Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.09.2023 г. № Ф04-4293/2023 по делу № А75-20614/2022

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.09.2023 г. № Ф04-4293/2023 по делу № А75-20614/2022

Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации сведений о директоре общества со ссылкой на представление документов, содержащих недостоверные сведения.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку общество участвует в формировании формального документооборота для получения необоснованной налоговой выгоды, обналичивания денежных средств через расчетные счета подконтрольных формально легитимных юридических лиц, заявитель руководителем общества не является, действует в интересах третьих лиц, фактическая смена руководителя общества не доказана.

07.02.2024Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 2023 г. по делу N А75-20614/2022

 

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Алексеевой Н.А.

судей Чапаевой Г.В.

Черноусовой О.Ю.

при ведении протокола с использованием системы веб-конферении (аудиозаписи) помощником судьи Евдокимовой В.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мингазиевой Марии Антоновны на решение от 27.01.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 10.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-20614/2022 по заявлению Мингазиевой Марии Антоновны (628634, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Республики, дом 73, корпус 1, ИНН 8617011328, ОГРН 1048603861360) о признании недействительным решения.

Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Дзержинского, дом 2, ИНН 8601024258, ОГРН 1048600009622), общество с ограниченной ответственностью "ИСК" (628634, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск, улица Энергетиков, дом 4, помещение 1001, ИНН 8620022947, ОГРН 1178617006479), Вильгоцкая Евгения Геннадьевна (628621, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628606, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Менделеева, дом 13, ИНН 8603109468, ОГРН 1048600529933).

В судебном заседании путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Чобан С.Н. по доверенности от 07.11.2022;

от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Белуга И.В. по доверенности от 12.01.2023.

Суд

 

установил:

 

Мингазиева Мария Антоновна обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - регистрирующий орган, инспекция) от 26.07.2022 N 6306А об отказе в государственной регистрации в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИСК" (далее - общество).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление), общество, Вильгоцкая Евгения Геннадьевна, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - инспекция N 6).

Решением от 27.01.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 10.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Мингазиева М.А. просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что инспекцией не произведены допросы Кувшина В.А. и Савинской Л.Э.; не представлены доказательства направления и получения повесток о вызове на допрос в адрес Мингазиевой М.А.; общество является действующей организацией, исполнителем муниципальных контрактов и договоров с нефтедобывающими предприятиями; Мингазиева М.А., являясь учредителем (участником) общества, вправе назначить по своему усмотрению директора общества.

Регистрирующий орган в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Общество, управление, Вильгоцкая Е.Г., инспекция N 6 в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывы на кассационную жалобу не представили.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей инспекции и управления, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 17.04.2017.

Мингазиевой М.А., являющейся единственным участником общества, 17.06.2022 принято решение N 2 об освобождении ее от занимаемой должности директора общества и о назначении на указанную должность Вильгоцкой Е.Г.

В регистрирующий орган обществом 20.06.2022 подано заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме N Р13014 (о прекращении полномочий директора общества Мингазиевой М.А. и возложении полномочий директора общества на Вильгоцкую Е.Г.).

На основании представленной инспекцией N 6 информации и имеющихся сомнений в достоверности сведений о включаемом в ЕГРЮЛ руководителе общества регистрирующим органом 27.06.2022 принято решение о приостановлении государственной регистрации в отношении общества для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Решением от 26.07.2022 N 6306А регистрирующий орган отказал в государственной регистрации сведений о директоре общества на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) - предоставление документов, содержащих недостоверные сведения.

Решением управления от 18.08.2022 N 07-17/13106@ указанное решение инспекции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением регистрирующего органа от 26.07.2022 N 6306А, Мингазиева М.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии оспариваемого решения требованиям действующего законодательства и отсутствии нарушений прав и законных интересов Мингазиевой М.А.

Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 51 ГК РФ, статьей 4, подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Названный государственный реестр является федеральным информационным ресурсом. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Государственный реестр как федеральный информационный ресурс должен формироваться на основании достоверных сведений (пункт 1 статьи 4, пункт "а" статьи 12, пункты 1, 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ).

Согласно статье 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4); документы, предусмотренные названным Законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно ЕГРЮЛ (пункт 6).

Пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определено, что регистрирующий орган вправе проводить проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ юридических лиц в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.

Пунктом 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Согласно подпункту "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе свидетельские показания, письма Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Нижневартовску от 21.02.2022 N 27/10-18747, Регионального Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области от 04.04.2022 N 126/32-1889, судебные акты по делу N А75-16192/2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество является "звеном в цепочке лиц", участвующих в формировании формального документооборота для получения необоснованной налоговой выгоды, обналичивания денежных средств через расчетные счета подконтрольных формально легитимных юридических лиц; Мингазиева М.А. фактически руководителем общества не является, действует в интересах третьих лиц, не формирует показатели налоговой отчетности; Вильгоцкая Е.И. к исполнению обязанностей руководителя не приступила; фактически управление финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляют иные лица.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности отсутствия фактической смены руководителя общества.

Поскольку представленные обществом документы содержат недостоверные сведения, суды верно сочли, что у регистрирующего органа имелись основания для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Мингазиевой М.А. в удовлетворении заявленного требования.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.

Оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.

При подаче кассационной жалобы Мингазиева М.А. уплатила государственную пошлину в размере 300 руб.

Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для физических лиц составляет 150 руб.

В силу статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Мингазиевой М.А. следует возвратить из федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 07.07.2023 публичного акционерного общества Сбербанк Югорского отделения 5940/121.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

 

постановил:

 

решение от 27.01.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 10.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-20614/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Мингазиевой Марии Антоновне из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 07.07.2023 публичного акционерного общества Сбербанк Югорского отделения 5940/121 государственную пошлину в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Н.А.АЛЕКСЕЕВА

 

Судьи

Г.В.ЧАПАЕВА

О.Ю.ЧЕРНОУСОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Регистрация юридических лиц и ИП
  • 28.09.2022  

    Регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом допустимых доказательств, достоверно свидетельствующих о наличии у него признаков действующего юридического лица, не

  • 12.09.2022  

    Предприниматель указал на то, что при его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя налоговым органом в ЕГРИП был указан неверный адрес.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку действия налогового органа при государственной регистрации, выразившиеся в неверном указании адреса регистрации предпринимателя, противоречат положениям ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ, нарушают права и законные интересы пр

  • 11.07.2022  

    Налоговым органом принято решение о предстоящем исключении общества из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего - по причине предоставления недостоверных сведений о месте его нахождения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как по результатам проверки места нахождения общества налоговым органом не установлено наличие общества по указанному при регистрации адресу, запро


Вся судебная практика по этой теме »

Регистрационные документы
  • 16.04.2014  

    Учитывая, что в соответствии с подп. «в» п. 1 ст. 22.3 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для принятия налоговым органом решения о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя должен быть подтвержден лишь факт подачи таким лицом в органы пенсионного страхования очередных ежеквартальных св

  • 17.03.2014  

    По мнению инспекции, при государственной регистрации выхода участника общества из его учредителей заявитель обязан представить регистрирующему органу письменный документ (подлинник или заверенный нотариально), подтверждающий желание вышедшего участника выйти из состава учредителей общества. А компанией в числе прочих документов для государственной регистрации была представлена копия заявления о выходе гражданина из числа участников общества, заверенная

  • 07.02.2014  

    В силу пункта 4 ст. 1474 ГК РФ требование прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки может заявить только правообладатель, но не регистрирующий орган.


Вся судебная практика по этой теме »