
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 23 августа 2007 года Дело N А65-20613/06
Постановление ФАС Поволжского округа от 23 августа 2007 года Дело N А65-20613/06
Налоговй орган не обосновал и не разъяснил налогоплательщику, чем вызвана необходимость представления договоров, и не доказал, что отсутствие этих документов лишает налоговый орган возможности произвести налоговую проверку.
20.11.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 23 августа 2007 года Дело N А65-20613/06
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Булгарнефть" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган) от 16 июня 2006 г. N 02-02-18/8110 о представлении документов в части немотивированного возложения на заявителя обязанности по представлению документов без указания их реквизитов и количества, а именно: договоров, актов приема-передачи, актов выполненных работ, актов ввода в эксплуатацию, документов о регистрации права по основным средствам, вычеты по которым указаны по строках 190 и 200 декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель 2006 г.
Решением от 5 декабря 2006 г. Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил заявление Общества.
Постановлением апелляционной инстанции от 22 февраля 2007 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, направленной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, налоговый орган просит отменить решение суда первой и Постановление апелляционной инстанций.
В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании кассационной инстанции был объявлен перерыв на 23 августа 2007 г. до 9 часов 25 минут.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела усматривается и установлено судами первой и апелляционной инстанций: Инспекцией в целях проведения камеральной налоговой проверки декларации Общества по налогу на добавленную стоимость за апрель 2006 г. в соответствии со ст. ст. 31, 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование от 16 июня N 02-02-18/8110 о представлении в пятидневный срок документов для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, в том числе счета-фактуры, полученные до 1 января 2006 г. и после 1 января 2006 г., с приложением договоров, актов приема-передачи, актов выполненных работ, актов ввода в эксплуатацию, документов о регистрации права по основным средствам, вычеты по которым указаны по строках 190 и 200 декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель 2006 года.
Общество во исполнение вышеназванного требования налогового органа письмом от 22 июня 2006 г. N 772 направило Инспекции запрошенные счета-фактуры, платежные документы с приложением на 424 листах. В части остальных запрашиваемых налоговым органом документов налогоплательщик просил обосновать необходимость их представления в соответствии с третьим абзацем ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с тем что налоговым органом ответ не был направлен, Общество, считая требование о представлении документов в части немотивированного изложения по представлению вышеназванных документов, указания их реквизитов и количества нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд о признании данного требования недействительным.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из положений п/п. 4 п. 1 ст. 23, ст. 54, части 4 ст. 88, ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации, а также фактических обстоятельств дела.
Так, при вынесении судебных актов судами учтено то, что ответчик после получения от заявителя вышеназванных писем с приложением книг продаж и покупок, а также регистров бухгалтерского учета, подтверждающих оплату приобретенных заявителем товаров и принятие их на учет, содержащих конкретный перечень документов и их количество (счета-фактуры, платежные документы), на основании которых заполнена налоговая декларация, в порядке ст. ст. 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации не дал заявителю ответ с указанием мотивов, вызвавших необходимость истребования дополнительных документов.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает ранее принятые судебные акты обоснованными в связи со следующим.
Согласно ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Следовательно, в ходе камеральной налоговой проверки, которая проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями, должностные лица вправе истребовать документы для проверки правильности исчисления налогов, отраженных в налоговых декларациях налогоплательщиком.
В силу ст. 21, п/п. 1 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, п. п. 3, 4 ст. 88, ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации необходимость истребования документов не исключает необходимость их обоснования.
Судами установлено, что налогоплательщиком представлены перечни документов, датированных 10 мая 2006 г., в количестве более 1500, представленных ответчику по его требованию по представлении документов для проведения выездной налоговой проверки за период с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2005 г., что свидетельствует о том, что ответчик без проверки ранее представленных заявителем документов повторно запросил у последнего аналогичные счета-фактуры.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что ответчик в нарушение ст. ст. 31, 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации не обосновал и не разъяснил налогоплательщику, чем вызвана необходимость представления вышеназванных договоров, и не доказал, что отсутствие этих документов лишает налоговый орган возможности произвести налоговую проверку.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела и оснований для отмены ранее принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы налогового органа арбитражный суд кассационной инстанции не находит.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме относятся на налоговый орган.
