Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 19.06.2015 г. № 03-04-05/35701
Письмо Минфина России от 19.06.2015 г. № 03-04-05/35701
Вопрос: Физлицу организацией безвозмездно были переданы акции, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. При этом в день передачи акций на торгах биржи в течение торгового дня были совершены более десяти сделок с этими же акциями и объем сделок превысил 500 000 руб.
В связи с получением ценных бумаг у физлица возник доход в виде материальной выгоды.
Указанный доход определяется по правилам ст. 212 Налогового кодекса как рыночная стоимость полученных ценных бумаг. Рыночная стоимость акций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из их рыночной цены с учетом предельной границы ее колебаний.
В настоящее время продолжает применяться Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденный Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н (далее - Порядок).
Из положений ст. 212 Налогового кодекса и Порядка следует, что к рыночной цене ценной бумаги относится цена, находящаяся в диапазоне предельной границы колебаний рыночной цены.
Может ли налогоплательщиком для определения налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды использоваться минимальная цена сделки с этой ценной бумагой, совершенной на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг на день приобретения налогоплательщиком акций?
11.10.2017Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19.06.2015 г. № 03-04-05/35701
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке уплаты налога на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Из письма следует, что физическое лицо приобрело у организации на безвозмездной основе акции, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. В день передачи организацией акций физическому лицу на торгах биржи в течение торгового дня были совершены более десяти сделок, а объем сделок превысил 500 тыс. рублей.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды является, в частности, материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг. При этом в соответствии с пунктом 4 данной статьи налоговая база определяется в таких случаях как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение. Поскольку каких-либо расходов в связи с приобретением акций налогоплательщик не производил, налоговая база в рассматриваемой ситуации определяется как рыночная стоимость ценных бумаг.
Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены в соответствии с абзацем седьмым пункта 4 статьи 212 Кодекса устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России данным Федеральным законом, применяются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что до принятия Банком России согласованного с Минфином России порядка определения рыночной цены ценных бумаг применяется Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденный приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н, в соответствии с пунктом 2.1 которого рыночная цена ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, определяется как средневзвешенная цена, рассчитываемая в установленном порядке российским организатором торговли на рынке ценных бумаг (фондовой биржей) по итогам каждого торгового дня, с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг.
При этом в соответствии с пунктом 5 указанного Порядка предельная граница колебаний рыночной цены ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется в следующем порядке:
1) в сторону повышения - от рыночной цены ценной бумаги до максимальной цены сделки с ценной бумагой, совершенной на торгах данного организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу, или иностранной фондовой биржи;
2) в сторону понижения - от рыночной цены ценной бумаги до минимальной цены сделки с ценной бумагой, совершенной на торгах данного организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу, или иностранной фондовой биржи.
Таким образом, предельные границы колебания рыночной цены ценных бумаг определяются минимальной и максимальной ценой сделок, совершенных на торгах с соответствующими ценными бумагами.
Учитывая изложенное, при определении налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды от приобретения физическим лицом акций на безвозмездной основе учитывается минимальная цена сделки, совершенной на торгах с соответствующими ценными бумагами на день их приобретения.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
19.06.2015



