
Аналитика / Налогообложение / Тихая революция в налоговой системе
Тихая революция в налоговой системе
Российскую налоговую систему в ближайшие три-четыре года ждет революция. Такой вывод можно сделать на основе анализа изменений в цифровых взаимоотношениях ведомства с бизнесом. Федеральная налоговая служба (ФНС) последовательно идет по пути отказа от интерпретаций Налогового кодекса (НК) к полной стандартизации налогового учета. Итогом станет то, что не компании будут самостоятельно исчислять налоги, а налоговая служба, получив всю полноту данных, будет выставлять уведомление об уплате налогоплательщику. Что ждет бизнес и как заранее подготовиться к изменениям, разбираемся с заместителем директора продукта T1 EasyTax Лидией Черновой и методологом продукта Майей Воробьевой
24.12.2021Что нового ждет систему налогового мониторинга?
Институт налогового мониторинга развивается с 2016 года. С 2017 по 2021 год число крупнейших налогоплательщиков, выбравших этот механизм взаимодействия с ФНС, выросло с 7 до 209 организаций. На 2022 год заявления о подключении налогового мониторинга подали еще 130 компаний. К 2024 году ожидается, что общее количество участников превысит 8 тыс. Это демонстрация доверия бизнеса к новой системе администрирования, которая предусматривает «бесконтактную» работу с налогоплательщиками в режиме реального времени.
Законодательные новеллы 2020–2021 годов подводят правовую основу для дальнейшей эволюции налогового мониторинга. При этом меняется и способ цифрового взаимодействия. В начале ноября ФНС объявила о том, что с 2023 года начнется постепенный переход к прямому контакту налоговиков с юрлицами.
T1 EasyTax — электронный сервис, обеспечивающий взаимодействие между ФНС и налогоплательщиком в рамках новой формы налогового контроля. Система позволяет реализовать все требования ФНС РФ для участников налогового мониторинга, как текущие, так и вступающие в силу с 2024 года, включая прямое подключение к АИС «Налог-3». Т1 EasyTax обеспечивает получение, размещение и хранение исходных данных и расшифровку показателей налоговой и бухгалтерской отчетностей, а также имеет удобные пользовательские интерфейсы и пул инструментов для работы и настройки.
Сейчас налоговый мониторинг, в соответствии с Налоговым кодексом, может осуществляться тремя способами, напоминает заместитель директора продукта T1 EasyTax Лидия Чернова. Первый вариант: инспектору ФНС может быть открыт непосредственный доступ к учетной ИТ-системе предприятия, к необходимой отчетности и документам для осуществления контроля. Второй вариант — это витрина данных, тот же самый функционал с доступом к отчетности, только не внутри учетной системы, а во внешней среде и где инспектор может все проанализировать и проверить. Третий вариант — электронный документооборот, подразумевающий, что соответствующие файлы оперативно отправляются по телекоммуникационному каналу (ТКС) через операторов ЭДО в адрес ФНС.
Но на текущий момент фактически возможны только два сценария: от общения посредством ТКС налоговая служба отказалась в конце прошлого года, когда было сделано заявление, что этот способ будет работать только до 2024 года. Официальные причины отказа — существенные финансовые и временные затраты, снижение безопасности передачи информации и скорости обмена данными.
Бизнес, который мыслит более чем годовыми стратегиями, оказался на развилке: открывать прямой доступ в учетную систему или на витрину данных. Пока размышляли и выбирали ИТ-решение, изменилась парадигма.
С 2024 года уже не требуется, чтобы инспектор заходил во внутренние ИТ-системы, у каждой из которых уникальные интерфейс, пароли-явки, и разбирался в данных, поясняет Майя Воробьева, методолог продукта T1 EasyTax. «Сотрудник ФНС хочет работать на своей территории и получать все те сведения, которые раньше выкладывались на витрины или в учетную систему, в полном объеме в своем рабочем компьютере в привычной системе АИС ”Налог 3”»,— отмечает она. Иными словами, трансформируется сам принцип налогового мониторинга. При этом выставляются новые требования к взаимодействию. Во-первых, полностью исключается электронный документооборот с помощью посредника, даже сертифицированного: в системе будут напрямую общаться только два участника — налогоплательщик и налоговый инспектор.
Во-вторых, передавать по защищенным каналам связи они будут не привычную налоговую отчетность. Если сейчас российские компании сдают декларации и пакет регистров, подтверждающих данные деклараций, то вскоре они обязаны будут предоставлять стандартные файлы налогового аудита (SAF-T). Их формат еще только разрабатывается ведомством. По сути, это срез учетной системы в отношении какого-то конкретного налога, содержащий полную аналитику по всем операциям, событиям, проводкам, документам... Огромный массив данных, не сгруппированных в декларацию, а представляющих собой слепок с учетной системы, будет отправляться в адрес ФНС.
Кардинальная смена подхода к налоговому мониторингу явно указывает на быстрое приближение налоговой реформы, обращает внимание Лидия Чернова. «Фактически в стране начинается эра уведомительного налогообложения, при котором не спрашивают, сколько вы заплатили, а ставят перед фактом, сколько должны. Об этом говорит и запущенный в середине ноября эксперимент по автоматизации налогообложения микропредприятий. Участников эксперимента освобождают от необходимости подавать налоговые декларации: налог рассчитывается автоматом на основании данных контрольно-кассовой техники и движений средств по банковским счетам»,— поясняет Лидия Чернова.
