
17.05.2010
Письмо Минфина РФ от 6 мая 2010 г. N 03-02-07/1-217
Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и Указанием ЦБ РФ от 25.11.2009 N 2343-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" платежному агенту - юрлицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему деятельность по приему платежей физлиц в пользу поставщиков за оказанные услуги и выполняемые работы, в банке должен быть открыт отдельный банковский счет N 40821.Счет N 40821 - это отдельный банковский счет, открываемый платежным агентам для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков и осуществления расчетов в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ. Согласно ст. 4 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент осуществляет прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физлица перед поставщиком и осуществляет последующие расчеты с поставщиком.
Из изложенного следует, что платежный агент обязан в полном объеме сдавать в банк полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления на свой отдельный счет N 40821, а банк обязан принимать денежные средства и выполнять по счету платежного агента только расходные операции:
- по перечислению денежных средств в адрес поставщиков, получающих денежные средства плательщиков за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
- перечислению на расчетный счет платежного агента суммы вознаграждения, предусмотренного соглашением между платежным агентом и плательщиком.
В соответствии с НК РФ под счетом понимаются расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Основным отличием счета платежного агента N 40821 от счета, определенного в НК РФ, является то, что денежные средства, зачисляемые на счет платежного агента, не являются его собственностью и он не вправе расходовать их по собственному усмотрению. В связи с этим на денежные средства плательщиков, находящихся на счете платежного агента N 40821, не может быть обращено взыскание по обязательствам платежного агента.
Обязан ли банк уведомлять налоговый орган об открытии счета платежного агента N 40821?
Письмо Минфина РФ от 5 мая 2010 г. N 03-02-07/1-215
Вопрос: С 1 января 2010 г. вступили в силу Указания ЦБ РФ N 2343-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 г. N 302-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" в части открытия кредитными организациями платежным агентам, банковским платежным агентам отдельных банковских счетов N 40821 "Платежный агент, банковский платежный агент".Обязан ли банк направлять сообщения в налоговые органы об открытии отдельных банковских счетов платежным агентам, банковским платежным агентам в соответствии со ст. 86 НК РФ?
Имеет ли право налоговый орган приостановить операции по указанному счету в соответствии со ст. 76 НК РФ?
Подлежат ли списанию денежные средства с указанных счетов на основании инкассовых поручений налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ?
Обязаны ли банки выдавать налоговым органам справки о наличии счетов N 40821 в банке и (или) об остатках денежных средств на этих счетах и выписки по операциям на данных счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии со ст. 86 НК РФ?
Письмо Минфина РФ от 11 мая 2010 г. N 03-04-05/10-259
Вопрос: По соглашению о выкупе недвижимого имущества для государственных нужд, заключенному 12.08.2008 между физлицом и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда, стороны договорились, что передаваемые в собственность квартиры признаются равноценным возмещением за изымаемую долю жилого дома, включая хозяйственные строения и долю земельного участка.Облагаются ли НДФЛ суммы выкупной стоимости жилых помещений, находящихся на земельных участках, изымаемых для государственных нужд? Имеет ли физлицо право на получение имущественного налогового вычета в размере стоимости такого имущества?
Письмо Минфина РФ от 7 мая 2010 г. N 03-02-07/1-225
Вопрос: Вправе ли банк в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль текущего периода на сумму выявленной в текущем периоде ошибки, которая привела к завышению налоговой базы в одном из предшествующих периодов, при условии, что в предшествующих периодах банком получены убытки и налоговая база по налогу на прибыль была отрицательной?
Письмо Минфина РФ от 6 мая 2010 г. N 03-04-05/3-253
Вопрос: Имеет ли право нотариус, занимающийся частной практикой, на профессиональный налоговый вычет по НДФЛ в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на:- профессиональную подготовку и переподготовку работников нотариуса, а именно прохождение курсов повышения квалификации;
- оплату услуг по ведению бухгалтерского учета нотариуса как работодателя, оказываемых по гражданско-правовому договору:
а) сторонними организациями;
б) индивидуальным предпринимателем, не состоящим в штате нотариуса;
- оплату услуг по уборке помещения нотариальной конторы по договору гражданско-правового характера, заключенному с индивидуальным предпринимателем, не состоящим в штате нотариуса;
- оплату иных услуг (предоставление транспортных услуг, услуг по доставке канцелярских товаров, отправке и получению почтовой корреспонденции, документов, установке офисного оборудования, устранению мелких технических неполадок офисного оборудования или неполадок в помещении нотариальной конторы) по договорам гражданско-правового характера, заключенным нотариусом с индивидуальным предпринимателем, не состоящим в штате нотариуса;
- приобретение права на использование программ для ЭВМ и баз данных, обновление программ для ЭВМ, баз данных?
