Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Списание долга по «дебиторке» граждан за воду и теплоснабжение: кто платит НДФЛ?

Списание долга по «дебиторке» граждан за воду и теплоснабжение: кто платит НДФЛ?

Необходимо ли организации предоставлять информацию в налоговые органы о невозможности удержания НДФЛ?

21.05.2019
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим

Предприятие оказывает услуги теплоснабжения и водоотведения населению. Списанная безнадежная дебиторская задолженность граждан (например, покупателей, которые не оплатили услуги) признается их доходами.

Признается ли организация в отношении таких доходов налоговым агентом по НДФЛ? Необходимо ли организации предоставлять информацию в налоговые органы о невозможности удержания НДФЛ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В сложившейся ситуации организация признается налоговым агентом по НДФЛ, соответственно, ей следует представить в налоговый орган (и налогоплательщику) сведения о невозможности удержать НДФЛ с доходов потребителя, возникших в связи со списанием задолженности.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им в денежной или в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 и 25 НК РФ (ст. 41 НК РФ).

При прощении долга с физического лица снимается обязанность по уплате соответствующей денежной суммы и появляется возможность распоряжаться этими средствами по своему усмотрению, то есть возникает экономическая выгода и, соответственно, доход в размере суммы прощенной задолженности. Указанная сумма подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке с применением налоговой ставки 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 08.06.2015 N 03-04-07/33134, ФНС России от 31.12.2014 N ПА-4-11/27362). Моментом возникновения экономической выгоды признается момент прекращения обязательства налогоплательщика перед организацией-кредитором, то есть дата фактического списания задолженности (письма Минфина России от 19.09.2016 N 03-04-06/54636, от 14.08.2013 N 03-04-06/33037 от 17.12.2012 N 03-04-06/4-351, от 26.05.2015 N 03-04-06/30195, от 28.05.2008 N 03-04-06-01/145).

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие обложению НДФЛ, в целях применения главы 23 НК РФ признаются налоговыми агентами.

При этом в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (смотрите письма Минфина России от 25.12.2017 N 03-04-05/86447, от 24.11.2017 N 03-04-05/77937). Поскольку в рассматриваемой ситуации очевидно, что у организации нет возможности удержать НДФЛ с сумм списанной задолженности, ей надлежит действовать в указанном порядке.

Сведения о доходах физических лиц и сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога представляются налоговыми агентами по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица", утвержденной приказом ФНС от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@ (далее - Справка). Этим же приказом утвержден порядок заполнения Справки.

Обратите внимание, что приказом ФНС России от 24.10.2017 N ММВ-7-11/820@ были дополнены перечни кодов доходов и вычетов, утвержденные приказом ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@. В частности, введен код 2611 для доходов в виде "Суммы списанного в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации" (письмо УФНС России по Новгородской области от 29.01.2018 N 8-18/01043).

К сведению:

Специалисты налоговой службы разъясняют, что перед представлением Справки налоговым агентам необходимо провести мероприятия по актуализации персональных данных физических лиц - получателей доходов в целях представления достоверных Справок по форме 2-НДФЛ и проверить актуальность персональных данных физических лиц - получателей доходов (письма ФНС России от 01.11.2016 N БС-4-11/20817, от 27.04.2016 N БС-17-11/63). Например, обратиться в налоговые органы, в органы местного самоуправления населенного пункта, где, по данным организации, проживает или проживало физическое лицо, воспользоваться имеющимися онлайн-сервисами в сети Интернет (https://service.nalog.ru/inn.do).

Полагаем, что при таких обстоятельствах организации целесообразно быть готовой документально подтвердить то, что ею были предприняты все доступные ей меры по установлению действительных данных о физических лицах. Например, это могут быть копии (вторые экземпляры) писем с запросами, направленными в налоговые органы, самому физическому лицу, а также исполнительному органу местного самоуправления населенного пункта, где, по данным организации, проживает или проживало физическое лицо.

