
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа от 10 марта 2009 г. N КА-А40/1038-09
Постановление ФАС Московского округа от 10 марта 2009 г. N КА-А40/1038-09
Нарушение налогоплательщиком порядка оформления первичных учетных документов, в том числе неприменение утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм не является основанием для отказа в применении вычета по НДС
07.04.2009ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2009 г. N КА-А40/1038-09
Дело N А40-40497/08-111-113
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2009
Полный текст постановления изготовлен 10.03.2009
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Русаковой О.И.
судей: Буяновой Н.В. и Нагорной Э.Н.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Севморнефтегаз": П.А., доверенность от 24.06.2008 N АЯ-564
от ответчика ФНС России N 25 по г. Москве, налогового органа
на решение от 17.09.2008
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Огородниковым М.С.
на постановление от 24.11.2008 N 09АП-14305/2008-АК
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями: Катуновым В.И., Крекотневым С.Н., Кораблевой М.С.
по иску (заявлению) ООО "Севморнефтегаз"
о признании недействительным решения и об обязании возместить НДС путем возврата
к Инспекции ФНС России N 25 по г. Москве
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Севморнефтегаз" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве (далее - Инспекция, НДС в периоде принятия к учету выполненных подрядчиками ФГУП "ПО "Севмаш", ЗАО "Морнефтегазпроект", ДОАО "Оргэнергогаз", ОАО "ВНИИОЭНГ", ООО "Ройлсофт" и сданных заказчику ЗАО "Севморнефтегаз" работ. По мнению налогового органа, п. 6 ст. 171 НК РФ, регулирующий порядок принятия к вычету сумм НДС по капитальному строительству, не подлежит применению, поскольку работы, выполненные ФГУП "ПО "Севмаш", нельзя отнести к строительно-монтажным, данная организация не относится к предприятиям отрасли строительства, а является предприятием машиностроения; указывает на то, что заявитель осуществлял прием изделий изготовленных и смонтированных ФГУП "ПО "Севмаш" по акту, составленному в произвольной форме, акты формы КС-2 -"Акт о приемке выполненных работ" и КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ", утвержденные Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 г. N 100, являющиеся обязательными для учета строительно-монтажных работ, заявителем не составлялись; МЛСП "Приразломная" (плавучее средство для добычи нефти) относится к оборудованию для морских месторождений", в связи с чем вычет налога на добавленную стоимость может быть произведен в момент приемки и постановки на учет готового объекта основных средств (абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ), то есть когда соблюдены условия использования данного объекта в операциях, подлежащих налогообложению.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить судебные акты. Представитель заявителя возражал против этих доводов по мотивам, изложенных в обжалованных судебных актах и представленном в порядке ст. 279 АПК РФ отзыве на кассационную жалобу.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалованных судебных актов.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора правильно в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, связанные с соблюдением Обществом установленного законом порядка применения налоговых вычетов, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права. Судами при этом правильно применены положения ст. ст. 171, 172 НК РФ.
В кассационной жалобе приведены доводы налогового органа, которые приводились при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, и этим доводам дана правильная правовая оценка.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество представило в НДС в сумме 2 936 113 руб.
В обоснование принятых решений НДС в сумме 8 114 166 руб. за февраль 2007 года в части расходов на изготовление МЛСП "Приразломная" (в т.ч. ЗАО "Морнефтегазкомплект" - 5 893 624,62 руб., ФГУП "ПО "Севмаш" - 1 134 139,55 руб., ДОАО "Оргэнергогаз" - 302 844,21 руб., ОАО ВНИИОЭНГ - 716 949,15 руб., ООО "Ройлсофт" - 66 607,98 руб.).
Считая упомянутые решения в указанной части незаконными, Общество оспорило их в судебном порядке, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов, предусмотренных данной нормой.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав при наличии соответствующих документов.
В силу п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленного налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного строительства (пункт 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации), производятся в порядке, установленном пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции на основе оценки представленных доказательств пришли к выводу о соблюдении Обществом установленных ст. ст. 171, 172 НК РФ условий применения налоговых вычетов и наличии у заявителя права на возврат НДС в заявленном размере в связи с документальным его обоснованием.
Суд кассационной инстанции находит правильным вывод судебных инстанций.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, изложенные в оспариваемых решениях и апелляционной жалобе налогового органа, проверены судами и обоснованно не приняты.
Так, Инспекция, ссылаясь на заключенный заявителем с ФГУП "ПО "Севмаш" договор генерального подряда от 12.05.2003 N СЗ-1.57.03, предметом которого является изготовление изделия - морская ледостойкая стационарная платформа (далее - МЛСП) "Приразломная" (плавучее средство для добычи нефти), указывает на то, что вычет налога на добавленную стоимость может быть произведен в момент приемки и постановки на учет готового объекта основных средств с учетом положений абзаца 2 пункта 2 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации (начисления амортизации), то есть при соблюдении условий использования данного объекта основных средств в операциях, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. В данном случае, как полагает Инспекция, заявитель неправомерно руководствовался пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации при принятии к вычету сумм налога, предъявленных Обществу подрядными организациями, а суд ошибочно, поддерживая позицию налогоплательщика, применил вышеназванную норму права, не подлежащую применению.
Однако договор подряда от 13.07.2002 N СЗ-1.17.02/99/2909), и его изготовление не относится к тем строительным и монтажным работам, по которым обязательно составление актов по форме КС- 2 и КС- 3 согласно нормативным актам Госкомстата России.
Изготовление кессона предусмотрено проектом строительства МЛСП "Приразломная" и разработанной в соответствии с ним рабочей конструкторской документацией, что подтверждается как вышеприведенными положениями Договора подряда N СЗ-1Л7.02/99/2909 от 13.07.2002, так и условиями Договора генерального подряда N СЗ-1.57.03 от 12.05.2003 г. на строительство МЛСП "Приразломная".
