
Новости / Налогообложение / Снижение НДС до 13% к очередному закручиванию гаек не приведет
Снижение НДС до 13% к очередному закручиванию гаек не приведет
В четверг вечером на заседании Совета по конкурентоспособности правительство и представители бизнеса обсудили, как дальше реформировать налоговую систему. Оказалось, что идея снижения НДС до 13% бизнесу не кажется такой уж нереализуемой. Фрадков по итогам обсуждения заявил, что у него осталось желание снизить этот налог.
04.03.2005Спор о том, как дальше реформировать налоговую систему, был бурный, но к единой точке зрения его участники так и не пришли. Единственное, в чем согласились все, – что налоговую нагрузку нужно продолжать снижать. В 2006 году налоговое бремя должно уменьшится не менее чем на 1% ВВП, что составит примерно 225 млрд рублей. Но принципиальный вопрос, как облегчить налоговое бремя: посредством прямого и значительного урезания ставок налогов или же путем улучшения администрирования (снижением срока возврата экспортного НДС, например) – остался нерешенным.
За снижение ставок выступает сам премьер – он поддержал предложение заместителя руководителя аппарата правительства Михаила Копейкина снизить с 2006 года НДС с 18 до 13%. Весь же экономический блок правительства такое радикальное снижение налога, доходы от которого составляют 40% бюджета, не поддержал. По подсчетам Минфина и Минэкономразвития, сумма выпадающих доходов бюджета в случае снижения НДС до 13% в 2006 году составит более 300 млрд рублей. А с учетом уже запланированных правительством мероприятий по улучшению налогового администрирования (ускоренному возврату НДС при экспорте и капвложениях) эта сумма достигнет 600 млрд рублей.
На заседании совета в четверг министр финансов Алексей Кудрин попытался сбить цену вопроса, выдвинув альтернативные премьерскому предложения по облегчению налогового бремени.
Пакет предложений, подготовленный Минфином в сотрудничестве с Минэкономразвития, включает возмещение НДС при осуществлении капитальных вложений, ускоренное возмещение НДС при экспорте, полное отнесение затрат на НИОКР на расходы, введение амортизационной премии (отнесение 10% на затраты) в момент установки основных фондов на баланс предприятия. А также налоговые каникулы по НДС при экспорте выпадающие доходы оцениваются в 243 млрд рублей.
Алексей Кудрин отметил, что принципиально не против снижения ставок налогов, но, напомнив премьеру о кризисе 1998 года, подчеркнул, что, снижая ставки, «важно найти такую точку, в которой финансовая система страны окажется устойчивой».
Убеждая премьера в правильности подхода, при котором снижение налоговой нагрузки достигается через улучшение администрирования, министры финансов Алексей Кудрин и экономического развития и торговли Герман Греф особо напирали на то, что для бизнес-сообщества снижение ставок на сегодня – вопрос менее острый, чем непрозрачность администрирования и произвол налоговиков. В бизнес-сообществе для обозначения представителей налоговых органов даже появился новый термин – «нагловики».
Премьер Михаил Фрадков с прошлой недели растерял значительную часть своей решительности относительно снижения НДС до 13%. Выслушав доклады Кудрина и вице-президента РСПП Александра Шохина, который тоже заявил, что улучшение администрирования по очередности все-таки первая проблема, он заявил, что разговор о снижении НДС до 13% «пока действительно беспредметен».
Но в ходе заседания в четверг тем не менее выяснилось, что Греф и Кудрин немного приукрашивают ситуацию и ставки налогов не так уж безразличны бизнесу – просто бизнесмены опасаются, что за низкие ставки придется расплачиваться ужесточением налогового контроля вплоть до налоговых репрессий. Исчерпывающе ситуацию объяснил президент организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Сергей Борисов.
Комментируя предложение по снижению НДС до 13%, Борисов сказал: «Предприниматели опасаются, что все это – сыр в мышеловке, что это снижение повлечет за собой традиционное увеличение задания по сборам для налоговиков и в итоге – к закручиванию гаек».
И все же бизнесмены за продолжение реформы. Председатель совета директоров «Базового элемента» Олег Дерипаска считает, что только снижением ставки налога можно добиться реального уменьшения налогового бремени: «Улучшение администрирования нельяз пощупать, это не количественная мера, а если изменить цифру (ставку налога. – "Газета.Ru"), это ни один налоговый инспектор обойти не сможет». Что касается НДС, бизнесмен назвал его «самым развращающим из налогов», имея в виду, что именно по этому налогу разработано больше всего нелегальных схем уклонения и возмещения.
