
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Уральского округа от 14.05.2012 г. № Ф09-3393/12
Постановление ФАС Уральского округа от 14.05.2012 г. № Ф09-3393/12
Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования.
01.06.2012Российский налоговый порталФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14.05.2012 г. № Ф09-3393/12
Дело N А60-29246/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Анненковой Г.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Мейснера Евгения Альбертовича (ОГРН: 304664802700020, ИНН: 664800019563); (далее - предприниматель, налогоплательщик) на "решение" Арбитражного суда Свердловской области от 12.12.2011 по делу N А60-29246/2011 и "постановление" Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие предприниматель и представители инспекции - Шмидт Л.В. (доверенность от 05.07.2010 N 05-13/17655), Гордиенко Е.И. (доверенность от 13.01.2010 N 05-13/00399).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленного требования, принятого судом первой инстанции в порядке "ст. 49" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения инспекции от 16.05.2011 N 20-14/28 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 3 551 929 руб.
"Решением" суда от 12.12.2011 (судья Иванова С.О.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
"Постановлением" Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 (судьи Полевщикова С.Н., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) "решение" суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные "акты" отменить и принять новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что ссылка в решении суда на "Постановление" Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 N 23/11 и "определение" от 30.06.2011 N 7510/11 необоснованна, поскольку изложенная в них правовая позиция к рассматриваемому делу не применима. В данном случае все документы, подтверждающие право на применение ставки 0% по НДС по экспортным операциям, представлены в инспекцию. Двойное налогообложение одних и тех же экспортных операций является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оспариваемые судебные "акты" оставить без изменения, в удовлетворении жалобы предпринимателю отказать.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 13.04.2011 N 20-14/30 и с учетом письменных возражений налогоплательщика вынесено решение от 16.05.2011 N 20-14/28 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предпринимателю, в том числе доначислен НДС за 2007 - 2009 гг. в сумме 3 551 929 руб., соответствующие пени и налоговые санкции по "п. 1 ст. 122" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 11.07.2011 N 875/11 решение инспекции от 16.05.2011 N 20-14/28 оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением инспекции от 16.05.2011 N 20-14/28 в части доначисления НДС в сумме 3 551 929 руб., предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о правомерном доначислении обществу НДС в оспариваемой сумме, исходя из следующего.
В силу "подп. 1 п. 1 ст. 164" Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных "ст. 165" настоящего Кодекса.
Согласно "п. 1 ст. 165" Кодекса при реализации товаров, предусмотренных "п. 1 ст. 164" настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено "п. 2" и "3 настоящей статьи", представляются соответствующие документы.
В соответствии с "п. 9 ст. 165" Кодекса указанные документы представляется не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта.
Если по истечении 180 (270) календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных процедурах экспорта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным "п. 2" и "3 ст. 164" настоящего Кодекса (по ставке 18%).
Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены "ст. 176" настоящего Кодекса.
В силу "п. 9 ст. 167" Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных "подп. 1" - "3", "8", "9 п. 1 ст. 164" Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных "ст. 165" Кодекса.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных "ст. 165" Кодекса не собран на 181-й (271-й) календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с "подп. 1 п. 1 ст. 167" Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим "пунктом".
Согласно "п. 1 ст. 167" Кодекса моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено "п. 3", "7" - "11", "13" - "15 ст. 167" Кодекса является наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Таким образом, в случае, если на 181 (271) день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта полный пакет документов, предусмотренных "ст. 165" Кодекса, не собран, налогоплательщик обязан включить стоимость реализованных на экспорт товаров в налоговую базу, определив момент ее формирования с даты отгрузки товара, исчислить сумму НДС и уплатить его.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при отгрузке товаров в режиме экспорта в срок 180 календарных дней (с 01.07.2008 - 270 дней), считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, предпринимателем не представлен в налоговый орган пакет документов за соответствующие налоговые периоды, предусмотренный "п. 1 ст. 165" Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%, и не исполнена обязанность по включению в налоговую базу стоимости отгруженных на экспорт товаров и исчислению и уплате налога по ставке 18% в бюджет.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об обоснованном доначислении предпринимателю НДС в сумме 3 551 929 руб.
Ссылка заявителя жалобы на то, что одни и те же экспортные операции будут обложены налогами дважды, подлежит отклонению как основанная на неверном толковании закона.
Довод предпринимателя о представлении им в инспекцию всех документов, подтверждающих применение ставки 0% по экспортным операциям 2007 - 2009 гг., а также на то, что налоговая база по экспортным операциям 2007 - 2009 гг. заявлена в налоговых декларациях 2010 г. является несостоятельным.
В силу "ст. 52" Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно "п. 1 ст. 80" Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Из положений "гл. 21" Кодекса следует, что применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в "гл. 21" Кодекса условий.
Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования.
