Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.04.2023 г. № Ф06-2537/2023 по делу № А65-23967/2022

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.04.2023 г. № Ф06-2537/2023 по делу № А65-23967/2022

Налоговый орган доначислил страховые взносы, начислил пени, ссылаясь на то, что плательщик страховых взносов неправомерно применил пониженные тарифы при исчислении страховых взносов.

Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что плательщик страховых взносов имеет все необходимые основания для применения пониженного тарифа страховых взносов; выдвижение налоговым органом дополнительных условий для получения льгот по уплате страховых взносов противоречит закону.

22.05.2023Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2023 г. N Ф06-2537/2023

 

Дело N А65-23967/2022

 

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

общественной организации "Объединенная профсоюзная организация Нижнекамскнефтехим профсоюза химиков России" - Хуснутдинова И.И., доверенность от 01.08.2022,

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан - Салаховой Г.Т., доверенность от 25.08.2022,

Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - Салаховой Г.Т., доверенность от 17.01.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023

по делу N А65-23967/2022

по заявлению общественной организации "Объединенная профсоюзная организация Нижнекамскнефтехим профсоюза химиков России" (ОГРН 1021600001048, ИНН 1651017983), г. Нижнекамск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (ОГРН 1041619117803, ИНН 1651016813), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора: - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения,

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью производственно-торговая компания "Объединенная профсоюзная организация Нижнекамскнефтехим профсоюза химиков России" (далее - ООО "Объединенная профсоюзная организация Нижнекамскнефтехим профсоюза химиков России", общество, общественная организация, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения от 20.05.2022 N 652 "Об отказе в привлечении к ответственности".

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

ООО "Объединенная профсоюзная организация Нижнекамскнефтехим профсоюза химиков России", в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного заявителем 20.10.2021 уточненного Расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2021 года, по результатам которой инспекцией было вынесено оспариваемое решение 20.05.2022 N 652, в соответствии с которым налогоплательщику доначислены к уплате суммы страховых взносов в размере 1 725 398 руб. 73 коп., по состоянию на 20.05.2022 начислены пени в сумме 97 083 руб. 78 коп.

Основанием для доначисления заявителю указанных обязательных платежей послужил вывод налогового органа о том, что деятельность профессиональных союзов не относится к видам деятельности, поименованным в п. п. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Решением Управления Федеральной налоговой службы от 04.07.2022 N 2.7-18/021545@, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции оставлено без изменения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Республики Татарстан с рассматриваемым заявлением.

Суды первой и апелляционной, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, пришли к выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, при этом исходили из следующего.

Исходя из смысла части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; в свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (статья 420 Кодекса).

Пунктом 1 статьи 427 Кодекса предусмотрено применение некоторыми плательщиками пониженных тарифов.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 указанной статьи пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) применяются для некоммерческих организаций (кроме государственных и муниципальных учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков, указанных в подпунктах 5 - 9 пункта 1 настоящей статьи в течение 2019 - 2024 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование - 0 процентов.

Согласно пункту 7 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 7 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по таким тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:

доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 настоящей статьи, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 настоящего Кодекса (далее - целевые поступления);

доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 настоящей статьи и определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса (далее - гранты);

доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в абзацах сорок седьмом, сорок восьмом, пятьдесят первом - пятьдесят девятом подпункта 5 пункта 1 настоящей статьи.

Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 настоящего Кодекса.

Исходя из приведенных правовых норм, суды сделали правильный вывод о том, что на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации некоммерческая организация имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: применение упрощенной системе налогообложения; осуществление в соответствии с учредительными документами деятельности в области социального обслуживания граждан (или иных видов деятельности, перечисленных в подпункте 7 пункта 1 статьи 427); доля доходов от указанной деятельности составляют не менее 70 процентов в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами и не оспорено налоговым органом, заявитель применяет с 01.01.2006 упрощенную систему налогообложения. Также заявитель является зарегистрированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке некоммерческой организацией, осуществляющей в соответствии с учредительными документами деятельность в области представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан - членов профсоюзов, что подтверждается представленными в материалами дела доказательствами и также следует из отзыва ответчика.

