Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Сообщаем работнику о сумме излишне удержанного НДФЛ

Сообщаем работнику о сумме излишне удержанного НДФЛ

Допустимо ли уведомить налогоплательщика о сумме излишне удержанного НДФЛ, направив сообщение в электронной форме, или же необходимо направлять сообщение только на бумажном носителе? Обязан ли налоговый агент направить в налоговый орган заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ строго по истечении 10 дней со дня получения заявления на возврат от налогоплательщика либо только по истечении установленного для возврата трехмесячного срока? На эти и другие вопросы Минфин представил свои разъяснения в Письме от 16.05.2011 № 03 04 06/6-112

22.06.2011
журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение»
Автор: Ю. В. Абросимова, эксперт журнала «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение»

Согласно п. 1 ст. 231 НК РФ, действующему в редакции Федерального закона от № 229-ФЗ, налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. При этом способ направления и форма такого сообщения указанной статьей не установлены.

Вопрос
Допустимо ли уведомить налогоплательщика о сумме излишне удержанного НДФЛ, направив сообщение в электронной форме (например, по электронной почте через сеть Интернет), или же необходимо направлять сообщение только на бумажном носителе? Может ли это быть сообщение в произвольной форме либо следует предоставить физическому лицу справку по форме 2-НДФЛ с указанием излишне уплаченного налога?

Абзацем 2 п. 1 ст. 231 НК РФ предусмотрено, что налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Следует отметить, что Налоговый кодекс не определяет форму и способ сообщения налоговым агентом налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога. Таким образом, по мнению специалистов финансового ведомства, изложенному в Письме от 16.05.2011 № 03 04 06/6-112, налоговый агент вправе сообщать налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в произвольной форме, предварительно согласовав с налогоплательщиком порядок направления указанного сообщения.

В соответствии с п. 1 ст. 231 НК РФ возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налогоплательщику в трехмесячный срок, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
В данном случае имеет место неопределенность в отношении срока направления налоговым агентом заявления о возврате излишне удержанного НДФЛ, осуществляемом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Вопрос
Обязан ли налоговый агент направить в налоговый орган заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ строго по истечении 10 дней со дня получения заявления на возврат от налогоплательщика либо только по истечении установленного для возврата трехмесячного срока? Является ли необходимым условием при этом получение налоговым агентом от налогоплательщика повторного заявления на возврат суммы налога, не возвращенной в установленный трехмесячный срок?

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 231 НК РФ возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Таким образом, для возврата излишне удержанной суммы налога налоговый агент вправе уменьшить предстоящие платежи как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, налог с доходов которых удерживается налоговым агентом.

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 231 НК РФ, если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налогоплательщику в трехмесячный срок, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Таким образом, п. 1 ст. 231 НК РФ установлен максимальный трехмесячный срок возврата налоговым агентом налогоплательщику излишне удержанных сумм налога с момента подачи им заявления.
Налоговый агент принимает решение о самостоятельном возврате сумм налога либо об обращении в налоговый орган за возвратом сумм налога налоговому агенту непосредственно после получения заявления налогоплательщика о возврате сумм излишне удержанного налога.
При этом повторное заявление налогоплательщика о возврате излишне удержанных сумм налога не требуется.

Вопрос
Учитывая, что обязанность налоговых агентов вести регистры по НДФЛ установлена только начиная с 01.01.2011, правильно ли считать, что такой порядок возврата НДФЛ налоговому агенту из бюджетной системы РФ применим только в части сумм НДФЛ, удержанных и уплаченных после 01.01.2011, при этом для возврата налога, излишне удержанного и уплаченного до 01.01.2011, выписка из регистра налогового учета не требуется?

Абзацем 8 п. 1 ст. 231 НК РФ предусмотрено, что вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ.

Названные положения ст. 231 НК РФ, введенные Федеральным законом № 229-ФЗ, вступили в силу 1 января 2011 года.

До вступления в силу указанной редакции ст. 231 НК РФ налоговые агенты в целях учета доходов, полученных от них физическими лицами, использовали самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год», утвержденной Приказом МНС РФ от 31.10.2003 № БГ-3-04/583. В настоящее время применяется Приказ ФНС РФ от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников».

Таким образом, при возврате налоговым агентом налогоплательщику сумм налога, излишне удержанных до 01.01.2011, вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписки из указанных форм, используемых в целях учета доходов, полученных налогоплательщиками.

Выписка из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период, разработанного налоговым агентом, представляется в налоговый орган для возврата сумм налога, излишне удержанных с 01.01.2011.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 07.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДФЛ, пени и штраф.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку договор между обществом и контрагентом не противоречит законодательству об оказании услуг и фактически представляет собой договор абонентского обслуживания, таким образом, равные платежи с одинаковой периодичностью соответствуют гражданско-правовому законодательству.

  • 07.04.2024  

    Налоговым органом принято решение о доначислении НДС, налога на прибыль в связи с выводом о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды по операциям с контрагентами, а также доначислении НДФЛ и страховых взносов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не представлены доказательства реальности хозяйственных операций с контрагентами, надлежащего исполнения обязательств по

  • 07.04.2024  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены НДФЛ, НДС, начислены пени и штрафы в связи с выявлением факта создания в целях получения налоговой экономии схемы дробления бизнеса.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказаны факты ведения предпринимателем централизованной деятельности с использованием группы подконтрольных взаимозависимых лиц с целью контроля достижения предельной велич


Вся судебная практика по этой теме »

Учет заработной платы
  • 18.01.2023  

    О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за совершение незаконных валютных операций (выплата заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден, процедура привлечения к ответственности н

  • 30.11.2022  

    Об оспаривании постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в выплате работнику-нерезиденту наличными денежными средствами заработной платы в валюте РФ, минуя банковские счета в уполномоченных банках.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку совершение правонарушения подтверждено. Постановление пр

  • 30.11.2022  

    О признании незаконным постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявитель при выдаче наличных денежных средств из кассы не указал фамилию, имя, отчество получателей денежных средств в расходных кассовых ордерах, а также допуст


Вся судебная практика по этой теме »