Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Списание долга по «дебиторке» граждан за воду и теплоснабжение: кто платит НДФЛ?

Списание долга по «дебиторке» граждан за воду и теплоснабжение: кто платит НДФЛ?

Необходимо ли организации предоставлять информацию в налоговые органы о невозможности удержания НДФЛ?

21.05.2019
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим

Предприятие оказывает услуги теплоснабжения и водоотведения населению. Списанная безнадежная дебиторская задолженность граждан (например, покупателей, которые не оплатили услуги) признается их доходами.

Признается ли организация в отношении таких доходов налоговым агентом по НДФЛ? Необходимо ли организации предоставлять информацию в налоговые органы о невозможности удержания НДФЛ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В сложившейся ситуации организация признается налоговым агентом по НДФЛ, соответственно, ей следует представить в налоговый орган (и налогоплательщику) сведения о невозможности удержать НДФЛ с доходов потребителя, возникших в связи со списанием задолженности.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им в денежной или в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 и 25 НК РФ (ст. 41 НК РФ).

При прощении долга с физического лица снимается обязанность по уплате соответствующей денежной суммы и появляется возможность распоряжаться этими средствами по своему усмотрению, то есть возникает экономическая выгода и, соответственно, доход в размере суммы прощенной задолженности. Указанная сумма подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке с применением налоговой ставки 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 08.06.2015 N 03-04-07/33134, ФНС России от 31.12.2014 N ПА-4-11/27362). Моментом возникновения экономической выгоды признается момент прекращения обязательства налогоплательщика перед организацией-кредитором, то есть дата фактического списания задолженности (письма Минфина России от 19.09.2016 N 03-04-06/54636, от 14.08.2013 N 03-04-06/33037 от 17.12.2012 N 03-04-06/4-351, от 26.05.2015 N 03-04-06/30195, от 28.05.2008 N 03-04-06-01/145).

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие обложению НДФЛ, в целях применения главы 23 НК РФ признаются налоговыми агентами.

При этом в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (смотрите письма Минфина России от 25.12.2017 N 03-04-05/86447, от 24.11.2017 N 03-04-05/77937). Поскольку в рассматриваемой ситуации очевидно, что у организации нет возможности удержать НДФЛ с сумм списанной задолженности, ей надлежит действовать в указанном порядке.

Сведения о доходах физических лиц и сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога представляются налоговыми агентами по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица", утвержденной приказом ФНС от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@ (далее - Справка). Этим же приказом утвержден порядок заполнения Справки.

Обратите внимание, что приказом ФНС России от 24.10.2017 N ММВ-7-11/820@ были дополнены перечни кодов доходов и вычетов, утвержденные приказом ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@. В частности, введен код 2611 для доходов в виде "Суммы списанного в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации" (письмо УФНС России по Новгородской области от 29.01.2018 N 8-18/01043).

К сведению:

Специалисты налоговой службы разъясняют, что перед представлением Справки налоговым агентам необходимо провести мероприятия по актуализации персональных данных физических лиц - получателей доходов в целях представления достоверных Справок по форме 2-НДФЛ и проверить актуальность персональных данных физических лиц - получателей доходов (письма ФНС России от 01.11.2016 N БС-4-11/20817, от 27.04.2016 N БС-17-11/63). Например, обратиться в налоговые органы, в органы местного самоуправления населенного пункта, где, по данным организации, проживает или проживало физическое лицо, воспользоваться имеющимися онлайн-сервисами в сети Интернет (https://service.nalog.ru/inn.do).

Полагаем, что при таких обстоятельствах организации целесообразно быть готовой документально подтвердить то, что ею были предприняты все доступные ей меры по установлению действительных данных о физических лицах. Например, это могут быть копии (вторые экземпляры) писем с запросами, направленными в налоговые органы, самому физическому лицу, а также исполнительному органу местного самоуправления населенного пункта, где, по данным организации, проживает или проживало физическое лицо.

Также обратите внимание, что согласно официальным разъяснениям (смотрите, например, письма Минфина России от 01.12.2014 N 03-04-06/61283, ФНС России от 30.03.2016 N БС-4-11/5443) исполнение обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 226 НК РФ, не освобождает налоговых агентов от обязанности представить справку по форме 2-НДФЛ на основании п. 2 ст. 230 НК РФ.

