Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 09.12.2019 г. № 03-01-15/95692

Письмо Минфина России от 09.12.2019 г. № 03-01-15/95692

Вопрос: О применении ККТ не имеющим работников ИП и получении ИП вычета на покупку ККТ в целях ЕНВД и ПСН; об отмене ЕНВД с 01.01.2021 и возможности применения иных специальных налоговых режимов.

31.12.2019Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 09.12.2019 г. № 03-01-15/95692

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

1. По вопросу применения контрольно-кассовой техники

Новый порядок применения контрольно-кассовой техники направлен на обеспечение интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечение установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

Данные о расчетах направляются в адрес налоговых органов в режиме реального времени, что позволит, в частности, создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением контрольно-кассовой техники, сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств, а также повысить уровень защищенности прав потребителей товаров и услуг, в том числе за счет возможности проверить легальность кассового чека дистанционным способом.

Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" определены отдельные виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых расчеты могут производиться без применения контрольно-кассовой техники.

Также следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 01.07.2021.

Вместе с тем пунктом 2.2 статьи 346.32 и пунктом 1.1 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации было предусмотрено введение для индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, налоговых вычетов на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники (в размере не более 18 тысяч рублей на каждый экземпляр контрольно-кассовой техники), что дало возможность указанным налогоплательщикам минимизировать затраты, связанные с переходом на новый порядок применения контрольно-кассовой техники.

2. По вопросу о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД)

В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положения главы 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не применяются с 01.01.2021.

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов продление действия ЕНВД не предусмотрено.

ЕНВД не учитывает масштабы экономической деятельности и применяется вне зависимости от размера фактической выручки или дохода налогоплательщика. На момент принятия решения о вводе ЕНВД отсутствовали современные технологии налогового администрирования, в связи с этим было принято решение об исчислении ЕНВД с физических показателей (площадь торгового зала, количество автотранспортных средств, количество работников и т.д.).

С развитием цифровых технологий, в том числе применением контрольно-кассовой техники в режиме "онлайн-касс", у налоговых органов появилась возможность контролировать фактически полученный доход, в то время как плательщики ЕНВД по-прежнему исчисляют налог с физических показателей, что приводит к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов.

С отменой ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), а индивидуальные предприниматели - на патентную систему налогообложения (далее - ПСН) или на новый специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход (далее - НПД).

При этом в рамках совершенствования УСН в настоящее время готовятся изменения в Кодекс, связанные с отменой обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, а также переходные положения, позволяющие продолжать применять этот специальный налоговый режим в случае превышения налогоплательщиками УСН ограничений по доходам и (или) средней численности работников.

Кроме того, Кодексом предусмотрены различные налоговые преференции для налогоплательщиков в зависимости от применяемого специального налогового режима.

Так, например, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 346.20 Кодекса).

На основании пункта 2 статьи 346.20 Кодекса законами субъектов Российской Федерации также могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.

Поскольку предоставление указанных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований, для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства следует обращаться в указанные органы власти, в компетенции которых находится решение такого вопроса.

Обращаем внимание, что с 01.01.2019 проводится эксперимент по установлению нового специального налогового режима - НПД в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.

Согласно Федеральному закону от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ) налогоплательщиками НПД признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Федеральным законом N 422-ФЗ.

Специальный налоговый режим - НПД предусматривает применение налогоплательщиками пониженных налоговых ставок: 4% (при получении дохода от физических лиц) и 6% (при получении дохода от юридических лиц).

Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по НПД, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса (часть 2 статьи 15 Федерального закона N 422-ФЗ). Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, также не признаются плательщиками страховых взносов за период применения НПД.

При этом 21.11.2019 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 837124-7 "О внесении изменений в Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)", которым предусматривается распространение с 01.01.2020 эксперимента по установлению НПД в городе федерального значения Санкт-Петербурге, Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Красноярском и Пермском краях, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, а также в Республике Башкортостан.

По итогам реализации эксперимента за 2019 год будет проведен анализ его результатов и определены возможности и целесообразность для расширения эксперимента на все субъекты Российской Федерации.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

09.12.2019

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на профессиональный доход (самозанятый)
Все новости по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все новости по этой теме »

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Все новости по этой теме »

Налог на профессиональный доход (самозанятый)
Все статьи по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все статьи по этой теме »

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налог на профессиональный доход (самозанятый)
  • 01.10.2025  

    Налоговый орган доначислил НДФЛ, страховые взносы и штраф, указав на неправомерное неперечисление обществом налога и сумм страховых взносов с дохода, выплаченного физическим лицам, которые осуществляли для общества трудовые функции путем работы вахтовым методом. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку гражданско-правовые договоры фактически регулировали трудовые отношения, формальное за

  • 26.06.2025  

    Оспариваемыми решениями обществу доначислены НДФЛ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, а также начислен штраф. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку в решениях налогового органа не отражены признаки, позволяющие в соответствии с трудовым законодательством квалифицировать отношения, возникшие между обществом и самозанятыми физическими лицами, в качестве трудовых отношений.

  • 27.04.2025  

    Заявителю доначислены НДФЛ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начислены пени и штраф.

    Итог: требование удовлетворено частично, так как доначисление НДФЛ применительно к выплаченному физическим лицам доходу произведено без учета уплаченного самозанятыми налога на профессиональный доход, налоговым органом при начислении пеней не учтено действие моратория на начисление финансовых санкц


Вся судебная практика по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 11.10.2025  

    Оспариваемым решением предпринимателю (налогоплательщику) доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, начислены пени и штраф в связи с утратой права на применение патентной системы налогообложения. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в случае превышения предельного размера доходов от реализации товаров право на применение патентной систем

  • 04.10.2025  

    Начислены НДС, налог на прибыль, пени, штраф ввиду искусственного привлечения контрагентов для снижения налоговой нагрузки при выполнении работ самим налогоплательщиком. 

    Итог: требование удовлетворено в части, так как при переквалификации деятельности налогоплательщика, осуществленной налоговым органом, размер НДС подлежит уменьшению на суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (у

  • 01.10.2025  

    Проверкой выявлено невключение в налогооблагаемую базу полученных предпринимателем доходов от продажи имущественных прав и недвижимого имущества, ошибочное начисление на спорные суммы НДФЛ. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доходы возникли в ходе осуществления предпринимательской деятельности, реализация объектов недвижимости носила системный характер, использование квартир в личн


Вся судебная практика по этой теме »

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
  • 11.10.2025  

    Оспариваемым решением обществу были доначислены налог на прибыль, НДС, соответствующие пени в связи с тем, что обществом было допущено умышленное искажение величины физических показателей для расчета сумм единого налога на вмененную деятельность. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку ни одно из указанных налоговым органом доказательств достоверно не подтверждает конкретную площадь торговых залов,

  • 01.10.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, пени и штрафы, указав на применение обществом схемы минимизации налоговых обязательств путем переноса части выручки на подконтрольных лиц, применяющих специальный налоговый режим в виде ЕНВД. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку все хозяйственные операции подконтрольны обществу, подконтрольные лица не являлись самостоятельными хозяйствующими субъектами

  • 30.07.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику (предпринимателю) ЕНВД, пени и штраф, посчитав, что при исчислении ЕНВД последний занизил налоговую базу в результате неправильного определения величины физического показателя "площадь торгового зала". 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт осуществления налогоплательщиком розничной торговли в помещениях площадью, размер которой был применен налого


Вся судебная практика по этой теме »