
Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 04.08.2021 г. № КВ-2-24/1159@
Письмо ФНС России от 04.08.2021 г. № КВ-2-24/1159@
Вопрос: О представлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде в налоговые органы, а также о функции ФНС России по выпуску квалифицированной электронной подписи с 01.01.2022.
24.08.2021Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 04.08.2021 г. № КВ-2-24/1159@
Обращение от 09.07.2021 по вопросам представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде рассмотрено.
По вопросам, изложенным в Обращении, сообщаю следующее.
В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект представляет один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения (ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402 "О бухгалтерском учете").
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 5.1 пункта 1 статьи 23 НК РФ, а не пункт 5.1.
Представление в налоговый орган по месту нахождения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - Отчетности) является одной из обязанностей налогоплательщика (п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 3 и 5 Раздела II Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@, а не абзацы 3 и 5.
Порядок представления указанного экземпляра отчетности утвержден приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@ "Об утверждении Порядка представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Порядок). В соответствии с абзацами 3 и 5 Раздела II Порядка обязательный экземпляр Отчетности представляется в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота с применением квалифицированной электронной подписи.
Отношения в области использования электронной подписи при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций и при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ).
Пунктами 1 и 3 части 1 статьи 17.2 и статьей 17.3 Федерального закона N 63-ФЗ с 01.01.2022 на ФНС России возлагаются функции по выпуску квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи (далее - квалифицированных сертификатов) для юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов.
Удостоверяющий центр ФНС России (далее - УЦ ФНС России), в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 63-ФЗ, является аккредитованным удостоверяющим центром и применяет в своей деятельности только сертифицированные средства криптографической защиты информации и средства удостоверяющего центра в строгом соответствии с их эксплуатационной документацией.
В соответствии с положениями законодательства об электронной подписи удостоверяющий центр обязан обеспечивать конфиденциальность созданных им ключей электронной подписи (пп. 4 п. 2 ст. 13 Федерального закона N 63-ФЗ).
Кроме того, обеспечение конфиденциальности ключей электронной подписи является обязанностью каждого из участников электронного взаимодействия (пп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 63-ФЗ).
Выполнение указанных требований возможно только путем использования для записи ключей электронной подписи носителей ключевой информации, сертифицированных федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности и (или) технической защиты информации (ФСБ России и (или) ФСТЭК России), в связи с чем их использование предусматривается п. 22 Порядка реализации Федеральной налоговой службой функций аккредитованного удостоверяющего центра, утвержденного приказом ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@ (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2021 N 63416).
Информация о местах приобретения носителей ключевой информации размещена на официальных сайтах производителей и специализированных онлайн-магазинов средств электронной и сетевой безопасности, а также на сайтах операторов электронного документооборота (далее - Операторы ЭДО).
Со списком Операторов ЭДО можно ознакомиться на сайте ФНС России в разделе "Налогообложение в Российской Федерации" - "Представление налоговой и бухгалтерской отчетности" - "Организации - операторы Электронного Документооборота".
Вместе с тем организации, осуществляющие производство и (или) распространение сертифицированных носителей ключевой информации, равно как и организации, оказывающие услуги по передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков в налоговые органы (Операторы ЭДО), реализуют свою деятельность на коммерческой основе и самостоятельно определяют стоимость товаров (оказываемых услуг), повлиять на которую ФНС России не может.
Дополнительно сообщаю, что с 1 января 2022 года предусматривается исключение обязательности использования услуг Оператора ЭДО при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа (ст. 11 Федерального закона от 02.07.2021 N 352-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В.Г.КОЛЕСНИКОВ
04.08.2021
Темы: Бухгалтерская отчетность  Первичные документы  Электронный документооборот, электронная отчетность  
- 03.06.2025 Росстат изменил правила сдачи отчетности через обслуживающие бухгалтерии
- 26.03.2025 Организациям надо отчитываться в Росстат об основных фондах по новым правилам
- 11.03.2025 Отчитаться в ГИР БО за прошлый год надо до 31 марта
- 21.07.2021 Бухучет для ИП обязанность или право?
- 09.11.2020 Вправе ли бухгалтер принимать к учету скан-образы документов?
- 14.10.2019 Компания вправе подтвердить свои расходы электронными документами
- 28.03.2025 Увольнение с временной должности: как заполнить ЕФС‑1
- 19.03.2025 Электронный документооборот с ФНС: как считать срок исполнения документов
- 13.02.2025 Суд снизил штраф за «просроченный» из‑за сбоя отчет ЕФС‑1
- 05.06.2025 Что меняется в учёте расходов: разбор проекта ФСБУ от Минфина
- 06.02.2024 Что такое ОКПО и где его взять
- 13.10.2023 Структура классификатора ОКОФ и как применять в 2023
- 17.05.2024 Партнерский договор: как он помогает создать бизнес
- 08.06.2023 Как в налоговой декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать операции по продаже автомобилей, возвращенных лизингополучателем?
- 21.12.2022 Какими проводками в бухгалтерском учете формируется резерв под обесценение материалов, товаров и признание убытка от их обесценения?
- 10.02.2022 О применении электронных документов бухучета
- 07.12.2021 Списание брака в бухгалтерском учете
- 22.11.2021 Система учета в компании установлена на сервере за пределами территории РФ: надо ли дублировать хранение данных на территории России?
- 06.04.2025
Об истребовании
документации должника.Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствие сведений о дебиторах и кредиторах общества, мотивированных пояснений относительно установления обществом из оборотно-сальдовых ведомостей дебиторов и кредиторов (с указанием конкретных контрагентов) не позволило конкурсному управляющему в достаточной степени установить перечень таких лиц, отраженных в бухгалтерском
- 07.03.2025
Подрядчик выполнил
работы, которые были оплачены с учетом НДС. Считая, что в цене работ неправомерно выделен НДС, подрядчик потребовал от заказчика принять к учету корректировочные счета-фактуры, в принятии их к учету было отказано.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как объем работ, их стоимость и способ расчета оплаты были согласованы при заключении договора на торгах; на момент заключения
- 19.01.2025
Налоговый орган
доначислил недоимку по НДС, пени и штраф, предложил внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, указав на создание обществом схемы ухода от налогообложения путем оформления фактов хозяйственной деятельности по поставке товаров контрагентом, не имеющих места в действительности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана недостоверность информации, с
- 15.09.2024
Обществу доначислены
НДС и налог на прибыль в связи с искажением сведений о фактах хозяйственной жизни, отражении в налоговом и бухгалтерском учете операций по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту арендованного электрооборудования "нереальными" контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждены наличие в представленных обществом первичных документах нед
- 08.09.2024
Выявив, что
налогоплательщик не отразил в бухгалтерском учете, в налоговых декларациях и в книгах продаж операции по реализации продукции и что это повлекло занижение налогооблагаемой базы по НДС и по налогу на прибыль организаций, налоговый орган доначислил ему НДС, налог на прибыль, пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку тот факт, что в целях получения незаконной налоговой э
- 04.08.2024
О включении
в третью очередь реестра требований кредиторов задолженности по договорам поставки и субаренды самоходных машин.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не учтено, что ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухга
- 16.01.2024
Общество ссылается
на нарушение налоговым органом порядка приема налоговой декларации в электронной форме.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку каких-либо правовых последствий для общества, в том числе доначисления НДС на сумму незаявленного налогового вычета, подача спорной налоговой декларации не повлекла и не могла повлечь (ввиду подачи декларации за пределами установленного налоговым
- 16.01.2023
Заказчик по
договору на ведение бухгалтерского и налогового учета указал, что исполнитель несвоевременно сдавал отчетность, в результате чего заказчик привлечен к налоговой ответственности, уплатил страховые взносы по повышенному тарифу.Итог: требование удовлетворено, поскольку при своевременном подтверждении кода деятельности заказчик уплатил бы меньшую сумму, чем с него взыскана уполномоченными органам
- 28.12.2022
Участник общества
ссылается на то, что аудиторская проверка так и не была проведена.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку законом не предусмотрено предоставление удаленного доступа к компьютерным программам общества.
Комментарии