Статьей 3 Устава Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности (Росхимпрофсоюз), в соответствии с которым действует общество, определена основная цель создания организации: это повышение уровня жизни членов профсоюза.

Статья 4 Устава гласит: "для достижения уставной цели Профсоюза - Профсоюз, организации Профсоюза представляют и защищают профессиональные, трудовые, социальные и иные права и интересы членов Профсоюза.

Пунктом 8 статьи 7 Устава определяются права членов профсоюза получать социальную поддержку и помощь для себя и членов своей семьи в порядке и условиях, установленных Профсоюзом, организациями Профсоюза, в том числе в оздоровлении и отдыхе, посещении культурно-спортивных учреждений, получении материальной помощи.

Для достижения названных целей заявитель согласно Уставу Росхимпрофсоюза и Положению об ОО "ОПО НКНХ РХП", осуществляет виды деятельности:

в области образования: согласно пунктам 15 и 20 статьи 4 Устава проводит целенаправленную кадровую политику, осуществляет подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучение профсоюзного актива, профсоюзных работников и членов Профсоюза; оказывает информационно-методическую, консультативную, правовую, материальную и другие виды помощи членам Профсоюза и организациям Профсоюза;

в области здравоохранения: согласно п. 9 и п. 12 статьи 4 Устава участвует в формировании отраслевой, региональных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности, а также согласовывает проекты подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, организует и проводит общественную экологическую экспертизу в установленном нормативно-правовом порядке, участвует в работе государственных фондов конкретных видов обязательного социального страхования и других фондов социальной направленности, в разработке и согласовании их уставов (положений), осуществляет профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов в соответствии с действующим законодательством; в области культуры, спорта и отдыха: согласно п. 14. статьи 4 Устава принимает участие в организации и развитии санаторно-курортного лечения, детского оздоровительного отдыха, дополнительного образования, отдыха, туризма, физической культуры и спорта, благотворительной деятельности, а также в развитии учреждений культуры;

в области социального обслуживания: согласно п. 8 статьи 4 Устава осуществляет контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе через Правовую и Техническую инспекции труда Профсоюза, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда, действующих на основании Положений, утверждаемых Центральным комитетом Профсоюза.

ООО "Объединенная профсоюзная организация Нижнекамскнефтехим профсоюза химиков России" готовит аналитическую информацию по вопросам охраны труда, трудовых отношений и социальной защиты членов профсоюза, дает разъяснения по вопросам охраны труда уставной деятельности, правовой и социально-экономической защиты, защищает законные права и интересы работников - членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, получение компенсации и гарантий за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, возмещение вреда, причиненного здоровью работников увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, принимает участие в обучении профсоюзного актива по вопросам охраны труда, экологической безопасности, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проводит анализ аварийности, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Приказом Росстата от 21.07.2020 N 400 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами" утверждены указания по заполнению формы Федерального статистического наблюдения.

Согласно пункту 1 Указания, форму Федерального статистического наблюдения N 1-СОНКО "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации" предоставляют все юридические лица, являющиеся социально ориентированными некоммерческими организациями, созданные в формах некоммерческих организаций, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 N 4-ФЗ "О некоммерческих организациях" (за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями), и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Перечень отчитывающихся организаций устанавливает территориальный орган Росстата.

Судами установлено, что заявитель находится в перечне отчитывающихся организаций и ежегодно предоставляет отчетность по форме N 1-СОНКО.

Таким образом, суды, исходя из анализа исследованных документов, представленных в материалы дела, правомерно пришли к выводу о том, что общество имеет все необходимые основания для применения пониженного тарифа страховых взносов.

Судами отмечено, что из письма ФНС России от 14.12.2020 N БС-4-11/20568@ "О применении пониженных тарифов страховых взносов некоммерческими организациями" следует, что согласно пункту 7 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации вышеуказанные некоммерческие организации применяют пониженные тарифы страховых взносов при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности соответствующие виды доходов, в том числе доходы от образовательной деятельности.