Письмо Минфина РФ от 7 мая 2010 г. N 03-04-05/7-256
Вопрос: Физическое лицо в налоговой инспекции получило отказ в получении имущественного налогового вычета по НДФЛ в сумме фактически произведенных расходов на приобретение квартиры на том основании, что стороны по договору купли-продажи являются взаимозависимыми. Указанная квартира была приобретена физическим лицом совместно с супругой в долевую собственность (по 1/2 доли) у своей родственницы (матери жены). Правомерны ли действия налоговой инспекции?
Письмо Минфина РФ от 5 мая 2010 г. N 03-02-08/28
Вопрос: Является ли камеральной проверкой (понятие и сроки проведения которой приведены в ст. 88 НК РФ) контроль налогового органа за соблюдением сроков представления налогоплательщиком сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год?Каков порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки согласно ст. 101 НК РФ при применении к налогоплательщикам налоговой ответственности в виде штрафа за правонарушение в виде нарушения сроков представления сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год?
Письмо Минфина РФ от 5 мая 2010 г. N 03-03-06/2/84
Вопрос: В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ расчетная цена не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг может определяться налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика с использованием методов оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации.Банк принял решение самостоятельно осуществлять оценку расчетной цены и закрепил метод оценки в учетной политике банка.
Банк считает, что для определения расчетной цены долговых обязательств (включая векселя) для контроля за применением рыночных цен в отношении приобретения ценных бумаг можно использовать метод наращенных (накопленных) сумм процентных выплат к получению исходя из цены приобретения, ставки (доходности) по ценным бумагам, а также срока обращения долговых обязательств и расчет производить по формуле:
Письмо Минфина РФ от 26 апреля 2010 г. N 02-06-10/1496
Вопрос: О неприменении Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, к порядку ведения бухгалтерского учета автономными учреждениями.
Письмо Минфина РФ от 7 мая 2010 г. N 03-04-06/2-92
Вопрос: Согласно п. 5 ст. 17 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ действие положений ст. 214.1 НК РФ в редакции п. 10 ст. 2 указанного Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008.Может ли банк производить расчет налоговой базы по НДФЛ как налоговый агент по брокерским операциям с учетом п. 5 ст. 210 НК РФ по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (далее - ФИСС), базисным активом которых не являются ценные бумаги и фондовые индексы (определять финансовый результат по операциям с ФИСС за 2009 г. как сальдо доходов и расходов на основании ст. 214.1 НК РФ в редакции п. 10 ст. 2 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ), а также произвести возврат излишне удержанных в течение 2009 г. сумм НДФЛ при выводе денежных средств с брокерского счета по операциям с ФИСС, по которым сумма доходов, полученных физлицами, не уменьшалась на сумму произведенных расходов?
Письмо Минфина РФ от 5 мая 2010 г. N 03-07-14/31
Вопрос: Индивидуальный предприниматель (ИП) занимается оптовой торговлей продуктами питания, применяя общую систему налогообложения. ИП является крупным дистрибьютором, в связи с чем ряду покупателей продукции по договору поставки предоставляются премии, не изменяющие цену ранее отгруженной продукции, в процентном отношении от объема проданного товара за определенный период.Официальная позиция Минфина России по вопросу налогообложения премий (бонусов) без изменения первоначальной цены товара изложена в Письме от 25.10.2007 N 03-07-11/524 и сформулирована следующим образом: "Премии, полученные покупателем товаров от продавца и не связанные с оказанием услуг покупателем, налогом на добавленную стоимость не облагаются. В случае если продавцы товаров предоставляют их покупателям скидки по оплате товаров без изменения цены товаров, то предоставление таких скидок не является основанием для уменьшения продавцом товаров налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и внесения изменений в выставленные при отгрузке товаров счета-фактуры".
До сих пор работа с поставщиками строилась с учетом позиции Минфина России по вопросу налогообложения премий. Однако Постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 11175/09 существенным образом меняет подход к порядку налогообложения премий и скидок.
Руководствуясь позицией, указанной Постановлением, некоторые поставщики полагают, что начиная с 01.01.2010 премии и скидки подлежат обложению НДС, в связи с чем предоставляют премию с выделенным НДС.
Таким образом, на ИП ложится дополнительная налоговая нагрузка, поскольку он должен платить НДС с предоставленных премий.
ИП является крупным поставщиком и своим покупателям в целях увеличения объема продаж также предоставляет премии без изменения цены товара.
Включается ли в налоговую базу по НДС сумма премий без изменения первоначальной цены товара?
Какими документами необходимо оформить премию для начисления НДС?
Какими документами необходимо оформить премию для соблюдения налогового законодательства, ведь премия не является товаром (работой, услугой)?
