
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.03.2024 г. № Ф10-597/2024 по делу № А54-430/2023
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.03.2024 г. № Ф10-597/2024 по делу № А54-430/2023
В целях обеспечения взыскания доначисленных сумм налога, пеней и штрафа налоговым органом вынесено решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества налогоплательщика.
Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в ходе мероприятий налогового контроля были установлены обстоятельства, свидетельствующие об умышленных действиях предпринимателя, направленных на минимизацию налоговых обязательств путем создания схемы ухода от налогообложения, что привело к доначислению по результатам выездной проверки НДС, пеней и штрафа в значительных суммах.
27.04.2025Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2024 г. по делу N А54-430/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2024.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Чаусовой Е.Н.
Судей Бутченко Ю.В.
Радюгиной Е.А.
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лемзиной Л.И.
При участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Моргунова В.В. (ОГРНИП 316623400081377; ИНН 622701729651) Куприкова Р.Ю. - представителя (доверен. от 16.06.2023)
от УФНС России по Рязанской области (г. Рязань, проезд Завражнова, 5) Бордыленка Н.Е. - представителя (доверен. от 15.12.2023 N 2.7-12/18842)
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Моргунова Владимира Владимировича на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 по делу N А54-430/2023,
установил:
Индивидуальный предприниматель Моргунов Владимир Владимирович обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области от 02.11.2022 N 38 о принятии обеспечительных мер.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Моргунов В.В. просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Ходатайство Моргунова В.В. о процессуальном правопреемстве налогового органа, представленное вместе с кассационной жалобой, не рассматривается, поскольку заявитель жалобы от данного ходатайства отказался.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Моргунова Владимира Владимировича, по результатам которой принято решение от 02.11.2022 N 2.14-16/5659 о доначислении налога на добавленную стоимость, пени, применении налоговых санкций на общую сумму 26313680 руб.
В основу оспариваемого решения налоговым органом положены выводы о том, что Моргунов В.В. умышленно допустил искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, выразившиеся в применении схемы дробления бизнеса с подконтрольным ООО "Пассажирсервис" в целях минимизации налоговых обязательств, и несоблюдении плательщиком требований ст. 54.1 НК РФ.
В целях обеспечения взыскания доначисленных сумм налога, пени и штрафа инспекцией на основании пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации вынесено решение от 02.11.2022 N 38 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества налогоплательщика с учетом решения от 18.04.2023 о внесении изменений в указанное решение на сумму 23698042 руб. 25 коп. Решение о принятии обеспечительных мер вынесено в отношении "иных строения, помещения и сооружения", кадастровый номер 62:29:0060014:3093, кадастровая стоимость 26197309 руб. 41 коп.
Решением УФНС России по Рязанской области от 08.12.2022 N 2.15-12/02/17913 апелляционная жалоба предпринимателя на решение инспекции N 38 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции о принятии обеспечительных мер, Моргунов В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 для признания решения и действий должностного лица незаконными необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми решением и действием прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение об отмене обеспечительных мер или решение о замене обеспечительных мер в случаях, предусмотренных настоящим пунктом и пунктом 11 настоящей статьи. Решение об отмене (замене) обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения.
Обеспечительными мерами могут быть:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим подпунктом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:
- недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
- транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;
- иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
- готовой продукции, сырья и материалов.
При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 настоящего Кодекса.
Пунктом 11 статьи 101 НК РФ предусмотрена возможность замены налоговым органом обеспечительной меры по просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер.
Руководствуясь положениями пункта 10 статьи 101 НК РФ, оценив представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие соблюдение налоговым органом очередности, определенной данной нормой права, учитывая, что в ходе мероприятий налогового контроля инспекцией установлены обстоятельства, свидетельствующие об умышленных действиях предпринимателя, направленные на минимизацию налоговых обязательств путем создания схемы ухода от налогообложения, что привело к доначислению по результатам выездной проверки сумм налога на добавленную стоимость, пени и штрафа в значительных суммах, исследовав состав имущества, суды пришли к выводу о законности решения инспекции ввиду наличия у налогового органа оснований полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обеспечительные меры приняты в пределах доначисленной по результатам выездной проверки суммы.
При этом судами обоснованно указано, что обеспечительные меры направлены на обеспечение возможности последующего исполнения решения налогового органа, принятого по результатам выездной проверки, являются разумными и достаточными, соблюдают баланс частных и публичных интересов, и не нарушают прав и законных интересов налогоплательщика, и правильно отмечено, что принятые налоговым органом обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение имущества без согласия налогового органа не препятствуют заявителю владеть и пользоваться по своему усмотрению спорным имуществом в текущей деятельности.
Причем налогоплательщик не лишен возможности обратиться в налоговый орган с заменой одной обеспечительной меры на другую при наличии соответствующего объема товарно-материальных ценностей или иного имущества, представления банковской гарантии.
