Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №193-O от 05.11.1999
Определение КС РФ №193-O от 05.11.1999
Правительство Российской Федерации в рамках своей компетенции обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, в том числе налоговой, политики (статья 114, пункт "б" части 1, Конституции Российской Федерации) и осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральным законом (статья 114, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). Оно вправе на основании федерального закона установить порядок взимания налогового платежа и конкретизировать установленные законодателем нормативные положения, определяющие существенные элементы налогового обязательства.
05.11.1999Определение Конституционного Суда РФ
от 5 ноября 1999 г. № 193-О
"По жалобам гражданина Кущиди Макара Ивановича на нарушение его
конституционных прав положениями статьи 3 Закона Российской
Федерации "О таможенном тарифе" и пункта 2 постановления
Правительства Российской Федерации "О товарной номенклатуре,
применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности,
и о таможенном тарифе Российской Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л.Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалоб гражданина М.И.Кущиди, установил:
1. Гражданин М.И.Кущиди в сентябре 1997 года и январе 1998 года при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации уплатил таможенные пошлины, размер которых был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 года N 1560 "О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и о таможенном тарифе Российской Федерации", принятом в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года "О таможенном тарифе". В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации заявитель утверждает, что указанными положениями постановления и Закона нарушается его право, вытекающее из
статьи 57 Конституции Российской Федерации, платить только законно установленные налоги и сборы, поскольку в данном случае существенный элемент налога - размер ставки таможенной пошлины - установлен не законом, а правительственным актом. При этом заявитель ссылается на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную им в
постановлении от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", согласно которой существенные элементы налогового обязательства могут устанавливаться только законом.
2. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации в пределах, установленных данным Законом. В том же пункте 2 указано, что предельные ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствующей нации, устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации. Во исполнение этого требования Закона Верховный Совет Российской Федерации в постановлении от 21 мая 1993 года "О введении в действие Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" установил их в размере 100 процентов от таможенной стоимости товара. Предельные ставки ввозных таможенных пошлин в отношении прочих товаров также установлены в той же норме Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" - они увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений данного Закона.
Конкретные же ставки таможенных пошлин по тем или иным группам ввозимых товаров в Таможенном тарифе - своде таможенных ставок, утвержденном пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 года N 1560 "О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и о таможенном тарифе Российской Федерации", - определены именно в пределах ставок, установленных законодателем, причем их размеры значительно ниже предельных.
3. Порядок определения ставок таможенных пошлин, согласно которому их предельный размер, как существенный элемент налогового обязательства, устанавливается законом, а сами ставки по отдельным группам товаров конкретизуются Правительством Российской Федерации, не противоречит конституционному понятию законного установления налогов и сборов. Такой вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в
постановлении от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". В нем указывается, в частности, что
Правительство Российской Федерации в рамках своей компетенции обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, в том числе налоговой, политики (статья 114, пункт "б" части
1, Конституции Российской Федерации) и осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральным законом (статья 114, пункт "ж" части
1, Конституции Российской Федерации). Оно вправе на основании федерального закона установить порядок взимания налогового платежа и конкретизировать установленные законодателем нормативные положения, определяющие существенные элементы налогового обязательства.
Таким образом, требование уплаты ввозных таможенных пошлин, определенных Правительством Российской Федерации в порядке и в пределах, установленных законодательством о налогах и сборах, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы граждан, а следовательно, основания для принятия Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению жалоб гражданина М.И.Кущиди, вытекающие из статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", отсутствуют.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Кущиди Макара Ивановича как не отвечающих критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
3. В соответствии со статьей 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации М.В.Баглай
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Н.В.Селезнев
- 22.05.2019 На сайте ФНС функционирует удобный сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»
- 22.05.2019 Формулировки «ежемесячно до 15-го числа…» и «ежемесячно не позднее 15-го числа…» являются равнозначными
- 20.03.2014 Отказ в выдаче «алкогольной» лицензии не влечёт возврата государственный пошлины
- 05.08.2013 Утилизационный сбор не обладает обязательными элементами налогообложения
- 04.09.2012 ФТС предоставила информацию о реквизитах по оплате утилизационного сбора
- 16.07.2012 Утилизационный сбор «придет» к нам с 1 августа 2012 года
- 17.01.2013 Импортные компьютеры могут «вырасти» в цене
- 23.08.2012 23 августа 2012 года вступает в силу новая редакция ЕТТ ТС
- 15.08.2012 Президент не даст обнулить пошлины на региональные самолеты
- 15.09.2021 Оперативный контроль, как новая форма налоговых проверок. «Ну что опять?»
- 22.02.2008 Применение презумпции правоты налогоплательщика
- 29.08.2007 Дискриминационные льготы по ЕСН и НДС
- 29.08.2007 Аренда - услуга ?
- 22.04.2011 Клуб налоговедов обсудил парафискальные платежи
- 29.08.2007 Есть ли еще фискальные взносы ?
- 29.08.2007 Применение норм НК РФ к "плате за грязь"
- 01.06.2009 Как не "попасть" с рыночной ценой?
- 18.08.2008 Таможенная практика: спорные моменты
- 23.06.2008 Когда надо и не надо беспокоиться о таможенной декларации, выезжая за границу
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 31.10.2022
По результатам
выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду неправомерного применения налоговых вычетов по НДС и включения в состав расходов по налогу на прибыль затрат на основании документов, оформленных от имени контрагентов в связи с отсутствием совершения реальных сделок с этими контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представленные об
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.
- 24.04.2009 Законодатель вправе определить элемент юридического состава налога на прибыль организаций, каковым является субъект налога, таким образом, чтобы осуществляющие государственные функции организации, обладающие правами юридического лица, признавались налогоплательщиками независимо от того, закреплено ли имущество за этими организациями на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) либо оно входит в состав казны
- 15.10.2008 С учетом большого объема информации об изменении кадастровой стоимости участков, расположенных на территории г. Тюмени, ее размещение в печатном издании не представлялось возможным; информация была размещена на официальном сайте Администрации и в "Интернет-издании Ньюспром.Ру". Публикация кадастровой стоимости земельных участков произведена Администрацией надлежащим образом
- 12.03.2008 Утрата доказательств публикации или обнародования нормативного акта сама по себе не свидетельствует, что населению г. Сухого Лога и иным заинтересованным лицам не была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием. Отсутствие источника опубликования не влияет на свойство нормативности изданного акта и в рассматриваемом случае не нарушает прав налогоплательщика, выполняющего предписание данного акта и уплачивающего налоги в течение длительного време
- 05.06.2007 Законность взымания платы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ не может быть проверена Конституционным Судом РФ
- 11.04.2007 Ссылка таможенного органа на то, что указанный в пункте 3 статьи 350 ТК РФ срок выставления требования не является пресекательным, неправомерна, поскольку законодатель четко определил временные рамки выставления требования и момент исчисления этого срока, а его нарушение влечет недействительность требования таможенного органа.
- 18.03.2004
В период со дня
вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1998 года "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона от 17 июня 1999 года "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" оспариваемые заявителями нормы Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этило
- 25.12.2022
Таможней принято
оспариваемое решение, поскольку установлено, что занижена ставка НДС, ввезенный товар не является детским.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пониженная ставка НДС применяется только для детских товаров, ввезенный товар не является детским, предназначен для людей различных возрастных категорий, таможней правомерно увеличена ставка НДС.
- 26.07.2013
В том случае, если
лицом, внесшим авансовые платежи, распоряжение об их использовании не производится, срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления соответствующих денежных средств на счет Федерального казначейства. При этом в соответствии с п. 5 ст. 330 Таможенного кодекса Российской Федерации по истечении такого срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета - 12.07.2013
Таможенный орган неправильно определил
таможенную стоимость транспортного средства законно ввезенного на территорию России, использовал ненадлежащий источник информации. Информация с Интернет-сайта не может подтверждать с достоверностью таможенную стоимость спорного транспортного средства.
- 25.10.2022 Письмо Минфина России от 26.08.2022 г. № 03-02-07/83870
- 05.10.2022 Письмо ФНС России от 30.09.2022 г. № ШЮ-3-13/10626@
- 05.10.2022 Письмо ФНС России от 30.09.2022 г. № ШЮ-3-13/10632@
- 05.08.2013 Письмо ФНС России от 19.07.2013 г. № ЕД-18-3/810@
- 04.09.2012 Информация ФТС России от 31.08.2012 года
- 16.07.2012 Проект Федерального закона
- 22.08.2012 Информация ФТС России от 21.08.2012 года
- 25.07.2012 Решение 16.7.2012 г. № 54
- 16.07.2012 Информация ФТС России
Комментарии