Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Сообщаем работнику о сумме излишне удержанного НДФЛ

Сообщаем работнику о сумме излишне удержанного НДФЛ

Допустимо ли уведомить налогоплательщика о сумме излишне удержанного НДФЛ, направив сообщение в электронной форме, или же необходимо направлять сообщение только на бумажном носителе? Обязан ли налоговый агент направить в налоговый орган заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ строго по истечении 10 дней со дня получения заявления на возврат от налогоплательщика либо только по истечении установленного для возврата трехмесячного срока? На эти и другие вопросы Минфин представил свои разъяснения в Письме от 16.05.2011 № 03 04 06/6-112

22.06.2011
журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение»
Автор: Ю. В. Абросимова, эксперт журнала «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение»

Согласно п. 1 ст. 231 НК РФ, действующему в редакции Федерального закона от № 229-ФЗ, налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. При этом способ направления и форма такого сообщения указанной статьей не установлены.

Вопрос
Допустимо ли уведомить налогоплательщика о сумме излишне удержанного НДФЛ, направив сообщение в электронной форме (например, по электронной почте через сеть Интернет), или же необходимо направлять сообщение только на бумажном носителе? Может ли это быть сообщение в произвольной форме либо следует предоставить физическому лицу справку по форме 2-НДФЛ с указанием излишне уплаченного налога?

Абзацем 2 п. 1 ст. 231 НК РФ предусмотрено, что налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Следует отметить, что Налоговый кодекс не определяет форму и способ сообщения налоговым агентом налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога. Таким образом, по мнению специалистов финансового ведомства, изложенному в Письме от 16.05.2011 № 03 04 06/6-112, налоговый агент вправе сообщать налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в произвольной форме, предварительно согласовав с налогоплательщиком порядок направления указанного сообщения.

В соответствии с п. 1 ст. 231 НК РФ возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налогоплательщику в трехмесячный срок, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
В данном случае имеет место неопределенность в отношении срока направления налоговым агентом заявления о возврате излишне удержанного НДФЛ, осуществляемом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Вопрос
Обязан ли налоговый агент направить в налоговый орган заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ строго по истечении 10 дней со дня получения заявления на возврат от налогоплательщика либо только по истечении установленного для возврата трехмесячного срока? Является ли необходимым условием при этом получение налоговым агентом от налогоплательщика повторного заявления на возврат суммы налога, не возвращенной в установленный трехмесячный срок?

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 231 НК РФ возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Таким образом, для возврата излишне удержанной суммы налога налоговый агент вправе уменьшить предстоящие платежи как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, налог с доходов которых удерживается налоговым агентом.

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 231 НК РФ, если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налогоплательщику в трехмесячный срок, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Таким образом, п. 1 ст. 231 НК РФ установлен максимальный трехмесячный срок возврата налоговым агентом налогоплательщику излишне удержанных сумм налога с момента подачи им заявления.
Налоговый агент принимает решение о самостоятельном возврате сумм налога либо об обращении в налоговый орган за возвратом сумм налога налоговому агенту непосредственно после получения заявления налогоплательщика о возврате сумм излишне удержанного налога.
При этом повторное заявление налогоплательщика о возврате излишне удержанных сумм налога не требуется.

Вопрос
Учитывая, что обязанность налоговых агентов вести регистры по НДФЛ установлена только начиная с 01.01.2011, правильно ли считать, что такой порядок возврата НДФЛ налоговому агенту из бюджетной системы РФ применим только в части сумм НДФЛ, удержанных и уплаченных после 01.01.2011, при этом для возврата налога, излишне удержанного и уплаченного до 01.01.2011, выписка из регистра налогового учета не требуется?

Абзацем 8 п. 1 ст. 231 НК РФ предусмотрено, что вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ.

Названные положения ст. 231 НК РФ, введенные Федеральным законом № 229-ФЗ, вступили в силу 1 января 2011 года.

До вступления в силу указанной редакции ст. 231 НК РФ налоговые агенты в целях учета доходов, полученных от них физическими лицами, использовали самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год», утвержденной Приказом МНС РФ от 31.10.2003 № БГ-3-04/583. В настоящее время применяется Приказ ФНС РФ от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников».

Таким образом, при возврате налоговым агентом налогоплательщику сумм налога, излишне удержанных до 01.01.2011, вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписки из указанных форм, используемых в целях учета доходов, полученных налогоплательщиками.

Выписка из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период, разработанного налоговым агентом, представляется в налоговый орган для возврата сумм налога, излишне удержанных с 01.01.2011.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 29.11.2016   Нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной если, налоговым органом будет доказано, что налогоплательщику должно быть известно о нарушениях допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированное налогоплательщика с контрагентом.
  • 22.08.2016   Суды пришли к обоснованному выводу о том, что налоговый орган правомерно определил дату фактического получения физическими лицами дохода и обязанность Предприятия перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц как день выплаты налогоплательщику дохода и дату фактического получения дохода (сумм, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц), и с которого Предприятием был удержан этот налог на доходы физических лиц (не включая авансы). В обязан
  • 01.08.2016   Суд, с учетом выводов изложенных выше по НДФЛ (в части выручки), а также того, что при переводе налогоплательщика на другую систему налогообложения ретроспективно по результатам налоговой проверки, подлежат учету все документы в подтверждение права на вычет по НДС, вне зависимости от того, что данные вычеты не были заявлены в установленном порядке, признал расчет предпринимателя по налоговым обязательствам по НДС, изложенный в исковом заявлении, обоснованн

Вся судебная практика по этой теме »

Учет заработной платы
  • 28.09.2014  

    Условие трудового договора, предусматривающее выплату работнику в случае расторжения трудового договора в связи с ликвидацией работодателя или сокращением штата, численности работников работодателя выходного пособия в десятикратном размере от среднемесячного заработка является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ в связи со злоупотреблением правом.

  • 27.09.2013  

    Суд считает, что инспекцией правомерно квалифицированы как прямые расходы затраты на выплату заработной платы сотрудникам, непосредственно участвующим в производственном процессе, исходя из следующего. Согласно учетной политике для целей налогообложения на 2009-2010 г.г. к прямым расходам относятся расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН и расходы на обязательно

  • 15.08.2013  

    Вывод судов о том, что по чеку серии ВЖ № 3693283 общество обоснованно снимало денежные средства на выплату заработной платы, очередность выплаты которой предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, соответствует материалам дела


Вся судебная практика по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все законодательство по этой теме »

Учет заработной платы

Все законодательство по этой теме »