Этот метод налогового администрирования также используется при налогообложении самозанятых: онлайн-сервисы по контролю за поступлением выручки каждого участника системы позволяют автоматически рассчитать налоги и контролировать сроки их оплаты.
В корпоративном мире подобные правила уже действуют при начислении транспортного и земельного налогов: инспекторы используют свои базы по имуществу, зарегистрированному на предприятиях, и сами исчисляют сумму, которую необходимо уплатить. С 2023 года такая же система будет использоваться по налогу на имущество предприятий в части имущества, налог по которому исчисляется по кадастровой стоимости.
Эти методы используются и в других странах, например в Норвегии, Казахстане, Польше, но точечно. Например, в Норвегии SAF-T-файлы используются в целях налога на прибыль, в Польше — НДФЛ. Те скорости и те масштабы, которые предлагает наша ФНС, можно назвать беспрецедентными, считает Майя Воробьева.
Что сделать, чтобы подготовиться?
Во-первых, серьезным образом модернизировать существующие ИТ-системы компании, уверена Лидия Чернова. Это касается как учетных систем предприятия, так и биллингового ПО для расчетов с клиентами и электронных архивов. Их однозначно придется перестраивать, после того как ФНС выдаст требования к стандартным файлам налогового аудита. Сейчас предполагаемый объем данных в полном объеме не формируется ни в одной из учетных систем.
Для осуществления стопроцентной интеграции ИСО налогоплательщиков с АИС «Налог-3» целесообразно предусмотреть возможность организации информационного хаба, который будет представлять собой более совершенную замену используемых в настоящий момент витрин данных. Этот электронный сервис будет автоматически с определенной периодичностью выводить информацию из всех ИТ-систем организации после каждого закрытия бухгалтерского и налогового периодов.
Во-вторых, автоматизировать систему внутреннего контроля, так как данный механизм становиться основным критерием доверия получаемой ФНС информации. Проверять работоспособность и эффективность системы будет само ведомство.
В-третьих, неизбежны кадровые изменения. Функционал традиционной бухгалтерии по отражению фактически совершенных операций будет смещаться в сторону рискориентированного анализа операций до их фактического осуществления.
В любом случае, уверена Лидия Чернова, нужно быть готовым к революционным изменениям в части налогового администрирования — функция ФНС по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов будет заменена на контроль за правильностью отражения операций в целях налогообложения и своевременностью уплаты налогов. При этом функцию исчисления налогов и сборов налоговые органы возьмут на себя, и она будет полностью автоматизирована. Ждать, по-видимому, недолго.
- 31.01.2023 Налоговая служба банкротит 14 новосибирских компаний из-за долга в 460 млн рублей
- 30.01.2023 Иностранцы перечислили рекордные 32 млрд налогов рублей в бюджет Москвы в 2022 году
- 30.01.2023 ФНС ввела послабления по долгам на фоне нового подхода к взиманию налогов
- 03.02.2023 В Татарстане в 2022 году налоговые поступления составили 1,26 трлн налогов
- 25.01.2023 Налоговые доначисления бизнесу за январь-сентябрь 2022 года увеличились в 2,2 раза
- 25.01.2023 Тюменскому бизнесу после проверок доначислили 6,9 млрд рублей налогов в 2022 году
- 03.02.2023 Налогообложение в e-commerce по стране назначения в ЕАЭС согласуют в 2023 году
- 03.02.2023 Свердловские продлят налоговые льготы для аэропорта Екатеринбурга
- 03.02.2023 В Госдуму внесли законопроект об обнулении НДС для судоремонтных предприятий
- 03.02.2023 Сальдо на едином налоговом счете занижено: кто виноват и что делать
- 31.01.2023 Какие послабления Федеральная налоговая служба вводит для налогоплательщиков
- 24.01.2023 Какой ОКТМО указывать при перечислении налогов и взносов
- 26.01.2023 ФНС ответила, почему все регионы перечисляют единый налоговый платеж в Тулу
- 13.01.2023 Справку об отсутствии задолженности по налогам будут выдавать по новой форме
- 09.12.2022 ФНС сообщила, можно ли в 2023 году перечислять налоги обычными платежками
- 25.01.2023 Россияне в 2023 году получат меньшие авансы с зарплаты из-за НДФЛ
- 17.01.2023 Назван новый налоговый вычет, который можно получить в 2023 году
- 10.01.2023 Утверждены формы заявлений для возврата и зачета единого налогового платежа
- 09.01.2023
Налоговый орган
указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла
- 12.12.2022
Участник ссылался
на уклонение общества от предоставления документации.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
- 20.01.2023 Письмо Минфина России от 07.12.2022 г. № 03-02-07/119743
- 09.12.2022 Письмо Минфина России от 11.11.2022 г. № 03-04-06/110041
- 15.11.2022 Приказ ФНС России от 27.06.2022 N ЕД-7-14/517@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
- 12.03.2019 Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@
- 03.02.2023 Письмо Минфина России от 28.12.2022 г. № 01-04-03/03-129016
- 23.01.2023 Письмо Минфина России от 25.11.2022 г. № БС-25-8/526@
- 13.01.2023 Письмо Минфина России от 14.12.2022 г. № 03-03-06/3/122769
Комментарии