Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 17.07.2007 № 03-04-06-01/247

Письмо Минфина России от 17.07.2007 № 03-04-06-01/247

О налогообложении суточных 17.07.2007Российский налоговый портал

Письмо Минфина России

от 17.07.2007 № 03-04-06-01/247

«О налогообложении суточных»

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом суточных, выплачиваемых при направлении в служебные командировки, а также стоимости доставки сотрудников до места работы и обратно и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

1. Налогообложение налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом суточных, выплачиваемых при направлении в служебные командировки.

В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

При этом п. 3 ст. 236 Кодекса установлено, что данные выплаты не признаются объектом налогообложения у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов.

Положениями указанных статей предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. То есть в отношении таких расходов, как суточные, предусматривается законодательное установление соответствующих норм.

Нормы расходов организаций на выплату суточных утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".

Поскольку установления специальных норм суточных только для целей обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом Кодексом не предусмотрено, полагаем, что использование в этих целях Норм расходов организаций на выплату суточных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93, не будет противоречить положениям Кодекса.

При этом фактический размер суточных, выплачиваемых работнику при направлении его в служебную командировку, может превышать Нормы, установленные указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, и в соответствии со ст. 168 "Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой" Трудового кодекса Российской Федерации определяться коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Сумма суточных, превышающая установленные нормы, будет являться объектом обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом с учетом п. 3 ст. 236 Кодекса.

2. Налогообложение стоимости доставки сотрудников до места работы и обратно.

Налог на доходы физических лиц.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Оплата за налогоплательщика (полностью или частично) организациями товаров (работ, услуг) в его интересах в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса признается доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.

Таким образом, доставка работников до места работы и обратно на транспорте организации при условии, что работники имеют возможность добираться до места работы и обратно на общественном транспорте самостоятельно, признается доходом работников, полученным в натуральной форме. Соответственно, стоимость указанной доставки подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Доход каждого налогоплательщика можно рассчитать на основе общей стоимости проезда и данных из табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов.

В случае если работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, доставка работников на транспорте организации не может быть признана экономической выгодой (доходом) работника. Соответственно, стоимость проезда работников на транспорте организации к месту работы и обратно при отсутствии общественного транспорта не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Единый социальный налог.

В соответствии с п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника.

Стоимость проезда работников до места работы и обратно на транспорте организации при условии, что работники имеют возможность добираться до места работы и обратно на общественном транспорте самостоятельно, является налоговой базой для исчисления единого социального налога в общеустановленном порядке с учетом п. 3 ст. 236 Кодекса.

В случае если сотрудники организации не имеют иной возможности добраться до места работы и обратно, то предоставление такой бесплатной доставки не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенных для работника.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоги
Все новости по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все новости по этой теме »

Льготы (необлагаемые выплаты)
Все новости по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налоги
  • 05.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.

    Итог: в удовле

  • 07.04.2024  

    Оспариваемым актом обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ

  • 14.11.2022  

    Налоговый орган начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел


Вся судебная практика по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 01.06.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.

    Итог: в удовлетворении требовани

  • 28.05.2025  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных правоотношений.

    Итог: требование частично удовлетворено, поскольку доначисление НДС по эпизоду несоблюдения трехлетнего периода заявления налоговых вычетов признано неправомерным, начисление пени в период действия моратория недопустимо, документы, за непредставление ко

  • 18.05.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ссылаясь на то, что основной целью заключения налогоплательщиком сделок со спорными контрагентами являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки вынесены два решения с измененным содерж


Вся судебная практика по этой теме »

Льготы (необлагаемые выплаты)
  • 01.06.2025  

    Налоговый орган отказал налогоплательщику в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в связи с нарушением условий для предоставления льготы.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не подтвердил право на применение льготы по налогу на имущество организаций.

  • 22.05.2024  

    Налоговый орган доначислил налог на имущество, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик неправомерно не исчислил налог на имущество исходя из кадастровой стоимости в отношении спорных объектов, отвечающих критерию жилых помещений, переведенных из нежилых помещений в жилые и не являющихся частью инвестиционного проекта; налогоплательщиком неправомерно применена льгота по налогу.

    Итог: в

  • 31.10.2016  

    Довод общества о том, что доход физических лиц в размере одного минимального размера оплаты труда (в размере прожиточного минимума) в месяц не облагается НДФЛ, не основан на нормах налогового законодательства, в связи с чем правомерно отклонен судами обеих инстанций. Суды верно указали на то, что положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат таких исключений.


Вся судебная практика по этой теме »