
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 апреля 2010 г. по делу N А56-15844/2008
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 апреля 2010 г. по делу N А56-15844/2008
Предусмотренное подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ полномочие инспекции носит публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости его применения в целях установления фактической обязанности лица по уплате налогов. Иное противоречит целям и задачам налогового контроля
18.04.2010ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2010 г. по делу N А56-15844/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Дмитриева В.В., Корабухиной Л.И., при участии представителей: от общества с ограниченной ответственностью "СканМаринКонсалтинг" Ерохина Н.В. (доверенность от 22.04.2009), Левнева Л.В. (доверенность от 07.04.2009), Абариной И.В. (доверенность от 22.04.2009), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Проявкиной Т.А. (доверенность от 05.02.2010 N 05-06/02553), Бородкиной С.К. (доверенность от 25.01.2010 N 05-06/0498), Вороновой О.В. (доверенность от 14.01.2010 N 05-06/00482), Михеева П.В. (доверенность от 29.03.2010 N 05-06/07175), рассмотрев 29.03.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2009 (судья Баталова Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2009 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-15844/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СканМаринКонсалтинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 08.02.2008 N 21-04/02920 (далее - Решение).
Решением суда первой инстанции от 26.08.2008 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 решение суда от 26.08.2008 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.02.2009 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2009 решение инспекции от 08.02.2008 N 21-04/02920 признано недействительным в части начисления недоимок, пени и штрафов по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по пунктам 1, 2 Решения. В остальной части в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2009 решение суда первой инстанции в части, обжалованной инспекцией, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение судами норм налогового законодательства, а также на несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители общества отклонили их по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обществом в бюджет налогов и сборов, в том числе налога на прибыль за период с I квартала 2004 года по IV квартал 2006 года и НДС за период с января 2004 года по июль 2007 года. По результатам проверки составлен акт от 28.11.2007 N 113/21 и принято решение от 08.02.2008 N 21-04/02920. Данным решением общество, в частности, привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налогов на прибыль и на добавленную стоимость, ему начислены пени и предложено уплатить недоимку по указанным налогам. В ходе проверки инспекция пришла к выводу о том, что общество в нарушение статьи 252 НК РФ включило в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, а также в нарушение статей 169, 171, 172 НК РФ, предъявило к вычету суммы НДС по операциям, связанным с приобретением в 2004 - 2006 годах юридических и консультационных услуг в области страхования у ряда организаций. Указанные обстоятельства послужили инспекции основанием для доначисления 40 284 683 руб. налога на прибыль, 14 076 082 руб. НДС; также инспекцией сделан вывод о завышении обществом на 11 126 627 руб. суммы НДС, предъявленной к возмещению из бюджета.
Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Согласно статье 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им, а с 01.01.2006 - предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, а с 01.01.2006 - на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. При этом вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), а с 01.01.2006 - только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
При новом рассмотрении дела инспекция в обоснование доводов оспариваемого решения ссылалась на непредставление заявителем в материалы дела в полном объеме актов выполненных работ с организациями: обществами с ограниченной ответственностью "Авис", "Глобал Консалтинг", "Трифора", "Би-ТЭКС", "Планета", "Торговый Дом "Созвездие", "Тиара СПб" и закрытым акционерным обществом "Иол", а также на непредставление в полном объеме счетов-фактур, выставленных ООО "Авис", ООО "Глобал Консалтинг", ООО "Трифора", ООО "Тиара СПб". По мнению налогового органа, у общества имелось достаточно времени для принятия мер по восстановлению указанных документов, в том числе путем получения их у контрагентов, в случае их утраты. Инспекция также ссылалась на недоказанность налогоплательщиком фактов оказания в 2004 году консультационных и юридических услуг обществами с ограниченной ответственностью "Консультант", "Элекс+", "Вартекс", "Искорка", "Алекс", "Параллель", "Стройтрейд".
Общество в свою очередь, обосновывая невозможность представления необходимых документов, ссылалось на то, что они изъяты органами внутренних дел в ходе обысков (протоколы обысков от 14.06.2006, 08.11.2006 и 16.08.2007). Налогоплательщик также указывал, что он часть документов представил.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что кассационная жалоба инспекции дословно повторяет ее апелляционную жалобу, доводы которой получили оценку суда апелляционной инстанции.
Выполняя указания Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, при новом рассмотрении дела суд первой инстанции дал оценку представленным по делу доказательствам, а также доводам инспекции относительно деятельности контрагентов общества.