Кроме того, судами правомерно отмечено, что в настоящее время решение инспекции от 02.11.2022 N 2.14-16/5659 оспаривается предпринимателем в судебном порядке (дело N А54-1591/2023), и по заявлению предпринимателя судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия указанного решения инспекции (определение от 03.03.2023), то есть установлен статус-кво участников настоящего судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах судами сделан правомерный вывод о законности оспариваемого решения и отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов предпринимателя решением налогового органа о принятии обеспечительных мер.
Доводы кассационной жалобы предпринимателя не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а повторяют доводы, заявленные налогоплательщиком в судах первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка, основаны на иной оценке обстоятельств и ином толковании норм права, в связи отклоняются.
Опровергающих выводы судов доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 по делу N А54-430/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Моргунова Владимира Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Н.ЧАУСОВА
Судьи
Ю.В.БУТЧЕНКО
Е.А.РАДЮГИНА
Темы: НДС  Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы  Обеспечительные меры  
- 16.06.2025 С июля вводят новые правила по налогам и отчётности
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 28.05.2025 Минфин: плательщики ЕСХН не вправе повторно получить освобождение от НДС
- 24.01.2025 Минфин предостерег от уклонения от уплаты НДС при УСН
- 05.10.2024 В ГД заявили, что в налоговой сфере мало серых зон
- 19.03.2024 Тюменский бизнес не заплатил ФНС 37 млрд рублей
- 11.03.2014 Материалы проверки направлены в следственные органы, ибо обеспечительные меры суда этого не коснулись
- 11.02.2014 «Непокорность» налогоплательщика не должна стать основанием для принятия налоговиками обеспечительных мер
- 24.01.2014 Налоговики не опоздали с взысканием налога, ведь обеспечительные меры не давали этого сделать
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 18.06.2025
Оспариваемые решение
и требование приняты налоговым органом по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неуплатой обществом в добровольном порядке недоимки по НДС и пеней.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку сроки на принятие мер по принудительному взысканию с общества задолженности, образовавшейся на основании вступившего в силу решения налогового органа, не
- 18.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС и налог на прибыль, пени и штраф в связи с неполной уплатой налогов в бюджет.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт получения обществом необоснованной налоговой выгоды, установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства свидетельствуют о нереальности хозяйственных операций общества с контрагентами.
- 18.06.2025
Налоговым органом
принято решение о доначислении НДС и налога на прибыль в связи с выводом о получении ООО необоснованной налоговой выгоды по операциям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку основной целью привлечения ООО сомнительного контрагента являлись умышленное уменьшение налоговых обязательств и получение необоснованной налоговой выгоды, формирование необоснован
- 15.06.2025
Налоговым органом
сделан вывод о необоснованном предъявлении обществом к вычету НДС и неправомерном включении в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, затрат по взаимоотношениям с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в представленных первичных учетных документах содержатся недостоверные сведения; обществом создан фиктивный документоо
- 15.06.2025
Налоговый орган
сделал вывод о неправомерном применении обществом вычетов по НДС по хозяйственным операциям с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлены создание обществом и его контрагентами формального документооборота с целью получения вычетов по НДС, непредставление обществом первичных документов по хозяйственным операциям с большинством контраген
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие суммы пеней, штрафа в связи с отсутствием реальных хозяйственных операций между обществом и контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом умышленно создан формальный документооборот с подконтрольным ему контрагентом, не располагавшим материальными и трудовыми ресурсами для выполнения рабо
- 01.06.2025
Определением, вынесенным
по делу о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщику отказано в принятии обеспечительной меры в виде приостановления действия этого решения, поскольку тот факт, что непринятие названной меры повлечет лишение налогоплательщика возможности осуществления своей деятельности и причинение ему значительного - 24.11.2024
По мнению
общества, налоговым органом незаконно приняты обеспечительные меры в части приостановления операций по счетам общества.Итог: требование удовлетворено, поскольку приостановление операций по расчетным счетам общества как обеспечительная мера влечет существенное ограничение экономической деятельности общества при отсутствии подтвержденных сведений о его недобросовестности и принятии им мер, направ
- 20.10.2024
С учетом
того, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, и поскольку налоговым органом не установлено наличие у общества имущества, в отношении которого возможно установить запрет на отчуждение (передачу в залог), оспариваемым решением приняты обеспечительные меры в виде приостановления опера
- 20.06.2025 Письмо Минфина России от 12.03.2025 г. № 03-07-07/24101
- 18.06.2025 Письмо Минфина России от 03.04.2025 г. № 03-07-11/33501
- 28.05.2025 Письмо Минфина России от 11.04.2025 г. № 03-07-11/36455
- 28.05.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2024 г. № Ф04-188/2024 по делу № А03-6938/2023
- 23.03.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2024 г. № Ф07-17720/2023 по делу № А21-12881/2022
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
- 14.07.2022 Письмо ФНС России от 29.06.2022 г. № КВ-3-14/6802@
- 22.10.2015 Письмо ФНС России от 08.10.2015 г. № ГД-4-14/15525
Комментарии