Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Главные налоговые плюсы и минусы прошлого года

Главные налоговые плюсы и минусы прошлого года

Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект № 196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Оценим основные положения документа

22.03.2013
журнал «Бухгалтерия: просто, понятно, практично»

Борьба с однодневками или…

– Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект № 196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Оценим основные положения документа. 

Суть. Замораживание счетов у компании в случае, когда она не находится по своему юридическому адресу. 

Итог. Допустим, налоговый орган направил какое-то уведомление, а ответа нет. Счета могут заблокировать. Любая компания может пострадать из-за того, что уведомление затерялось на почте. 

Суть. Предоставление налоговым органам дополнительных полномочий на этапе проведения камеральной проверки. 

Итог. Если компания представляет уточненную декларацию, в которой заявлен налог к уменьшению, то инспекция вправе 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА 

Иван Хаменушко, старший партнер компании «Пепеляев Групп»  

Первого места в рейтинге негативных событий недаром удостоился законопроект, в номере которого пять шестерок – что уже вызывает беспокойство . Меры, которые предлагает законопроект, могут затронуть любого, в том числе и самого добросовестного, налогоплательщика и привести к весьма серьезным последствиям. Фактически происходит откат от достижений, завоеванных налогоплательщиками в 2006 году, когда был принят Федеральный закон № 137-ФЗ <О совершенствовании налогового администрирования>, которым были ограничены полномочия налоговых органов и предоставлены определенные гарантии компаниям. 

устроить полномасштабную проверку, потребовать первичные документы, проверить все цифры. Чтобы это сделать сейчас, инспекции пришлось бы назначить повторную выездную проверку. 

Когда налогоплательщик заявит убытки в декларации, инспекция сможет потребовать объяснить причины, а также подтвердить расходы. И еще инспекция будет проверять случаи, когда есть существенные несовпадения в декларациях налогоплательщика и его контрагента. 

Суть. Для усиления борьбы с однодневками в Налоговый кодекс планируется включить положение о том, что если компания работает с однодневкой, а та не уплатила налог, то инспекция недоплаченные суммы сможет вменить компании. 

И при этом не важно, проявляла ли компания должную осмотрительность. 

Итог. Инспекции проще взыскать недоплаченные суммы с работающей компании, чем с однодневки, на счетах которой, как правило, ничего нет. 

Суть. Введение субсидиарной ответственности учредителей и лиц, которые фактически руководят компанией. 

Итог. Налоговые органы смогут взыскивать долги компании с ее руководителей. 

Страховые взносы: поговорили и забыли

– Несмотря на то что было много разговоров об уменьшении ставки взносов, решение об их дальнейшей судьбе не принято. В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов зафиксирован прежний размер страховых взносов – 30 процентов. 

В 2013 году максимальный тариф страховых взносов с выплат физлицам составляет 30 процентов до предельной величины базы в 568 тыс. руб., а с сумм превышения дополнительно взимается 10 процентов в ПФР (ч. 4 и 5 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ <О страховых взносах>, постановление Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276). 

Эта ставка представляется завышенной, а значит, выше риск нарастания сумм «конвертных зарплат». К примеру, в Казахстане величина страховых взносов составляет около 10 процентов. 

Агрессивную среду отменили

– Компании вправе применять повышенный коэффициент при амортизации оборудования, эксплуатируемого в условиях повышенной сменности и (или) в агрессивной среде. Это правило касается только оборудования, принятого на учет до 1 января 2014 года. Для оприходованного после этой даты повышающий коэффициент применяться не будет (изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 206-ФЗ). 

Определение агрессивной среды приведено в подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ. А вот что понимается под повышенной сменностью, в НК РФ не сказано. Законодатели, видимо, решили уклониться от разъяснений и отменили норму, предусмотрев переходный период до 2014 года. 

Цена без НДС, но налог платить придется

– ОАО «Ульяновский моторный завод» оплатило работы, выполненные иностранной компанией. По условиям соглашения оплата работ производилась без учета налога на добавленную стоимость 

Инспекция указала, что ОАО в этой ситуации являлось налоговым агентом и обязано было удержать НДС с суммы договора. 

ВАС РФ принял сторону инспекции. 

Аргументировали судьи свою позицию, опираясь на ст. 161 НК РФ. В ней говорится, что если иностранное лицо, не состоящее на учете в налоговых органах РФ, реализует на территории России товары (работы, услуги), то российская фирма – покупатель этих товаров признается налоговым агентом. То, что в договоре указана цена без НДС, по мнению судей, не освобождает компанию от обязанностей налогового агента. 

Рассмотрев дело, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что в случае приобретения товаров у иностранной компании на территории России НДС уплачивает покупатель этих товаров – налоговый агент. Причем, если налоговый агент не удержал сумму НДС при оплате товара, то он все равно должен перечислить налог в бюджет – за счет собственных средств (постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15483/11 по делу № А72-5929/2010). 