Поскольку уточненные налоговые декларации за налоговые периоды 2007 - 2009 гг. с заявлением в них спорных экспортных операций, предпринимателем в налоговый орган не представлены, а заявлены им за налоговые периоды 2010, 2011 гг., не входящие в проверяемый период выездной проверки (с 01.01.2007 по 31.12.2009), суды пришли к верному выводу о том, что у налогового органа в рамках выездной проверки, результаты которой оспариваются в рамках настоящего дела, отсутствовали основания для корректировки налоговых обязательств налогоплательщика в связи представлением деклараций по НДС за 2010, 2011 гг. с заявлением в них спорных экспортных операций.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в "постановлении" от 26.04.2011 N 23/11.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, дали надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, а также доводам и возражениям сторон. Нарушений и неправильного применения норм материального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого судебного "акта" ("ст. 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных "актов" и удовлетворения жалобы предпринимателя у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь "ст. 286", "287", "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
"решение" Арбитражного суда Свердловской области от 12.12.2011 по делу N А60-29246/2011 и "постановление" Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Мейснера Евгения Альбертовича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Мейснеру Евгению Альбертовичу из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 100 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 28.03.2012.
Председательствующий
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ТОКМАКОВА А.Н.
- 29.03.2019 Услуги оказаны в 2018 году – ставка НДС будет 18%
- 26.03.2019 Ставка НДС, в случае подписания акта в 2019 году составляет 20%
- 13.12.2018 «Иная последовательность» слов в счете-фактуре продавца: налоговые последствия
- 11.09.2018 Какие документы надо собрать для подтверждения 0% ставки НДС при экспорте?
- 23.08.2018 Для подтверждения нулевой ставки по НДС отметка о выпуске товаров на таможенной декларации не нужна
- 19.04.2018 АКИТ просит упростить порядок подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте
- 21.12.2022 Ставка НДС для конструкторов «Лего 16+» на территории РФ
- 01.03.2022 Ставка НДС при продаже пирожков в кафе
- 25.08.2021 Нулевая ставка НДС. Уточнили перечень иностранных представительств, для которых при реализации товаров будет применяться ставка НДС 0%
- 21.11.2022 Смена транспорта при экспорте товара – с какой даты отсчитывать 180 дней для подтверждения экспорта?
- 24.09.2021 Подтвердить право на применение нулевой ставки НДС станет проще
- 14.10.2020 Что делать, если экспорт товара не подтвержден документально?
- 15.06.2025
Налоговый орган
признал неправомерным принятие обществом, осуществляющим операции по реализации рыбопродукции на экспорт и на внутреннем рынке, к вычету НДС по ставке 20 процентов, выставленного контрагентами по услугам хранения и погрузочно-разгрузочным работам, которые облагаются по ставке 0 процентов.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку услуги не связаны с международной перевозкой п
- 20.11.2024
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф, указав на неправомерность применения налогоплательщиком пониженной ставки при реализации продовольственных товаров.Итог:дело передано на новое рассмотрение, так как судами не дана оценка свойствам спорных продовольственных товаров, не мотивировал отклонение экспертных заключений, подтверждающих отнесение производимой налогоплательщиком продукции к социально знач
- 15.09.2024
Налоговый орган
сделал вывод о необоснованном применении ставки НДС в размере 10 процентов при реализации сычужного продукта и налоговых вычетов и учете расходов по налогу на прибыль по операциям приобретения молока.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку представленные документы не подтверждают правомерность применения вычетов по НДС; поставщик молока установлен, в связи с чем расходы на его
- 06.08.2024
Обществу отказано
в возмещении НДС в связи с необоснованным предъявлением к вычету налога, исчисленного по ставке 20 процентов, при оказании услуг, связанных с международной перевозкой товаров.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку услуги приобретены обществом с целью исполнения по договорам на организацию перевозок внешнеторговых грузов, связаны с международной перевозкой товаров и подлеж
- 12.06.2024
По результатам
рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки обществу были доначислены НДС, пени, предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с получением обществом необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отка
- 14.02.2024
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком налоговой базы и подлежащих уплате в бюджет налогов в результате завышения расходов и включения в налоговые вычеты НДС по хозяйственным операциям с контрагентами в отсутствие реальных хозяйственных операций.Итог: требование удовлетворено в части эпизодов по сделкам с некоторыми контрагентами, посколь
- 28.01.2025 Письмо Минфина России от 06.12.2024 г. № 03-07-11/123249
- 10.01.2025 Письмо Минфина России от 15.11.2024 г. № 03-07-11/113541
- 25.12.2024 Минфина России от 12.11.2024 г. № 03-07-11/111534
- 06.12.2024 Письмо Минфина России от 07.11.2024 г. № 03-07-11/109588
- 22.02.2023 Письмо Минфина России от 12.01.2023 г. № 03-07-08/1323
- 24.01.2023 Письмо Минфина России от 09.12.2022 г. № 03-07-11/121016
Комментарии