Согласно разделу II порядка заполнения Справки в поле "Признак" Справки проставляется:

- цифра 1 - если справка представляется в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ;

- цифра 2 - если справка представляется в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ.

Соответственно, в налоговый орган по окончании 2017 года в отношении рассматриваемой выплаты следует подать две справки по форме 2-НДФЛ:

- справку (сообщение о невозможности удержать налог) с признаком "2" до 1 марта 2018 года;

- справку с признаком "1" до 1 апреля 2018 года.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Порядок уплаты
Все новости по этой теме »

Облагаемые доходы
Все новости по этой теме »

Налоговые агенты. Исчисление и порядок удержания.
Все новости по этой теме »

Порядок уплаты
Все статьи по этой теме »

Облагаемые доходы
Все статьи по этой теме »

Налоговые агенты. Исчисление и порядок удержания.
Все статьи по этой теме »

Порядок уплаты
  • 15.04.2019  

    Основанием для принятия решения послужил вывод инспекции о том, что в нарушение пункта 1 статьи 210 НК РФ была занижена налогооблагаемая база в декларации о доходах формы 3-НДФЛ за 2016 год, в результате неверного расчета полученного дохода от погашения векселей ПАО Сбербанк России.

    Итог: исследовав материалы дела, проанализировав собранные по делу доказательства и доводы

  • 12.12.2018  

    Оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Основанием для начисления налога на добавленную стоимость, пени и применения налоговых санкций за неполную уплату налога в виде штрафа явился вывод налогового органа о занижении Предпринимателем налоговой базы в связи с не включением в нее дохода, полученного от сдачи в аренду нежилых помещений

  • 05.12.2018  

    Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока обратилась в суд с жалобой на действия конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий указывает на то, что частичная выплата заработной платы производилась на основании судебных актов суда общей юрисдикции, согласно которым долг по заработной плате подлежал взысканию с должника в пользу работников без удержания Н


Вся судебная практика по этой теме »

Облагаемые доходы
  • 13.08.2018  

    Установив, что сумма документально подтвержденных расходов превысила сумму профессионального налогового вычета в размере 20% от общей суммы доходов, налоговый орган уменьшил доходы на сумму документально подтвержденных расходов. Доказательств того, что результат расчета налоговым органом налоговых обязательств в части определения полученного предпринимателем дохода и произведенных расходов не соответствует фактическим услови

  • 18.07.2018  

    Исчисление недоимки исходя из одних лишь доходов от реализации товаров предпринимателем без учета расходов, необходимых для осуществления данной деятельности, например, на приобретение товаров, заработную плату персонала, аренду помещений, оплату коммунальных услуг, приведет к доначислению гражданину налога в размере, не соответствующем величине действительной обязанности предпринимателя по уплате налога.

  • 09.07.2018  

    Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным решения налогового органа о начислении пени в сумме 1 236 200 руб., исходили из доказанности инспекцией факта несвоевременного перечисления в бюджет удержанного предприятием с фактически выплаченной работникам заработной платы НДФЛ.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые агенты. Исчисление и порядок удержания.
  • 09.07.2018  

    Установленный п. 9 ст. 226 НК РФ запрет производить уплату налога за счет средств налоговых агентов направлен на то, чтобы исключить неудержание налога и неуплату налога налогоплательщиком, получающим доход. Поэтому само по себе досрочное исполнение обязанности налогового агента по уплате НДФЛ в бюджет не является нарушением при условии последующего удержания НДФЛ у работников. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплател

  • 04.06.2018  

    Поскольку налоговой проверкой не установлено фактов недостоверного ведения организацией бухгалтерского учета в части оплаты труда, полноты исчисления и удержания налога на доходы физических лиц, отсутствуют причины усомниться в достоверности представленных налогоплательщиком документов бухгалтерского учета; предоставленных сведений достаточно для осуществления расчета размера обязательств по перечислению НДФЛ в течение прове

  • 30.05.2018  

    Согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заве


Вся судебная практика по этой теме »