Письмо Минфина РФ от 6 мая 2010 г. N 03-07-11/168
Вопрос: В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что если до 01.01.2008 налогоплательщик не оплатил суммы НДС, предъявленные ему продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые приняты им на учет до 01.01.2006, налоговые вычеты таких сумм налога производятся в первом налоговом периоде 2008 г.Каким образом налогоплательщик должен был поступить в I квартале 2008 г. в случае наличия у него оснований, предусмотренных п. 9 ст. 2 указанного Федерального закона?
Письмо Минфина РФ от 29 апреля 2010 г. N 03-04-06/2-84
Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, не признаются налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц в случае, если получают доходы от источников за пределами Российской Федерации.Пунктом 3 ст. 208 НК РФ установлено, что к доходам от источников за пределами Российской Федерации относятся доходы от реализации за пределами Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей в уставных капиталах иностранной организации.
В рамках заключенного с клиентом-физлицом договора на брокерское обслуживание на рынке ценных бумаг сделки с ценными бумагами иностранных эмитентов заключаются посредством электронных торгов и совершаются банком от своего имени, по поручению и за счет клиента.
Данные, получаемые от организаторов электронных торгов, не позволяют однозначно определить территорию заключения сделки, влекущей за собой переход права собственности на ценные бумаги, в случае если контрагентом по сделке является иностранная организация, не являющаяся резидентом РФ.
Относятся ли к доходам, полученным от источников за пределами РФ, доходы физлица - нерезидента РФ по сделке продажи корпоративных облигаций иностранного эмитента, заключенной посредством системы электронных торгов с контрагентом - резидентом Великобритании в рамках договора на брокерское обслуживание?
Письмо Минфина РФ от 28 апреля 2010 г. N 02-03-07/1539
Вопрос: Об указании в Сведениях о сметных назначениях, содержащихся в смете доходов и расходов, представленных получателем средств фактического остатка средств от приносящей доход деятельности, отраженного на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом в органе Федерального казначейства, поступившего на указанный лицевой счет при его открытии не с начала текущего финансового года.
Письмо Минфина РФ от 26 апреля 2010 г. N 07-02-06/54
Вопрос: О порядке постановки на учет в налоговом органе российской организации-концессионера, которая обязана уплатить налог на имущество организаций (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению объектов недвижимого имущества.
Письмо Минфина РФ от 6 мая 2010 г. N 03-02-07/1-220
Вопрос: О порядке взимания с граждан кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами комиссионных вознаграждений за перечисление таможенных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Письмо Минфина РФ от 5 мая 2010 г. N 03-07-06/87
Вопрос: Согласно положениям гл. 22 НК РФ в 2009 г. для целей взимания акцизов автомобильные бензины разделяются на два вида:- автомобильный бензин с октановым числом до 80 включительно;
- автомобильный бензин с иными октановыми числами.
При этом НК РФ не содержит определения терминов "автомобильный бензин с октановым числом до 80 включительно" и "автомобильный бензин с иными октановыми числами".
В соответствии с Государственным стандартом ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия" (далее - ГОСТ) в зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, устанавливаются следующие марки неэтилированных автомобильных бензинов:
"Нормаль-80" - не менее 80;
"Регуляр-92" - не менее 92;
"Премиум-95" - не менее 95;
"Супер-98" - не менее 98.
При этом п. 4.2 ГОСТа установлено, что значение октановых чисел автомобильного бензина марки "Нормаль-80", определенного по моторному методу, должно быть не менее 76, по исследовательскому методу - не менее 80.
Таким образом, исходя из анализа положений данного ГОСТа, производство и реализация в РФ автомобильного бензина с октановым числом, определенным по исследовательскому методу, менее 80 не допускается.
При этом вырабатываемый автомобильный бензин должен соответствовать ГОСТу не только в момент его производства, но и в процессе последующей реализации, включая конечную реализацию покупателю через АЗС.
Следовательно, с целью соблюдения требований ГОСТа производители должны первоначально закладывать характеристики автомобильного бензина выше минимально установленных.
Так фактические значения октановых чисел, определенных по моторному методу, могут находиться в диапазоне от 76 до 82,9, определенные же по исследовательскому методу - могут находиться в диапазоне от 80 до 91,9, что подтверждается заключениями профильных научно-исследовательских институтов.
Таким образом, исходя из норм НК РФ автомобильный бензин марки "Нормаль-80" для целей взимания акцизов может быть отнесен к виду "автомобильный бензин с иными октановыми числами" и, следовательно, к нему должна применяться повышенная ставка акциза.
Учитывая, что акциз включается в цену реализации, применение повышенной ставки акциза по автомобильному бензину марки "Нормаль-80" приведет к повышению цены на данную марку автомобильного бензина.
