
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Вычет по НДС. Поставщик не стоит на учете.
Вычет по НДС. Поставщик не стоит на учете.
Когда налоговые органы осуществляют проверку правомерности принятия к вычету сумм НДС, одним из аргументов для отказа налогоплательщику в праве на вычет является то, что поставщик не состоит на налоговом учете. Именно такой спор рассмотрен в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 18 августа 2003 года № Ф08-2732/2003
29.08.2007Когда налоговые органы осуществляют проверку правомерности принятия к вычету сумм НДС, одним из аргументов для отказа налогоплательщику в праве на вычет является то, что поставщик не состоит на налоговом учете. Именно такой спор рассмотрен в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 18 августа 2003 года № Ф08-2732/2003
"По смыслу статьи 49 Кодекса правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. В силу статьи 51 названного Кодекса в редакции, действующей на момент подписания спорных договоров, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Организации, не зарегистрированные в установленном законом порядке, не являются юридическими лицами в гражданско-правовом смысле, следовательно, не могут иметь гражданские права и нести обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в смысле статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если одним из участников сделки выступает несуществующее юридическое лицо, то сделки с участием такого лица не существует.
В обоснование своих доводов о том, что ЗАО "Донавтоснаб" не является юридическим лицом, истец представил суду письмо Межрайонной инспекции МНС России N 4 по Ростовской области от 17.07.2002 N 07-01-1395 МНС России N 4 по Ростовской области о том, что ЗАО "Донавтоснаб" (ИНН 6107318272, г. Таганрог) не состоит на налоговом учете.
Однако сам по себе факт непостановки ЗАО "Донавтоснаб" на налоговый учет не свидетельствует об отсутствии юридического лица. Для выяснения вопроса о наличии юридического лица необходимо установить факт его государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 287 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении суду необходимо установить факт наличия либо отсутствия государственной регистрации ЗАО "Донавтоснаб" на основании всестороннего и полного исследования и оценки имеющихся в материалах дела и дополнительно представленных сторонами (истребованных судом) документов, а также с учетом обстоятельств, изложенных в настоящем постановлении.
Пунктом 5 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность суда по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, истребовать доказательства у органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в случае их непредоставления.
При этом суду необходимо учесть, что оспариваемые ИМНС N 2 по г. Краснодару сделки купли-продажи датированы маем 2002 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 установлено, что с 01.07.2002 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. До указанной даты государственная регистрация предприятий осуществлялась в порядке, предусмотренном статьями 34 и 35 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации".
Вывод суда об отсутствии оснований для квалификации договоров поставки по статье 169 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерен и переоценке судом кассационной инстанции не подлежит"
Выводы:
Таким образом, если поставщик не состоит на налоговом учете, это не означает, что данное юридическое лицо не существует как участник гражданско-правовых отношений. Поэтому налогоплательщик, приобретающий товары (работы, услуги) у такого поставщика не может быть лишен права на вычет по НДС по такому основанию. Следует также отметить, что аргументы налоговых органов о том, что, если поставщик не подал повторно сведения в связи с вступлением Закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации", такой организации не существует, неправомерен.
Регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса (пункт 1 статьи 26 Закона № 129-ФЗ). То что, поставщик не подал повторно сведения в МНС РФ является лишь основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа (пункт 3 статьи 26 Закона № 129-ФЗ). До принятия судом решения о ликвидации ранее созданное юридическое лицо является существующим (правоспособным).
Темы: Налоги  НДС  Налоговые вычеты  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 12.08.2025 Минфин уточнил порядок применения льготы по НДС для общепита с 1 октября
- 31.07.2025 Названы самые частые ошибки в декларациях по НДС за I квартал 2025 года
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 24.07.2025
Заявитель указывает,
что у него образовалась переплата по налогу на прибыль организаций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен трехлетний срок для обращения за возвратом переплаты.
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 10.08.2025
В адрес
общества налоговым органом было направлено требование о предоставлении документации в отношении контрагента, которое обществом не исполнено.Итог: требование удовлетворено, поскольку документация фактически запрошена в период проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС, по причине чего требование налогового органа, предъявленное в отношении конкретной сделки, не подлежало
- 10.08.2025
Налоговый орган доначислил НДС,
налоги на прибыль и имущество, взыскал пени и штраф ввиду создания схемы "дробления бизнеса" в виде перевода части единого бизнеса на взаимозависимые юридические лица, что позволило обществу вывести часть своей выручки из-под обложения налогами по общей системе и неправомерно применять УСН.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что общество и контрагенты являлись взаимоза
- 10.08.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы по сделкам с контрагентами, реальность которых не подтверждена.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку контрагенты необходимыми материальными и техническими ресурсами для оказания услуг и выполнения работ не обладают, показатели налоговой отчетности не соответствуют заявленным оборотам, в отношении контрагентов в ЕГРЮЛ внесены записи о
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком налоговой льготы по НДС в отношении операций, связанных с оказанием услуг по обеспечению деятельности скорой помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что действия сотрудников (водители) налогоплательщика были направлены на создание условий, благоприятству
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу были доначислены НДС, налог на прибыль и пени в связи с необоснованным уменьшением обществом налоговой базы по налогам на сумму вычетов по взаимоотношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения путем со
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана направленность действий общества и его контрагентов на получение необоснованной налоговой выгоды путем создания искусственного документооборота без осуществления реальной экономической деятельности.
- 21.07.2025 Письмо Минфина России от 27.05.2025 г. № 03-05-04-06/51626
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 16.05.2025 г. № 03-02-08/48073
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44607
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 20.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-10/35615
- 14.02.2025 Письмо Минфина России от 28.12.2024 г. № 03-07-11/133174
- 20.01.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-07-08/126784
Комментарии