Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Штрафные санкции за неуплату страховых взносов на пенсионное страхование
Штрафные санкции за неуплату страховых взносов на пенсионное страхование
На практике возникают споры,
когда налоговые органы обращаются с исками
о взыскании штрафных санкций за неуплату
страховых взносов на пенсионное
страхование, при этом вменяют
ответственность по статье 122 НК РФ. Что из
этого может получится, рассмотрено в
Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11 апреля 2003 года
№ А05-11434/02-189/26:
29.08.2007
На практике возникают споры,
когда налоговые органы обращаются с исками
о взыскании штрафных санкций за неуплату
страховых взносов на пенсионное
страхование, при этом вменяют
ответственность по статье 122 НК РФ. Что из
этого может получится, рассмотрено в
Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11 апреля 2003 года
№ А05-11434/02-189/26:
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд правильно отказал налоговой инспекции в иске о взыскании этого штрафа в принудительном порядке, поскольку решение налогового органа от 22.07.02 противоречит нормам материального права.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" государственное пенсионное страхование производится за счет двух источников: федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога.
Таким образом, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете. Иной вывод противоречил бы содержанию статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, определившей целью взимания налогов финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит не только из специальных законов, но и, в том числе, из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. При этом правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным законом.
Статьей 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов.
Из приведенных правовых норм следует, что выявленное налоговой инспекцией правонарушение связано с уплатой страховых взносов, а не налога и ответственность за такое правонарушение предусмотрена специальным законом, регулирующим правоотношения в сфере пенсионного страхования. При таких обстоятельствах у налоговой инспекции не было оснований для квалификации действий АООТ "Кодинолес" по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации."
Выводы:
Ответственность, предусмотренная НК РФ, не применяется к отношениям, связанным с уплатой взносов на обязательное пенсионное страхование. Если налогоплательщика привлекают к ответственности за неуплату страховых взносов на основании норм НК РФ, то такое решение налогового органа не соответствует Закону и не должно исполняться.