Кроме того, нарушение налогоплательщиком порядка оформления первичных учетных документов, в том числе неприменение утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм не является основанием для отказа в применении вычета по НДС при отсутствии со стороны налогового органа претензий к правильности оформления счетов-фактур и платежных документов -первичных учетных документов, к отражению затрат в бухгалтерском учете налогоплательщиком.
Отнесение ФГУП "ПО "Севмаш" к отрасли судостроения не может означать невозможность заключения указанным лицом договора строительного подряда, в связи с чем позиция налогового органа в отношении квалификации договорных отношений между заявителем и ФГУП "ПО "Севмаш" является несостоятельной.
Суд проверил довод налогового органа о том, что заявитель вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные подрядными организациями при строительстве МЛСП "Приразломная" только после отражения всего объекта в бухгалтерском учете на счете 01 "Основные средств", и обоснованно не согласился с ним.
Суд установил обстоятельства, связанные с отражением произведенных затрат на строительство в соответствующих регистрах бухгалтерского учета: в соответствии с договорным порядком исполнения подрядных договоров, заключенных с ФГУП "ПО "Севмаш", заявитель отражал на счете 08 "Вложение в необоротные активы" (субсчет 08.3 "Строительство") приемку результатов работ, осуществленных подрядчиками при строительстве, затраты на строительство отражались по строке 130 "Незавершенное строительство" (бухгалтерский баланс заявителя на 30.06.2007), правомерно указав на то, что такой порядок отражения затрат на строительство соответствует Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н.
Согласно п. 6 ст. 171 НК РФ, суммы НДС, предъявленные подрядными организациями при проведении капитального строительства подлежат вычету у заказчика при наличии счетов-фактур после принятия им на учет работ по капитальному строительству (отражение их на счете 08 бухгалтерского учета), а не объекта в целом как основного средства (счет 01 бухгалтерского учета).
Кроме того, действия налогоплательщика в данном случае не противоречат разъяснениям, содержащимся в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от НДС, предъявленный подрядчиками при строительстве МЛСП "Приразломная" по мере отражения результатов работ на счете бухгалтерского учета 08 "Вложение в необоротные активы".
Довод налогового органа, который связывает применение налогового вычета заявителя с условием использовании данного объекта основных средств в операциях, подлежащих налогообложению, не основан на положениях ст. 172 НК РФ и противоречит правовой позиции Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума суда от 03.05.2006 N 14996/05.
В силу п. 3 ст. 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Доказательств законности принятых налоговым органом решений от 21.11.2007 N 1298 и N 138 Инспекция не представила.
Право заявителя на возврат спорной суммы налога на добавленную стоимость по налоговой декларации за апрель 2007 года обусловлено соблюдением им требований ст. ст. 171, 172 НК РФ, документальным подтверждением права на налоговые вычеты и возврат налога в соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ.
Факт отсутствия недоимки установлен судом и подтверждается представленным актом сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам N 4.
Заявление от 07.07.2008 N АЯ-606 о возврате суммы НДС к возмещению за апрель 2007 года на расчетный счет налогоплательщика направлялось Обществом в ФНС России N 25 по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий-судья
О.И.РУСАКОВА
Судьи:
Н.В.БУЯНОВА
Э.Н.НАГОРНАЯ
Темы: Строительство  Налоговые вычеты  
- 29.05.2020 ТПП просит ввести каникулы по налогу на прибыль для строительных компаний
- 26.06.2018 В ХМАО освободят от налога на прибыль инвесторов, строящих школы
- 13.06.2017 Строители задолжали 142,5 млрд руб. налогов
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 01.11.2019 Позиции Минфина и ФНС по вопросам из практики строительных организаций
- 12.09.2019 О взыскании убытков застройщика с администрации, нарушившей срок выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию
- 16.08.2019 ВС РФ об учете расходов на реконструкцию
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 11.04.2012 Решение ВАС РФ от 29 марта 2012 г. № ВАС-16112/11
- 19.05.2011 Строительство торгового павильона на земельном участке, специально отведенном для этих целей и при наличии соответствующего разрешения, свидетельствуют об отсутствии оснований для признания павильона самовольной постройкой.
- 26.11.2010 Суд отказал в удовлетворении требований общества о признании за ним права собственности на объект незавершенного строительства, поскольку у истца отсутствует право на земельный участок под спорным объектом, что исключает возможность признания права собственности на сам объект в силу статьи 222 ГК РФ
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт умышленного создания обществом формального документооборота с вовлечением организаций, не осуществляющих реальной хозяйственной деятельности, целью которого являлась
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие пени в связи с необоснованным применением обществом налоговых вычетов по НДС, так как отсутствуют реальные хозяйственные операции между обществом и контрагентами.Итог: в удовлетворении требования в части отказано, поскольку спорные контрагенты являются техническими организациями, не имеющими условий для осуществления ф
- 04.06.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени ввиду создания формального документооборота со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как в результате совместной деятельности налогоплательщика и лиц, входящих с ним в одну группу компаний, ими была реализована схема сокрытия операций по реализации налогоплательщиком товаров собственного производства, спорные контрагенты фактически
- 11.04.2012 Письмо Федеральной антимонопольной службы от 23 Мая 2011 г. N ИА/19713
- 30.03.2011 Письмо Минрегионразвития от 01.03.2011 г. № 4391-КК/08
- 16.03.2011 Письмо Минрегиона от 2 марта 2011 г. N 4511-КК/08
- 20.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-10/35615
- 14.02.2025 Письмо Минфина России от 28.12.2024 г. № 03-07-11/133174
- 20.01.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-07-08/126784
Комментарии