Суды установили, что в отношении общества было возбуждено четыре уголовных дела, в рамках которых у заявителя были изъяты все документы, касающиеся спорных операций. При этом суды указали на неподтверждение представленными в материалы дела доказательствами фактов исследования инспекцией всех документов, изъятых у общества, а равно того, что эти документы были возвращены заявителю. Кроме того, следует признать правомерным вывод судов двух инстанций о том, что непредставление налогоплательщиком необходимых документов в любом случае не свидетельствует об отсутствии самих хозяйственных операций.
Инспекция исключила из состава расходов 168 млн руб. и доначислила налог на прибыль на эту сумму, что предполагает получение налогоплательщиком 168 млн прибыли без несения им каких-либо затрат.
В отношении доначисления обществу части сумм налога на прибыль и НДС в связи с отсутствием ряда первичных бухгалтерских документов (договоров, актов выполненных работ, счетов-фактур) суды обоснованно указали следующее: во-первых, в данном случае реальность спорных сделок, несение обществом расходов и уплата им НДС подтверждены движением денежных средств по расчетным счетам участников; во-вторых, при условии отсутствия документов, позволяющих осуществить контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, инспекция в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ обязана определить суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком, расчетным путем на основании имеющейся у нее информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что предусмотренное подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ полномочие инспекции носит публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости его применения в целях установления фактической обязанности лица по уплате налогов. Иное противоречит целям и задачам налогового контроля.
Суды двух инстанций руководствовались разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". В судебных актах указано на то, что по смыслу данного постановления предметом доказывания по настоящему делу являются выявленные налоговым органом правонарушения - допущенные налогоплательщиком при определении размера налогового обязательства отклонения от правил, предписанных законодательством о налогах и сборах, в частности совершение операций, не обусловленных разумными экономическими причинами или целями делового характера, отражение в учете операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом. Суд кассационной инстанции считает правильным вывод о том, что доводы налогового органа о направленности финансово-хозяйственной деятельности заявителя на получение необоснованной налоговой выгоды не подтверждены надлежащими доказательствами. Инспекция в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) указанные выводы судов не опровергла.
По настоящему делу также следует учитывать, что налоговый орган не обеспечил налогоплательщику возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. В силу пункта 14 статьи 101 НК РФ указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отмены оспариваемого решения налогового органа в части начисления недоимок, пени и штрафов по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость (пункты 1, 2 резолютивной части Решения).
Следует также признать необоснованными по размеру суммы начисленных инспекцией налогов и пеней, которые указаны в Решении.
По результатам проверки инспекцией доначислен обществу к уплате налог на прибыль. При определении размера налогооблагаемой прибыли инспекция не приняла во внимание убытки общества за 2001 год в размере 11 037 623 руб. и за 2002 год в размере 6 054 990 руб. Общество указывало на необходимость учета этих убытков в возражениях на акт выездной налоговой проверки. Однако данные возражения были отклонены налоговым органом (том дела 1, лист 82). Инспекция полагает, что поскольку данные убытки не отражены в декларациях по налогу на прибыль за 2004, 2005 и 2006 годы, то их суммы не могут быть учтены при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за эти периоды. Неотражение убытка в налоговых декларациях по налогу на прибыль за 2004, 2005 и 2006 годы не может являться основанием для отказа налогоплательщику в реализации права, предусмотренного пунктом 2 статьи 283 НК РФ. По результатам выездной налоговой проверки должны быть определены суммы налогов, которые действительно должны быть уплачены налогоплательщиком в бюджеты соответствующих уровней. Если следовать логике налогового органа, то общество могло бы скорректировать доначисленную ему инспекцией в Решении сумму налога на прибыль путем подачи уточненных деклараций по налогу на прибыль за проверенные той же инспекцией налоговые периоды.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает правильным применение судом первой инстанции пункта 2 статьи 283 НК РФ.
