
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 14 августа 2009 г. N 03-08-05
Письмо Минфина РФ от 14 августа 2009 г. N 03-08-05
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 августа 2009 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения налогового статуса физического лица - гражданина Республики Беларусь и сообщает следующее.
Пунктом 2 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Таким образом, налоговый статус физического лица определяется только исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено.
Вместе с тем согласно п. 1 ст. 1 Протокола от 26.01.2006 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Протокол) вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (гражданином Российской Федерации или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве.
Пунктом 2 ст. 1 Протокола налоговый режим, установленный в п. 1 данной статьи Протокола, применяется с даты начала работы по найму в другом Договаривающемся Государстве, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней.
Таким образом, в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 1 Протокола равный режим налогообложения граждан России и Белоруссии применяется при условии их нахождения в соответствующем Договаривающемся Государстве не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году. При этом для начала налогообложения по одинаковым ставкам не требуется истечения вышеуказанного срока, а требуется лишь наличие трудового договора, предусматривающего длительность работы по найму в течение не менее 183 дней.
Следовательно, размер налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц зависит от того, признается гражданин Республики Беларусь налоговым резидентом Российской Федерации или нет. При этом для граждан Республики Беларусь Протоколом устанавливается особый порядок определения их налогового статуса, в то время как налоговый статус других иностранных граждан устанавливается в зависимости от их фактического пребывания на территории Российской Федерации и не зависит от их намерения относительно срока пребывания в Российской Федерации.
Следует также учитывать, что согласно п. 4 ст. 1 Протокола документально подтвержденное время нахождения лица с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в другом Договаривающемся Государстве, не относящееся ко времени пребывания в другом Договаривающемся Государстве в связи с работой по найму, включается в общее время нахождения в этом другом Государстве.
Таким образом, при определении налогового статуса работника в текущем налоговом периоде организации следует также учитывать документально подтвержденное время его нахождения в Российской Федерации, не относящееся к работе по найму.
В случае несоблюдения условий, установленных п. 1 ст. 1 Протокола, о нахождении в Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, работники организации не будут признаваться налоговыми резидентами Российской Федерации и их доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 30 процентов.
При этом по итогам налогового периода должно определяться фактическое время нахождения работников в Российской Федерации.
Налоговыми резидентами Российской Федерации, как и нерезидентами, могут быть граждане любых государств, в том числе Республики Беларусь и Российской Федерации. То есть граждане Российской Федерации, находящиеся в Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не будут признаваться налоговыми резидентами Российской Федерации, а их доходы от источников в Российской Федерации будут подлежать налогообложению по ставке в размере 30 процентов.
Таким образом, доходы как граждан Республики Беларусь, так и граждан Российской Федерации подлежат одинаковому налогообложению в Российской Федерации в зависимости от того, являются ли указанные граждане резидентами Российской Федерации, и, соответственно, принцип недискриминации, предусмотренный п. 1 ст. 21 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, не нарушается.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
14.08.2009
- 16.06.2025 Минфин разъяснил: при продаже коммерческой недвижимости нужно платить НДФЛ
- 10.06.2025 Продавать свой урожай без уплаты налогов — можно, но с условиями
- 09.06.2025 Налоговики назвали частые ошибки при оформлении вычетов по НДФЛ
- 05.09.2017 Компания вправе принять в состав расходов компенсацию работнику за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля
- 17.02.2014 Наличие ТТН является необходимым условием для принятия расходов, связанных с перевозкой грузов
- 30.09.2013 Путевые листы, как подтверждение расходов на ГСМ, обязательны не для всех организаций
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 28.04.2016 Нормируем расход автомобильного топлива для легковушек
- 14.02.2014 Учет транспортных расходов по доставке некачественного товара: мнение специалистов
- 03.12.2013 Компенсации за использование личного авто сотрудника
- 18.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДФЛ, начислены пени.Итог: требование удовлетворено, так как не подтвержден факт выплаты обществом дохода своим работникам.
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 28.05.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных правоотношений.Итог: требование частично удовлетворено, поскольку доначисление НДС по эпизоду несоблюдения трехлетнего периода заявления налоговых вычетов признано неправомерным, начисление пени в период действия моратория недопустимо, документы, за непредставление ко
- 30.09.2013
Составление путевого листа носит
обязательный характер только для автотранспортных предприятий, к которым не относится ЗАО «Автолайт», поэтому ЗАО «Автолайт» вправе подтвердить правомерность списания горюче-смазочных материалов иными документами. - 09.09.2013
По мнению суда, при
отсутствии в путевом листе информации о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. - 30.07.2013
Какими документами можно подтвердить
расходы на транспортировку груза? Данный вопрос рассматривался в ФАС Дальневосточного округа. Кассационная инстанция признала, что расходы документально и экономически были подтверждены. Требования общества удовлетворены.
Комментарии
Многие Белорусы работают вахтовым методом 15 на 15 ! И если суммировать весь период пребывания в РФ , то 183 дня невыходит ! А Россияне в Белоруси платят 13% налога независимо от срока пребывания !!! ПОЛНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ БЕЛОРУСОВ В РОССИИ ! С ЭТИМ НУЖНО ЧТОТО СРОЧНО ДЕЛАТЬ !!!
МОСТООТРЯД 4 в г.Москва очень любит нарушать права иностранцев ! Для налогогой инспекции там целый кландайк , прям бери и соди тюрьму !
Чёт непонятно мне одна деталь , я работаю 15 на 15 в трудовом договоре написано " принят на работу на неопредилённый срок " так как это понимать ? Налог дерут 30 проц ! Так я резидент или нет ?