Проигравший платит, даже если это инспекция

+ Корпорация «Аэлита Софтвэа Корпорейшн» выиграла спор в арбитражном суде у налоговой инспекции. Поскольку судебные издержки по закону оплачивает проигравшая сторона (в разумных пределах), корпорация обратилась в суд с заявлением о взыскании с инспекции суммы расходов на представителя – 2,89 млн руб. Суду были предъявлены договор на оказание юридических услуг, а также данные о почасовых ставках услуг судебного представительства в налоговых спорах, оказываемых другими юридическими компаниями, которые оказались даже выше, чем ставки юристов, оказавших услуги по рассмотренному делу. 

Однако суды апелляционной и кассационной инстанций все же решили, что сумма расходов чрезмерна. По их мнению, дело не очень сложное и тратить такие суммы на юристов было неразумно. 

Однако Президиум ВАС РФ поддержал компанию. Судьи указали, что инспекция 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА 

Сергей Пепеляев, управляющий партнер ООО «Пепеляев Групп»  

Дело, в котором с налоговой инспекции взысканы судебные издержки в сумме почти 3 млн руб., – настоящий прорыв в реализации положений ст. 53 Конституции РФ о том, что государство должно нести ответственность за вред, причиненный неправомерными действиями должностных лиц. Пока эта статья оставалась «спящей», к сожалению. 

Но в нашей стране ничего не изменится к лучшему, пока государство не начнет платить за свои прегрешения. 

не представила в суд ни доказательств чрезмерности расходов, ни расчета суммы, которая кажется ей разумной, ни доказательств того, что некоторые действия юридической компании были излишними. 

И с налогового органа взыскали 2,89 млн руб. (постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 16067/11). 

Амортизировать недвижимость, не дожидаясь регистрации

+ Начисление амортизации по основным средствам, требующим государственной регистрации, начинается с момента их эксплуатации, а не с даты передачи документов на госрегистрацию. 

Изменения в п. 4 ст. 259 внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 206-ФЗ. Эта поправка подтверждает, что для налогообложения важны фактические отношения, а не их документальное оформление. 

Новое оборудование освобождается от налога на имущество

+ От налога на имущество освобождается движимое имущество, принятое на учет в качестве основного средства с 1 января 2013 года (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, введен Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ). Юристы отмечают, что это очень важная норма, ведь по сути законодатели так подталкивают предприятия к обновлению производственных фондов. 

Сделка реальна – затраты обоснованны

+ Компания закупила сырье, что подтверждалось счетами-фактурами, товарными и железнодорожными накладными, путевыми листами. Сырье оплатили и использовали в производстве, что также подтвердили платежными поручениями, выписками банка, актами приема-передачи векселей, актами взаимозачетов, актами списания сырья в производство, отчетами движения готовой продукции. В реальности сделки инспекция не сомневалась, но поставщика сырья решила проверить. 

Оказалось, что в соответствующем периоде у него не было ни основных средств, ни транспорта, ни персонала, а руководители отрицали факт поставки сырья. На этом основании инспекция пришла к выводу о несоответствии первичных документов компании требованиям законодательства о бухгалтерском учете, не признала расходы по сделке и доначислила налог на добавленную стоимость. А компанию обвинили в том, что она не проявила должной осмотрительности при выборе поставщика. 

Суд принял сторону компании. Судьи решили, что инспекция не вправе совсем исключать затраты по сделке из расходов. 

И что инспекция должна самостоятельно определять реальный размер налоговых обязательств и затрат, основываясь на рыночных ценах по аналогичным сделкам. 

Президиум ВАС РФ признал, что если установлена недостоверность подтверждающих документов, но при этом сделка реальна и нет признаков экономической неоправданности затрат, инспекция должна признать расходы исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичным сделкам (постановление Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 № 2341/12).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
Все новости по этой теме »

Страховые взносы
Все новости по этой теме »

Налоговое право
Все новости по этой теме »

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
  • 26.06.2017  

    Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

  • 21.06.2017  

    При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам к выводам о нереальности хозяйственных отношений заявителя с поставщиком, спорный контрагент был использован налогоплательщиком для создания документооборота, направленного на завышение расходов в целях применения вычетов при исчислении НДС.

     

  • 21.06.2017  

    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что налоговый орган при вынесении оспариваемого решения сделал обоснованные выводы о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на суммы расходов, а исчисленного НДС - на суммы вычетов в результате взаимоотношений заявителя с компаниями-партнерами, связанных с работами п


Вся судебная практика по этой теме »

Страховые взносы
  • 12.05.2014  

    ФСС РФ не представлены доказательства, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой предприятием деятельностью является «аренда строительных машин и оборудования», что позволило ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий 22-му классу профессионального риска.  Суды установили невозможность фактического осуществления обществом данного вида деятельности в связи с отсутствием у него на праве собст

  • 18.02.2014  

    Исходя из разъяснений, изложенных в письме Минфина России от 07.05.2010 г. № 03-02-07/1-226, специальный банковский счет ( счет платежного агента, принимающего средства от населения) относится к счетам, об открытии и закрытии которых необходимо сообщать в органы контроля за уплатой страховых взносов.

  • 06.02.2014  

    Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тыс. руб. (абзац 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
Все законодательство по этой теме »

Страховые взносы
Все законодательство по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »