Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 09.12.2019 г. № 03-01-15/95692
Письмо Минфина России от 09.12.2019 г. № 03-01-15/95692
Вопрос: О применении ККТ не имеющим работников ИП и получении ИП вычета на покупку ККТ в целях ЕНВД и ПСН; об отмене ЕНВД с 01.01.2021 и возможности применения иных специальных налоговых режимов.
31.12.2019Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 09.12.2019 г. № 03-01-15/95692
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
1. По вопросу применения контрольно-кассовой техники
Новый порядок применения контрольно-кассовой техники направлен на обеспечение интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечение установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
Данные о расчетах направляются в адрес налоговых органов в режиме реального времени, что позволит, в частности, создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением контрольно-кассовой техники, сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств, а также повысить уровень защищенности прав потребителей товаров и услуг, в том числе за счет возможности проверить легальность кассового чека дистанционным способом.
Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" определены отдельные виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых расчеты могут производиться без применения контрольно-кассовой техники.
Также следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 01.07.2021.
Вместе с тем пунктом 2.2 статьи 346.32 и пунктом 1.1 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации было предусмотрено введение для индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, налоговых вычетов на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники (в размере не более 18 тысяч рублей на каждый экземпляр контрольно-кассовой техники), что дало возможность указанным налогоплательщикам минимизировать затраты, связанные с переходом на новый порядок применения контрольно-кассовой техники.
2. По вопросу о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД)
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положения главы 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не применяются с 01.01.2021.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов продление действия ЕНВД не предусмотрено.
ЕНВД не учитывает масштабы экономической деятельности и применяется вне зависимости от размера фактической выручки или дохода налогоплательщика. На момент принятия решения о вводе ЕНВД отсутствовали современные технологии налогового администрирования, в связи с этим было принято решение об исчислении ЕНВД с физических показателей (площадь торгового зала, количество автотранспортных средств, количество работников и т.д.).
С развитием цифровых технологий, в том числе применением контрольно-кассовой техники в режиме "онлайн-касс", у налоговых органов появилась возможность контролировать фактически полученный доход, в то время как плательщики ЕНВД по-прежнему исчисляют налог с физических показателей, что приводит к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов.
С отменой ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), а индивидуальные предприниматели - на патентную систему налогообложения (далее - ПСН) или на новый специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход (далее - НПД).
При этом в рамках совершенствования УСН в настоящее время готовятся изменения в Кодекс, связанные с отменой обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, а также переходные положения, позволяющие продолжать применять этот специальный налоговый режим в случае превышения налогоплательщиками УСН ограничений по доходам и (или) средней численности работников.
Кроме того, Кодексом предусмотрены различные налоговые преференции для налогоплательщиков в зависимости от применяемого специального налогового режима.
Так, например, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 346.20 Кодекса).
На основании пункта 2 статьи 346.20 Кодекса законами субъектов Российской Федерации также могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Поскольку предоставление указанных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований, для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства следует обращаться в указанные органы власти, в компетенции которых находится решение такого вопроса.
Обращаем внимание, что с 01.01.2019 проводится эксперимент по установлению нового специального налогового режима - НПД в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.
Согласно Федеральному закону от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ) налогоплательщиками НПД признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Федеральным законом N 422-ФЗ.
Специальный налоговый режим - НПД предусматривает применение налогоплательщиками пониженных налоговых ставок: 4% (при получении дохода от физических лиц) и 6% (при получении дохода от юридических лиц).
Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по НПД, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса (часть 2 статьи 15 Федерального закона N 422-ФЗ). Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, также не признаются плательщиками страховых взносов за период применения НПД.
При этом 21.11.2019 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 837124-7 "О внесении изменений в Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)", которым предусматривается распространение с 01.01.2020 эксперимента по установлению НПД в городе федерального значения Санкт-Петербурге, Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Красноярском и Пермском краях, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, а также в Республике Башкортостан.
По итогам реализации эксперимента за 2019 год будет проведен анализ его результатов и определены возможности и целесообразность для расширения эксперимента на все субъекты Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
09.12.2019



