
Аналитика / Налогообложение / Может ли налогоплательщик вернуть переплаченную сумму земельного налога?
Может ли налогоплательщик вернуть переплаченную сумму земельного налога?
На вопросы читателей "РБГ" отвечают заместитель директора Палаты налоговых консультантов Ирина Давидовская и член научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов Александр Медведев
23.06.2011- Имеет ли право организация, являющаяся одновременно заказчиком-застройщиком и инвестором, предъявлять НДС к налоговому вычету на основании выставляемых подрядной организацией ежемесячно актов и справок форм КС-2 и КС-2 по капитальному строительству, если договором строительного подряда не предусмотрены этапы строительства и переход права собственности?
- В главе 21 НК РФ для налоговых вычетов НДС установлены три условия:
- приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) предназначены для облагаемой НДС деятельности (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) приняты на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- имеются в наличии счета-фактуры (ст. 169 НК РФ).
Таким образом, выполненные подрядчиком работы принимаются заказчиком-застройщиком, являющимся одновременно и инвестором, на счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", что дает право на налоговые вычеты.
Однако, по мнению налоговых органов, налогоплательщик не вправе принимать к вычету НДС по работам, принятым на учет на основании ежемесячных актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2, а вправе это сделать только после принятия заказчиком результата выполненных работ в полном объеме согласно договорам.
Но арбитражная практика поддерживает позицию налогоплательщиков.
Ярким примером является постановление ФАС Московского округа от 07.04.2011 г. N КА-А40/2227-11 по делу N А40-60156/10-35-331.
В частности, суд подтвердил правомерность принятия к учету работ по капитальному строительству на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Довод налогового органа о том, что подписание актов выполненных работ (ф. КС-2) не означает приемки работ заказчиком, а принимается как "расшифровка объемов выполненных подрядчиком работ с целью определить стоимость, по которой будут производиться предварительные расчеты с подрядчиками" несостоятельным, противоречащим действующему законодательству.
Во исполнение Закона "О бухгалтерском учете", Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 г. N 100 утверждена унифицированная форма N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", подлежащая применению для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений.
Таким образом, правилами бухгалтерского учета установлена обязанность отражать в учете все имевшие место хозяйственные операции, при этом для оформления приемки выполненных работ установлена унифицированная форма КС-2.
Также суд признал необоснованной ссылку налогового органа на п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51, которым разъяснено, что подписание промежуточных актов приемки работ не означает перехода к заказчику риска гибели объекта. Так, указанное положение Информационного письма лишь разъясняет порядок урегулирования гражданско-правовых споров, возникающих между сторонами договора строительного подряда. Правилами бухгалтерского учета отражение выполненных подрядчиком работ на счете 08 не ставится в зависимость от перехода рисков гибели объектов от подрядчика к заказчику. Отсутствие перехода риска к заказчику при подписании актов КС-2 не препятствует принятию заказчиком выполненных работ к бухгалтерскому и вычету НДС у заказчика, принявшего работы у подрядчика по акту формы КС-2.
Иными словами, организация, являющаяся одновременно заказчиком-застройщиком и инвестором, вправе принимать НДС к вычету по работам, выполненным подрядчиком, при соблюдении общих условий ст. 171 и 172 НК РФ, не дожидаясь готовности объекта в целом.
- При регистрации филиала на обособленном балансе возникает ли необходимость сдавать дополнительные отчеты в ИФНС по месту регистрации филиала в отличие от филиала не на обособленном балансе, как то: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д., или перечень сдаваемой отчет ности в двух случаях одинаковый?
- В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ филиал, имеющий обособленный баланс, равно как и не имеющий такового, признаются для целей налогообложения обособленным подразделением организации.
Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Порядок предоставления бухгалтерской отчетности в налоговые органы регулируется подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. При этом в данной норме установлено, что бухгалтерская отчетность представляется по месту нахождения организации в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом 21.11 1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Налоговый кодекс РФ не содержит специального понятия "место нахождения организации" (в отличие от понятия "место нахождения обособленного подразделения"). Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации - местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа.
Не содержит специальных норм, регулирующих представление бухгалтерской отчетности по месту нахождения филиалов или иных обособленных подразделений, и Закон "О бухгалтерском учете".
Таким образом, ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство не обязывает организации, имеющие обособленные подразделения, представлять бухгалтерскую отчетность по месту их нахождения.
Однако по вопросу представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений имеются две точки зрения.
По мнению Минфина России, организация не должна представлять бухгалтерскую отчетность по месту нахождения обособленного подразделения организации. Она представляется только по месту нахождения головной организации. В частности, такая позиция высказана в письме Минфина России от 18.08.2009 N 03-03-06/1/527. Однако налогоплательщик вправе представить бухгалтерскую отчетность по месту нахождения обособленного подразделения.
Противоположную позицию занимают налоговые органы. Например, в письме УФНС по г. Москве от 14.07.2008 N 18-11/066220@ указывается на необходимость представления в налоговые органы налогоплательщиками-организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, бухгалтерской отчетности по каждому месту постановки на учет, т.е. по местам постановки на учет каждого обособленного подразделения.
Если организация примет решение о представлении отчетности в налоговые органы по месту нахождения каждого филиала (на отдельном балансе и без такового), то объем отчетности должен быть идентичен объему, сдаваемому по месту нахождения головной организации.
кстати
Невозможно пройти мимо письма Минфина России от 10.03.11 N 03-05-04-02/20. Приведенная в этом письме информация является достаточно важной, чтобы о ней знать налогоплательщикам земельного налога.
Итак. Органы власти отменили результаты государственной кадастровой оценки земли за прошлые периоды и утвердили новые результаты. (Предположим, что были выявлены грубые нарушения при проведении прошлой оценки.) Новая оценка оказалась меньше старой, и получается, что налогоплательщик переплатил земельный налог. Может ли он вернуть переплаченную сумму?
