся к общефедеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единое экономическое пространство. В постановлении
от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что
субъекты Российской Федерации не могут вводить налоги и сборы, не предусмотренные федеральными законами. Этот вывод подтвержден в
определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 1998 года по запросам Ленинского районного суда города Оренбурга и Центрального районного суда города Кемерово о проверке конституционности статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Правовые позиции, изложенные в названных решениях Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющие свою силу, распространяются на законы субъектов Российской Федерации в сферах гражданского законодательства и налогообложения и сборов. Следовательно, в силу части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" статья 10 Закона Республики Мордовия "О торговле и оказании услуг населению в Республике Мордовия", как содержащая такие же положения, какие были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, подлежит отмене и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами. То же относится к принятым в развитие данной статьи и конкретизирующим ее подзаконным актам - постановлениям Правительства Республики Мордовия.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 и частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Статья 10 Закона Республики Мордовия "О торговле и оказании услуг населению в Республике Мордовия" и принятые в соответствии с ней постановления Правительства Мордовия от 28 сентября 1995 года N 285 "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере оптовой торговли товарами народного потребления" и от 12 мая 1996 года N 238 "Об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли товарами народного потребления на территории Республики Мордовия", как содержащие такие же положения, какие постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона "О рекламе" и от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, подлежат отмене в установленном порядке и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
2. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Маршаковой Екатерины Захаровны, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации приняты постановления, сохраняющие свою силу.
3. Определение по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", официальных изданиях органов государственной власти Республики Мордовия, а также "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации М.В.Баглай
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Н.В.Селезнев



