Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Порядок применения льготы по НДС в отношении НИОКР

Порядок применения льготы по НДС в отношении НИОКР

Подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождает от налогообложения НДС определенный научно исследовательские работы. На практике налоговые органы пытаются установить для налогоплательщиков дополнительные условия при использовании указанной льготы. Насколько правомерен такой подход, рассматривали в ...

29.08.2007

Подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождает от налогообложения НДС определенный научно исследовательские работы. На практике налоговые органы пытаются установить для налогоплательщиков дополнительные условия при использовании указанной льготы. Насколько правомерен такой подход, рассматривали в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 9 марта 2004 года № А21-3581/03-С1:

"Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в феврале 2003 года провела выездную налоговую проверку соблюдения ООО "КИБ "Компас" правильности отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности оборотов, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, а также правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за 2000 - 2002 годы. Результаты проверки отражены в акте от 07.02.2003 N 5.

В ходе проверки налоговый орган установил, что Общество неправомерно не облагает налогом на добавленную стоимость операции по реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых им как соисполнителем в соответствии с договорами, заключенными между Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству и Всероссийским научно-исследовательским и проектно-изыскательским институтом экономики, информатизации и автоматизированных систем управления рыболовного хозяйства (далее - ВНИЭРХ). По мнению налоговой инспекции, ООО "КИБ "Компас" не вправе освобождать от налогообложения названные операции, поскольку не имеет государственной аккредитации в качестве научной организации. Кроме того, общество не представило доказательств того, что выполненные им работы оплачены за счет средств федерального бюджета.

На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 17.03.2003 N 41 о доначислении Обществу 383495 руб. налога на добавленную стоимость, начислении 156419 руб. пеней за его неполную уплату, а также о привлечении ООО "КИБ "Компас" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 76699 руб. штрафа.

Налогоплательщик не согласился с решением налоговой инспекции и оспорил его в арбитражный суд.

По мнению заявителя, право на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оплачиваемых за счет бюджетных средств, предоставляется налогоплательщику независимо от наличия у него свидетельства о государственной аккредитации в качестве научной организации. Кроме того, Общество считает, что представило в налоговый орган достаточные доказательства того, что спорные работы оплачивались за счет средств бюджета.

Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с встречным заявлением о взыскании с ООО "КИБ "Компас" 76699 руб. налоговых санкций, считая привлечение Общества к ответственности законным и обоснованным.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и признал недействительным оспариваемое им решение налогового органа. Налоговой инспекции отказано в удовлетворении встречного заявления.

Кассационная инстанция считает решение суда первой инстанции правильным и не подлежащим отмене.

Как указано в пункте 3 статьи 21 НК РФ, налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Подпунктом "м" пункта 1 статьи 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость", действовавшего до 01.01.2001, установлена льгота, в соответствии с которой от налога на добавленную стоимость освобождаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Аналогичная норма содержится и в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.01.2001.

Так, согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Из буквального толкования приведенных норм следует, что в случае, если научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выполняются за счет средств бюджетов, они не облагаются налогом на добавленную стоимость, независимо от того, является ли выполняющая их организация научной или нет.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "КИБ "Компас" в соответствии с договорами, заключенными между Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству и ВНИЭРХ, выполняло в качестве соисполнителя научно-исследовательские работы по разработке научно-методического и информационного обеспечения развития рынков рыбных товаров по Северному и Западному регионам; формированию прогноза ресурсного обеспечения функционирования рыбохозяйственных комплексов Северного и Западного рыбопромышленных бассейнов в долгосрочной перспективе до 2015 года и так далее. В названных договорах указано, что работы финансируются из средств бюджета. Более того, в материалах дела имеется письмо Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству (лист дела 106), в котором указано, что финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по договорам, заключенным Комитетом с ВНИЭРХом, осуществлялось за счет средств целевого бюджетного финансирования.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что ООО "КИБ "Компас" обоснованно не облагало налогом на добавленную стоимость спорные работы, а у налогового органа не было оснований для доначисления налога."

Выводы:

Таким образом,  подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ содержит две альтернативные льготы по НДС, то есть освобождаются НИОКР:

1) выполненные за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; 

2) выполненные учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;

Для первой льготы главным признаком является источник финансирования работ и совершенно не важен статус подрядчика, то есть это может быть любая организация. Поскольку главным признаком является источник средств, то льготой могут воспользоваться и организации-соисполнители. В таком случае в договоре необходимо обязательно указать источник средств, а также необходимо письмо от государственного органа, который  получил бюджетные средства и направил указанные средства на выполнение НИОКР.

Требование налоговых органов о том, что получения права использовать первую льготу налогоплательщик должен иметь статус учреждения образования и науки незаконно.

Для второй льготы главным признаком является статус подрядчика в качестве учреждения образования и науки и не важен источник финансирования работ.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоги

Вся судебная практика по этой теме »

НДС
  • 14.08.2017  

    Обстоятельства: Налоговый орган взыскал недоимку по НДС и пени в связи с необоснованным применением вычетов по НДС по нереальным сделкам.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку счета-фактуры содержат недостоверные сведения, подписаны неустановленными лицами и не отражают реальных финансово-хозяйственных операций с контрагентом, у которого отсутствовал персонал, техника, оборот средств по счету носил транзитный характер, налогоп

  • 14.08.2017  

    Обстоятельства: Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа, ему предложено уплатить суммы недоимки по НДС и налогу на прибыль, штрафа, пени.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, так как общество реализовало объекты недвижимого имущества взаимозависимому лицу, установлен факт занижения им выручки от реализации недвижимого имущества.

  • 19.07.2017  

    Обстоятельства: По результатам проверки приняты решения об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, об отказе в возмещении НДС, по операции приобретения гербицида (базагран), поскольку завышены вычеты по НДС по сделке с контрагентом, представлены документы, не отражающие реальные хозяйственные операции.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, так как налоговым орг


Вся судебная практика по этой теме »

Льготы по НДС
  • 26.06.2017  

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правовой статус органов местного самоуправления позволяет признавать их плательщиками налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образ

  • 26.04.2017  

    При вынесении судебных актов суды пришли к обоснованному выводу о том, что общая величина совокупных расходов налогоплательщика складывается как из расходов, относящихся к видам деятельности по общей системе налогообложения, так и из расходов, относящихся к деятельности, облагаемой ЕНВД. Учету подлежат все операции по реализации, которые не подлежат обложению НДС. Налогоплательщику не предоставлено право применять выборочно

  • 13.03.2017  

    Соглашаясь с выводами инспекции о том, что реализация предпринимателем бюджетным учреждениям продуктов питания осуществляется по договорам поставки, суды безосновательно согласились с правильностью произведенных налоговым органом расчетов доначисленных налогов, пени и штрафа по НДС. Тем не менее согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации и ИП имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с


Вся судебная практика по этой теме »