Правомерно ли в данном случае организации применять ставку акциза как по автомобильному бензину с октановым числом до 80 при выработке автомобильного бензина марки "Нормаль-80" с октановым числом от 80 до 91,9 по исследовательскому методу и октановым числом от 76 до 82,9 по моторному методу, поскольку такой автомобильный бензин в соответствии с ГОСТом может быть реализован покупателям как бензин марки "Нормаль-80" и, соответственно, по классификации является бензином с октановым числом до 80 включительно?
Письмо Минфина РФ от 7 мая 2010 г. N 03-04-06/6-90
Вопрос: В ноябре 2009 г. российская страховая организация и предприятие, зарегистрированное в Социалистической Республике Вьетнам (далее - Вьетнам), заключили договор добровольного пенсионного страхования в пользу работников (российских граждан, выполняющих работы на территории Вьетнама по контракту) за счет средств работодателя, предусматривающий риск "выплата пенсии при наступлении пенсионных оснований".Целью указанного договора является компенсация пенсионных потерь работников, так как работодатель в соответствии с законодательством Вьетнама не перечисляет взносы в пенсионный фонд РФ.
По законодательству Вьетнама с доходов в виде страховых взносов по указанному договору был удержан и перечислен в бюджет Вьетнама подоходный налог.
Следует отметить, что в настоящее время действует Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам от 27.05.1993 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" (Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 24.04.1995 N 50-ФЗ).
В соответствии со ст. 18 указанного Соглашения любые пенсии и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в договаривающемся государстве, могут облагаться налогом только в этом государстве.
Однако в соответствии с НК РФ страховая организация как налоговый агент должна удержать НДФЛ с доходов, выплаченных налогоплательщику в виде страховых выплат.
При этом в ранее действующей редакции ст. 213 НК РФ (до 01.01.2008) по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями, если страховые выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ, страховые взносы, вносимые за застрахованных физлиц из средств работодателя, учитывались при определении налоговой базы по НДФЛ, а страховые выплаты НДФЛ не облагались.
С 01.01.2008 порядок налогообложения НДФЛ изменился и по указанному договору страхования страховые взносы, вносимые за застрахованных физлиц из средств работодателя, не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 213 НК РФ), а страховые выплаты по указанному договору включаются в налоговую базу по НДФЛ.
Таким образом, по договору добровольного пенсионного страхования, заключенному работодателем на территории Вьетнама в пользу работников (российских граждан), был удержан подоходный налог с доходов в виде сумм страховых взносов, а при возвращении на территорию РФ с этих же застрахованных при наступлении пенсионных оснований страховая организация обязана удержать НДФЛ с доходов, полученных в виде страховых (пенсионных) выплат. Это обязывает отдельную группу граждан - тех, в чью пользу заключен договор добровольного пенсионного страхования, уплачивать НДФЛ дважды: как со страховой премии, так и со страховой выплаты, хотя реальный доход по договору страхования застрахованный получает один раз.
При этом в силу ст. 23 указанного Соглашения, если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доход из другого договаривающегося государства, сумма налога на такой доход, который может быть уплачен в этом другом государстве в соответствии с положениями данного Соглашения, будет вычтена из налога, взимаемого с такого лица в первом упомянутом государстве. Такой вычет, однако, не может превышать сумму налога, исчисленного с такого дохода в соответствии с законодательством и правилами первого упомянутого государства.
Следовательно, согласно ст. 232 НК РФ фактически уплаченные налогоплательщиком - налоговым резидентом РФ за пределами РФ в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами РФ, засчитываются при уплате налога в РФ, если это предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.
Имеет ли право российская страховая организация как налоговый агент не удерживать НДФЛ со страховых выплат по договору добровольного пенсионного страхования при предоставлении застрахованным лицом документа о полученном доходе в виде страховой премии и об уплате застрахованным лицом по указанному договору подоходного налога за пределами РФ, подтвержденного налоговым органом соответствующего иностранного государства?
Письмо Минфина РФ от 6 мая 2010 г. N 03-07-14/32
Вопрос: О порядке исчисления НДС индивидуальным предпринимателем, утратившим право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика данного налога.
Письмо Минфина РФ от 6 мая 2010 г. N 03-03-06/2/88
Вопрос: В соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов учитываются проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются ст. 290 НК РФ).Согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных данной статьей.
Правомерно ли на основании решения суда в налоговом учете банка как конкурсного кредитора прекратить начисление дохода в виде процентов за пользование кредитом, ранее выданным должнику, для целей исчисления налога на прибыль с даты открытия в отношении должника конкурсного производства?
© 2006-2025 Российский налоговый портал.