Вполне!
Согласно Определению КС РФ от 03.02.10 N 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
В соответствии со ст. 390 и 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков прямо влияют на сумму земельного налога. Поэтому такие акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том же порядке, какой определен в Налоговом кодексе РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
При этом положения, предусмотренные в ст. 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Так что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ действуют во времени по правилам, предусмотренным ст. 5 НК РФ для актов законодательства о налогах и сборах.
Поэтому если новая кадастровая стоимость, введенная в отношении уже прошедших налоговых периодов, позволяет налогоплательщику пересчитать и уменьшить сумму ранее исчисленного земельного налога, он должен воспользоваться этим.
Темы: Налоговые вычеты  Налог на землю  Бухгалтерский учет и аудит  
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 31.03.2023 Компании не получат льготу по налогу на земли под ИЖС
- 02.02.2023 Предприниматели пожаловались на резкий рост кадастровой стоимости земли в тысячи раз
- 01.02.2023 В Сочи мобилизованные получат льготу по земельному налогу
- 04.09.2017 Кассовые операции по новым правилам (изменения в подотчете)
- 01.04.2014 Изменения под контролем – новые возможности функции «Документы на контроле» в системе КонсультантПлюс
- 18.09.2013 Универсальную электронную карту теперь можно получить в Нижнем Новгороде
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 17.11.2022 Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?
- 27.07.2022 Минфин разработал несколько новаций для повышения эффективности налоговой системы
- 14.04.2022 Новые меры поддержки: изменения в НК РФ
- 12.09.2022 Путевки для сотрудников за счет ФСС и порядок бухучета
- 21.01.2019 Аренда нежилого помещения: бухучет в бюджетной организации
- 22.08.2017 Подотчет 2017 – новые правила работы
- 29.03.2023
Налоговый орган
посчитал неподтвержденным реальное совершение хозяйственных операций контрагентами, первичные документы составлены формально и не могут служить основанием для признания понесенных затрат в качестве расходов по налогу на прибыль организаций и применения вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку контрагенты общества не обладают кадровыми ресурсами для выполнения х
- 27.03.2023
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС и пени, установив факт необоснованного применения последним налогового вычета по НДС, исчисленному и уплаченному в бюджет с суммы платы, полученной от контрагента в счет предстоящих поставок товаров.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик получил необоснованную экономию в результате завышения вычетов по НДС п
- 27.03.2023
Определением завершена
процедура реализации имущества должника (гражданина), однако от исполнения обязательств перед налоговым органом он не освобожден, поскольку установлен факт недобросовестного поведения должника как при возникновении обязательств перед бюджетом, так и при их исполнении (должник необоснованно предъявил к вычету из бюджета НДС по сделкам, связанным с приобретением товара у контрагента, фактически не осущес
- 29.03.2023
Общество ссылается
на необоснованное начисление сумм земельного налога.Итог: требование удовлетворено, поскольку подтверждено наличие у общества права на применение в 2020 году ставки 0,3 процента в отношении земельных участков с разрешенным видом использования "для индивидуальной жилой застройки", находящихся на территории муниципального образования; не установлено использование обществом участков в пре
- 18.01.2023
Администрация ссылается
на списание со счета спорных денежных средств, которое было произведено на основании документов налоговых органов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт излишней уплаты обществом налога подтвержден; излишне уплаченный налог был зачислен в местный бюджет.
- 16.01.2023
Налогоплательщик уплатил
земельный налог в сумме меньшей, чем указано в уведомлении об уплате налога, так как в отношении отдельных участков налоговый орган неверно рассчитал налог. В связи с неполной уплатой суммы земельного налога было сформировано оспариваемое требование.Итог: требование удовлетворено, так как налоговому органу было достоверно известно об изменении кадастровой стоимости спорных земель
- 27.02.2023
О признании
договоров на оказание услуг по анализу финансового состояния и управлению финансовой деятельности предприятия, на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, заключенных должником, недействительными.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
- 16.01.2023
Заказчик по
договору на ведение бухгалтерского и налогового учета указал, что исполнитель несвоевременно сдавал отчетность, в результате чего заказчик привлечен к налоговой ответственности, уплатил страховые взносы по повышенному тарифу.Итог: требование удовлетворено, поскольку при своевременном подтверждении кода деятельности заказчик уплатил бы меньшую сумму, чем с него взыскана уполномоченными органам
- 12.10.2022
Контролирующие должника
лица исказили его бухгалтерскую отчетность, вследствие чего пополнение его конкурсной массы стало затруднительным, а также вывели из его собственности активы и совершили от его имени сделки, повлекшие существенное ухудшение финансового положения должника и его банкротство.Итог: требование удовлетворено, поскольку неправомерные действия контролирующих должника лиц привели к возникн
- 16.03.2023 Письмо Минфина России от 13.02.2023 г. № 03-07-11/11591
- 15.03.2023 Письмо ФНС России от 02.03.2023 г. № СД-25-3/79@
- 27.02.2023 Письмо Минфина России от 16.01.2023 г. № 03-07-11/2235
- 27.03.2023 Письмо ФНС России от 17.03.2023 г. № БС-4-21/3145@
- 23.03.2023 Письмо ФНС России от 16.03.2023 г. № БС-3-21/3729@
- 10.03.2023 Письмо ФНС России от 01.03.2023 г. № БС-3-21/2949@
- 29.03.2023 Письмо Минфина России от 20.02.2023 г. № 07-01-10/14188
- 13.12.2022 Письмо Минфина России от 09.11.2022 г. № 07-01-09/108849
- 08.12.2022 Письмо Минфина России от 08.11.2022 г. № 03-06-06-01/108376
Комментарии