В соответствии с письмом ФНС России от 14.12.2020 N БС-4-11/20568@ негосударственные некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в социально ориентированных областях, с целью определения доли доходов суммируют доходы в виде целевых поступлений, доходы в виде грантов и доходы от осуществления деятельности. При этом, если у организации не менее 70 процентов суммы всех доходов составит сумма только по одному виду доходов, поименованному в пункте 7 статьи 427 Кодекса, то такая организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

Судами отклонена ссылка инспекции на то, что основной заявленный вид деятельности при регистрации организации не относится к деятельности по социальному обслуживанию граждан, при этом судами отмечено, что применительно к рассматриваемым положениям, содержащимся в ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" термин "организация, осуществляющая в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения" по своему содержанию шире, чем понятие "социальное обслуживание граждан", поскольку предполагает не только оказание социальных услуг, но и осуществление функций социальной защиты населения.

Кроме того, судами также отмечено о том, что между сторонами отсутствует спор по иным критериям отнесения профсоюзной организации к организациям, имеющим право применять пониженные тарифы.

Судами обоснованно указано, что исходя из буквального толкования соответствующих норм НК РФ, с учетом разъяснений Федеральной налоговой службой в связи с поступающими обращениями территориальных налоговых органов и плательщиков страховых взносов по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов некоммерческими организациями, данных в Письме от 14.12.2020 N БС-4-11/20568@, иные дополнительные условия для получения заявителем льготы по уплате страховых взносов законодательством не предусмотрены и выдвижение налоговым органом таких дополнительных условий в адрес заявителя противоречит НК РФ и является неправомерным.

Таким образом, оценив собранные по рассматриваемому делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды обоснованно пришли к выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.

Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены судебного акта в суде кассационной инстанции.

Доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по делу N А65-23967/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

Р.Р.МУХАМЕТШИН

 

Судьи

А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Основания для начисления пени
  • 24.09.2023  

    Обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени, штрафы в связи с неправомерным учетом расходов и налоговых вычетов по НДС по сделкам, реальность которых не подтверждена.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как реальность сделок (договоры подряда, поставки) между обществом и спорными контрагентами, не имевшими трудовых ресурсов, транспортных средств и спецтехники, не доказана; документы, пред

  • 24.09.2023  

    Обществу доначислены НДС, пени, штраф по причине неправомерного применения налоговых вычетов по хозяйственным операциям, реальность которых не подтверждена.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение в части взыскания пеней, приходящихся на доначисленную сумму НДС, так как не учтено действие в спорный период моратория на возбуждение дел о банкротстве. В оставшейся части в удовлетворении требования отказано

  • 30.08.2023  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, начислил пени и штраф, сделав вывод о: 1) Получении необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами; 2) Занижении стоимости автомобиля, реализованного взаимозависимому лицу.

    Итог: 1) В удовлетворении требования отказано, поскольку контрагенты не вели реальную финансово-хозяйственную деятельность, налогоплательщиком создан фиктивный документообор


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 24.09.2023  

    Предприятие ссылается на то, что налоговый орган утратил возможность взыскания суммы задолженности, числящейся за предприятием, в связи с истечением установленного срока ее взыскания.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как предъявленный к списанию размер задолженности обеспечен мерами принудительного взыскания в полном объеме, налоговым органом приняты все возможные меры принудительного взыск

  • 10.07.2023  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику страховые взносы, пени и штраф, установив факт занижения им базы для исчисления взносов в результате неотражения в расчете операций по выплате заработной платы.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не представил достоверные сведения о фактах начисления выходных пособий своим работникам, факт наличия обстоятельс

  • 28.06.2023  

    Выявив, что общество занизило базу по страховым взносам на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, Фонд доначислил ему страховые взносы, пени и штраф.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражд


Вся судебная практика по этой теме »