
Аналитика / Налогообложение / ВАС РФ указал, что инспекция не обязана уведомлять налогоплательщика о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы
ВАС РФ указал, что инспекция не обязана уведомлять налогоплательщика о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы
Налоговое законодательство предусматривает обязанность налоговых органов уведомлять налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов проверок, однако не уточняет, распространяется ли это на рассмотрение апелляционных жалоб вышестоящими налоговыми органами. Некоторые суды считают уведомление правом, а не обязанностью инспекции, другие отмечают неопределенность налоговых норм и толкуют ее в пользу налогоплательщика, применяя по аналогии ст. 101 НК РФ. Разъяснения по данному вопросу впервые дал Президиум ВАС РФ
29.10.2010"КонсультантПлюс"Налогоплательщик подал апелляционную жалобу на решение инспекции о привлечении его к ответственности. Региональное УФНС рассмотрело жалобу без участия налогоплательщика и не известило его о месте и времени рассмотрения. В связи с этим налогоплательщик оспорил решение управления в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали организации в удовлетворении требований, однако ФАС Дальневосточного округа с ними не согласился по следующим основаниям. Суд указал, что управление должно было уведомить организацию о времени и месте рассмотрения ее жалобы, поскольку она имеет право на участие в рассмотрении материалов проверки (в том числе жалобы) на всех стадиях налогового контроля. Поскольку организация не была извещена о времени и месте рассмотрения жалобы, решение управления было признано недействительным.
Дело было передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ, который счел выводы суда кассационной инстанции ошибочными. В своем решении Президиум указал, что в гл. 20 НК РФ, которой регулируется порядок рассмотрения жалоб на акты налоговых органов, обязанность инспекции обеспечить присутствие налогоплательщика при рассмотрении жалобы не обозначена. Положения же ст. 101 НК РФ, на которую ссылался ФАС Дальневосточного округа, принимая решение в пользу организации, регулируют порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Данная норма не подлежит расширительному толкованию и не применяется к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом. Таким образом, существенного нарушения управлением процедуры принятия решения Президиум ВАС не усмотрел, поэтому оснований для признания этого решения недействительным не зафиксировал.
Суды и ранее подтверждали, что уведомление о сроках и времени рассмотрения апелляционной жалобы является правом, а не обязанностью налогового органа (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.09.2009 N А19-969/09). Однако в практике встречались и противоположные решения (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2009 N Ф03-6158/2009).
Как прямо предусмотрено в самом Постановлении Президиума ВАС РФ, подход, изложенный в нем, является общеобязательным для арбитражных судов и подлежит применению при рассмотрении аналогичных дел.
Темы: Права налогоплательщиков  Обязанности налоговых органов  
- 15.10.2019 Все больше налогоплательщиков получают рассрочку по уплате налогов
- 21.09.2018 ВС РФ отменил акты об отмене налоговых льгот из-за опоздания с их подтверждением
- 03.10.2016 Уведомление на уплату имущественных налогов можно получать в электронной форме
- 15.10.2019 Банк вернул платежку по налогу? Обязательства остались неисполненными
- 14.01.2019 Налоговики не обязаны оказывать консультационные услуги налогоплательщикам
- 10.04.2017 Если налоговики несвоевременно направили требование об уплате налогов
- 13.06.2018 О подаче возражений на акты налоговых проверок: разъяснения ФНС
- 07.12.2016 Налоговые льготы за прошлые периоды можно заявить без «уточненки»
- 19.12.2014 Плановые налоговые проверки
- 23.11.2015 Взыскатель может узнать в инспекции о счетах должника
- 14.07.2009 За помощью в ФНС
- 12.10.2014
Порядок ведения лицевого счета
и заполнения карточки расчетов с бюджетом не урегулирован НК РФ. Сами по себе данные карточек лицевых счетов не являются доказательствами наличия либо отсутствия у налогоплательщика задолженности по налогам (сборам), пени, поскольку лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов, формируется и ведется на основании данных, которые был - 27.05.2014
Письмом от 03.06.2013 г.
№ 11-19/3259 Управление (УФНС по Магаданской области, вышестоящий налоговый орган) сообщило компании о продлении срока рассмотрения жалобы на 15 дней. При этом 07.06.2013 г. Управление затребовало в инспекции дополнительные документы, дополнительное заключение по жалобе общества, а также перерасчеты сумм налогов, пеней, штрафов. Перечисленные документы были представлены инспекцией 17.06.2013 г. и положены Управлением в основу ос - 17.04.2014
Наличие или отсутствие у
налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности. Поэтому включение в справку сумм недоимки, пеней, штрафов без правовых оснований нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, создает ей препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной
- 19.04.2017
При принятии
обеспечительных мер для исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган в любом случае обязан соблюсти два условия: во-первых, наложить запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества и во-вторых, совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета должна была меньше общей суммы недои - 06.02.2017
Налоговый орган направил предприятию
требование об уплате налога после истечения срока на добровольную уплату которого вынес оспариваемое решение. Решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству и нарушает права общества. - 26.10.2016
Суды обеих инстанций правомерно
отметили, что произвольное, немотивированное истребование налоговым органом у налогоплательщика документов, не влияющих на решение вопроса о наличии (отсутствии) у него права на налоговый вычет, недопустимо.
- 09.03.2023 Письмо Минфина России от 23.01.2023 г. № 03-04-05/4644
- 22.10.2020 Письмо ФНС России от 16.10.2020 г. № БС-2-21/1791@
- 06.05.2019 Письмо Минфина России от 08.04.2019 г. № 03-02-07/1/24565
- 14.01.2019 Письмо ФНС России от 27 декабря 2018 г. № ГД-4-19/25766@
- 10.04.2017 Письмо ФНС России от 17.03.2017 № ГД-4-8/4876@
- 12.08.2016 Письмо Минфина России от 28.07.2016 г. № АС-3-15/3463@
Комментарии
Надо обращаться в Конституционный Суд. Что же это за демократическое общество такое в котором нет возможности защитить свою позицию в вышестоящей организации? Надо в конституционный обращаться и в случае проигрыша в Европейском отстаивать своё права.