При таких обстоятельствах и руководствуясь ст. ст. 287 (п. 1 ч. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 5 декабря 2006 г. и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2007 г. по делу N А65-20613/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
- 30.07.2024 В ФНС сообщили, какие документы могут запросить для камеральной проверки по НДС
- 10.03.2022 Уточнить платеж можно в любой налоговой инспекции
- 22.10.2020 Налоговики вдвое уменьшили размер претензий к бизнесу
- 07.04.2017 ФНС утвердила форму уведомления о невозможности представить документы
- 13.05.2016 Налоговики при встречной проверке могут запрашивать выписку у банков
- 07.10.2013 Непредставление документов налогоплательщиком может быть вызвано разными причинами
- 12.08.2021 Порядок привлечения к ответственности за непредставление документов
- 07.11.2016 Налогоплательщики смогут отправить налоговикам многие документы в электронном виде
- 04.08.2014 Об открытых депозитах банки сообщат в налоговый орган
- 11.05.2023 Касается ли мораторий на проверки налоговых мероприятий?
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 10.08.2022 Налоговая требует документы вне рамок проверок – что делать?
- 27.09.2021 Можно ли изымать документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика: позиция ФНС
- 13.05.2019 ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать
- 08.09.2017 О спорах вокруг реквизитов запрашиваемых документов: нужны ли они в требовании?
- 06.07.2022 К чему приведет отказ предоставить документы в рамках «встречной» проверки
- 27.04.2016 Уточненка вместо документов: грозит ли штраф
- 11.09.2015 ФНС: представляемые в инспекцию документы принимаются и без печати
- 20.04.2025
Налогоплательщик ссылался
на то, что при проведении проверки были использованы документы, полученные налоговым органом до момента начала соответствующей налоговой проверки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС нарушений налогового законодательства и прав налогоплательщика не допущено.
- 12.02.2025
По результатам
камеральной проверки обществу были начислены налог на добычу полезных ископаемых, пени и штраф в связи с неправомерным применением способа оценки добытых полезных ископаемых из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку установлено наличие у налогового органа оснований для применения расчетного метода определения налога, обществом д
- 18.08.2024
По результатам
камеральной проверки обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с искажением сведений о фактах хозяйственной жизни и созданием формального документооборота, направленного на минимизацию налоговых обязательств в результате необоснованного применения налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны обстоятельства, свидетельствующие о фиктивном харак
- 06.04.2025
Об истребовании
документации должника.Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствие сведений о дебиторах и кредиторах общества, мотивированных пояснений относительно установления обществом из оборотно-сальдовых ведомостей дебиторов и кредиторов (с указанием конкретных контрагентов) не позволило конкурсному управляющему в достаточной степени установить перечень таких лиц, отраженных в бухгалтерском
- 10.01.2024
Налоговый орган
запросил у общества договоры, акты выполненных работ, штатное расписание, общество указало на необоснованность запроса, наличие у налогового органа сведений о сделках.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как истребование указанных налоговым органом сведений обусловлено необходимостью подтверждения (опровержения) полноты и правильности исчисления и уплаты обществом страховых взн
- 09.10.2023
Оспариваемым решением
общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа за непредставление части запрашиваемых документов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку правом на истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого общества, налоговые органы наделены и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, в связи с чем выставление налоговым орг
- 04.08.2024
О включении
в третью очередь реестра требований кредиторов задолженности по договорам поставки и субаренды самоходных машин.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не учтено, что ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухга
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 24.10.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, сделав вывод о создании налогоплательщиком условий, направленных исключительно на получение налоговой экономии при отсутствии реальных сделок с контрагентами.Итог: требование удовлетворено, поскольку все представленные документы подтверждают реальность совершенных сделок и их разумную деловую цель, обусловленную характером предпринимательской
- 24.10.2023
- 25.07.2024 Письмо ФНС России от 12.07.2024 г. № ЕА-2-15/10152
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 13.03.2023 Письмо Минфина России от 23.01.2023 г. № 03-13-05/4481
- 05.05.2025 Письмо Минфина России от 28.02.2025 г. № 03-02-08/19387
- 14.11.2024 Письмо Минфина России от 20.09.2024 г. № 03-02-08/91096
- 06.09.2013 Письмо Минфина РФ от 26 августа 2013 г. N 03-02-07/1/35025
- 12.05.2025 Письмо Минфина России от 13.01.2025 г. № 03-02-08/1102
- 05.12.2024 Письмо Минфина России от 25.10.2024 г. № 03-02-08/103734
- 16.07.2024 Письмо Минфина России от 24.04.2024 г. № 03-02-08/38517
Комментарии