Также обратите внимание, что согласно официальным разъяснениям (смотрите, например, письма Минфина России от 01.12.2014 N 03-04-06/61283, ФНС России от 30.03.2016 N БС-4-11/5443) исполнение обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 226 НК РФ, не освобождает налоговых агентов от обязанности представить справку по форме 2-НДФЛ на основании п. 2 ст. 230 НК РФ.

Согласно разделу II порядка заполнения Справки в поле "Признак" Справки проставляется:

- цифра 1 - если справка представляется в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ;

- цифра 2 - если справка представляется в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ.

Соответственно, в налоговый орган по окончании 2017 года в отношении рассматриваемой выплаты следует подать две справки по форме 2-НДФЛ:

- справку (сообщение о невозможности удержать налог) с признаком "2" до 1 марта 2018 года;

- справку с признаком "1" до 1 апреля 2018 года.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Порядок уплаты
Все статьи по этой теме »

Облагаемые доходы
Все статьи по этой теме »

Налоговые агенты. Исчисление и порядок удержания.
Все статьи по этой теме »

Порядок уплаты
  • 30.10.2019  

    По результатам выездной проверки общество привлечено к ответственности в виде штрафа за неправомерное, несвоевременное и не в полном объеме перечисление в бюджет удержанного при выплате дохода НДФЛ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку договоры с третьим лицом не являются доказательством непреднамеренности совершенного обществом как налоговым агентом налогового правонарушения, ответстве

  • 28.10.2019  

    Налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате излишне уплаченного штрафа по НДФЛ.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку имеющаяся у налогоплательщика сумма переплаты не может быть использована налоговым органом или налогоплательщиком без учета специальных положений Закона о банкротстве, в связи с чем подлежит возврату налогоплательщику и включению в конкурсную массу.

     

  • 21.10.2019  

    Налоговый орган доначислил НДФЛ, единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, ссылаясь на необоснованное занижение налогоплательщиком налоговой базы при осуществлении хозяйственных операций со спорными контрагентами.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа не подтверждены.


Вся судебная практика по этой теме »

Облагаемые доходы
  • 26.08.2019  

    Налоговый орган доначислил НДФЛ, ссылаясь на то, что налогоплательщик необоснованно занизил налоговую базу по НДФЛ, доначислил НДС, указав, что выручка от продажи имущества превысила предельно допустимый законом размер, начислил пени.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогового органа подтверждены.

  • 21.08.2019  

    В связи с неисполнением обществом требования об уплате долга по НДФЛ и пеней налоговым органом вынесено решение об их взыскании за счет денежных средств на счетах общества в банках, а также электронных денежных средств.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлены факты своевременного исполнения обществом обязанности по уплате НДФЛ и отсутствия задолженности по указанному налогу.

  • 26.06.2019  

    Общество как налоговый агент представил в налоговый орган расчет НДФЛ, в ходе камеральной проверки которого были выявлены ошибки, связанные с исчислением и уплатой налога, а также обстоятельство несвоевременного перечисления в бюджет сумм налога на доходы, удержанных с физических лиц.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку суд не дал оценку всем доводам обществ


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые агенты. Исчисление и порядок удержания.
  • 05.12.2018  

    Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока обратилась в суд с жалобой на действия конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий указывает на то, что частичная выплата заработной платы производилась на основании судебных актов суда общей юрисдикции, согласно которым долг по заработной плате подлежал взысканию с должника в пользу работников без удержания Н

  • 09.07.2018  

    Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным решения налогового органа о начислении пени в сумме 1 236 200 руб., исходили из доказанности инспекцией факта несвоевременного перечисления в бюджет удержанного предприятием с фактически выплаченной работникам заработной платы НДФЛ.

  • 09.07.2018  

    Установленный п. 9 ст. 226 НК РФ запрет производить уплату налога за счет средств налоговых агентов направлен на то, чтобы исключить неудержание налога и неуплату налога налогоплательщиком, получающим доход. Поэтому само по себе досрочное исполнение обязанности налогового агента по уплате НДФЛ в бюджет не является нарушением при условии последующего удержания НДФЛ у работников. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплател


Вся судебная практика по этой теме »