Кассационная коллегия также отклоняет приведенные в кассационной жалобе доводы инспекции относительно неправомерности отнесения на последнюю решением суда первой инстанции судебных расходов. В данном случае подлежит применению не подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, который касается уплаты государственной пошлины в бюджет и на который ссылается податель жалобы, а применяются статьи 106 и 110 АПК РФ, регулирующие распределение судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2009 по делу N А56-15844/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.КОРПУСОВА
Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
Л.И.КОРАБУХИНА
Темы: Обязанности налоговых органов  НДС  Налог на прибыль  
- 15.10.2019 Банк вернул платежку по налогу? Обязательства остались неисполненными
- 14.01.2019 Налоговики не обязаны оказывать консультационные услуги налогоплательщикам
- 10.04.2017 Если налоговики несвоевременно направили требование об уплате налогов
- 16.06.2025 С июля вводят новые правила по налогам и отчётности
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 28.05.2025 Минфин: плательщики ЕСХН не вправе повторно получить освобождение от НДС
- 17.06.2025 Принят законопроект о новых правилах налогообложения международных холдинговых компаний
- 09.06.2025 Разъяснено, когда обеспечительный платеж облагается налогом на прибыль
- 26.05.2025 Минфин: в 2025 году запрещено учитывать старые расходы для уменьшения прибыли
- 23.11.2015 Взыскатель может узнать в инспекции о счетах должника
- 29.10.2010 ВАС РФ указал, что инспекция не обязана уведомлять налогоплательщика о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы
- 14.07.2009 За помощью в ФНС
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 06.07.2023 Налоговики рассказали, как отразить в декларации авансы по налогу на прибыль
- 19.04.2017
При принятии
обеспечительных мер для исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган в любом случае обязан соблюсти два условия: во-первых, наложить запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества и во-вторых, совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета должна была меньше общей суммы недои - 06.02.2017
Налоговый орган направил предприятию
требование об уплате налога после истечения срока на добровольную уплату которого вынес оспариваемое решение. Решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству и нарушает права общества. - 26.10.2016
Суды обеих инстанций правомерно
отметили, что произвольное, немотивированное истребование налоговым органом у налогоплательщика документов, не влияющих на решение вопроса о наличии (отсутствии) у него права на налоговый вычет, недопустимо.
- 15.06.2025
Обществу доначислены
НДС в отношении операций с контрагентами, реальность которых не подтверждена, пени и начислен штраф за неполную уплату налога.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку опровергнут факт реального участия ряда организаций в хозяйственных операциях по поставке товара.
- 15.06.2025
Налоговый орган
сделал вывод о неправомерном применении обществом вычетов по НДС по хозяйственным операциям с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлены создание обществом и его контрагентами формального документооборота с целью получения вычетов по НДС, непредставление обществом первичных документов по хозяйственным операциям с большинством контраген
- 15.06.2025
Налоговый орган
признал неправомерным принятие обществом, осуществляющим операции по реализации рыбопродукции на экспорт и на внутреннем рынке, к вычету НДС по ставке 20 процентов, выставленного контрагентами по услугам хранения и погрузочно-разгрузочным работам, которые облагаются по ставке 0 процентов.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку услуги не связаны с международной перевозкой п
- 15.06.2025
Налоговым органом
сделан вывод о необоснованном предъявлении обществом к вычету НДС и неправомерном включении в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, затрат по взаимоотношениям с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в представленных первичных учетных документах содержатся недостоверные сведения; обществом создан фиктивный документоо
- 15.06.2025
Обществу доначислены
НДС и налог на прибыль, начислен штраф за неполную уплату налогов в связи с завышением расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, на сумму затрат по хозяйственным операциям с контрагентами, и с необоснованным предъявлением к вычету НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие между обществом и контрагентами реальных хозяйственных операций и
- 15.06.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано получение обществом необоснованной налоговой выгоды по заявленным финансово-хозяйственным операциям в виде незаконного применения вычетов по НДС; обществом неправомерно занижены внереализационные доходы по налогу на прибыль на сумму списанной в бухгалтерском и налоговом учете креди
- 06.05.2019 Письмо Минфина России от 08.04.2019 г. № 03-02-07/1/24565
- 14.01.2019 Письмо ФНС России от 27 декабря 2018 г. № ГД-4-19/25766@
- 10.04.2017 Письмо ФНС России от 17.03.2017 № ГД-4-8/4876@
- 28.05.2025 Письмо Минфина России от 11.04.2025 г. № 03-07-11/36455
- 22.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27079
- 21.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-07/26996
- 16.06.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-03-06/1/35054
- 16.06.2025 Письмо Минфина России от 14.04.2025 г. № 03-03-06/1/36990
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 14.04.2025 г. № 03-03-06/2/36720
Комментарии