А председатель налогового комитета РСПП Олег Киселев считает, что НДС в будущем нужно вообще отменить.
По его мнению, решить проблему с НДС только снижением ставки нельзя: «Есть целый бизнес по возмещению НДС, в котором участвует и бизнес, и чиновники. Это бизнес с нулевыми вложениями. Так что если мы понизим ставку НДС, мы просто уменьшим маржинальность этого бизнеса, никак не исправив ситуацию».
Видя, что перспектива снижения ставок налогов все-таки находит поддержку у бизнеса, Михаил Фрадков заметно оживился. «Я все-таки остаюсь с непреодолимым желанием снизить НДС», – заявил премьер. Алексей Кудрин попытался разыграть карту возможных в случае снижения НДС налоговых «репрессий» – мол, премьер ставит задачу снижения налога, но и при этом повышения их собираемости, и другого выхода кроме ужесточения фискальной составляющей работы налоговиков не остается. Но министр получил от Фрадкова резкую отповедь. Премьер буквально вышел из себя и раздраженно попросил не приписывать ему то, чего он не имеет в виду: «Я хочу быть правильно понятым. Не комментируйте меня в моем присутствии. Я могу неправильно выразиться, но я знаю, что я имею в виду».
Окончательное решение по вопросу снижения ставки планируется принять в субботу на заседании Бюджетной комиссии правительства, которую теперь возглавляет Михаил Фрадков.
Темы: Налоги  НДС  Налоговое право  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 24.09.2025 Минфин предложил повысить НДС и расширить круг его плательщиков
- 21.09.2025 Шохин: рост НДС вызовет инфляцию, рост цен и повышение ключевой ставки
- 18.09.2025 Песков не стал комментировать, обсуждается ли повышение НДС
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 24.07.2025
Заявитель указывает,
что у него образовалась переплата по налогу на прибыль организаций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен трехлетний срок для обращения за возвратом переплаты.
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 22.09.2025
Общество неправомерно включило в
налоговую базу затраты по операциям с "сомнительными" контрагентами, при этом общество ссылается на то, что самостоятельно отразило в декларациях восстановление сумм, ранее учтенных в расходах.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку ошибка в исчислении налоговой базы привела к занижению налога; заявляя в уточненных декларациях за 2018 год расходы, относящиеся к иному периоду, котор
- 22.09.2025
Обществу доначислены:
1) единый налог по УСН в связи с занижением доходов по агентскому договору, учитываемых в целях исчисления налогооблагаемой базы; 2) НДС и налог на прибыль по эпизодам закупки стройматериалов и выполнения контрагентами строительно-монтажных работ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку: 1) общество не опровергло формальное заключение агентского договора; 2) подтве
- 20.09.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль и пени, выявив, что последний неправомерно применил налоговые вычеты и отнес в состав расходов затраты по хозяйственным операциям, осуществленным с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как установлено, что хозяйственные операции не осуществлялись и что налогоплательщик исказил сведения о фактах своей хозяйств
- 10.08.2025
В адрес
общества налоговым органом было направлено требование о предоставлении документации в отношении контрагента, которое обществом не исполнено.Итог: требование удовлетворено, поскольку документация фактически запрошена в период проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС, по причине чего требование налогового органа, предъявленное в отношении конкретной сделки, не подлежало
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил штраф, сделав вывод об искажении налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной деятельности в результате создания схемы ухода от налогообложения с участием контрагентов.Итог: требование удовлетворено в части, касающейся доначисления налога на прибыль и НДС по взаимоотношениям с отдельными контрагентами, соответствующих сумм
- 02.02.2025
Отказано в
возмещении НДС ввиду неправомерности применения вычета при направленности действий налогоплательщика на искусственное создание условий для возмещения налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствовали реальные хозяйственные операции со спорными контрагентами, первичные документы содержали недостоверные сведения, товар не использовался для осуществления облагаемой НДС де
- 21.07.2025 Письмо Минфина России от 27.05.2025 г. № 03-05-04-06/51626
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 16.05.2025 г. № 03-02-08/48073
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 31.08.2025 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2024 г. № Ф06-1616/2024 по делу № А65-15687/2023
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44607
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 26.06.2025 Письмо ФНС России от 11.06.2025 г. № СД-17-2/1581@
- 20.06.2025 Письмо Минфина России от 25.04.2025 г. № 03-02-08/42075
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
Комментарии