
Письмо Минфина России от 23.04.2025 г. № 03-07-07/41120
Вопрос: Об освобождении от НДС организаций и ИП, применяющих ЕСХН.
Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-07/26996
Вопрос: Об освобождении от НДС ветеринарных услуг.
Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-07/35628
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, налогоплательщик, применяющий ЕСХН, имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 145 НК РФ. Одновременно он применяет патентную систему налогообложения. В 2024 г. в ст. 145 НК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми абз. 8 п. 1 ст. 145 установлено, что, если индивидуальный предприниматель применял одновременно систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов учитываются доходы по обоим указанным налоговым режимам. С какого периода действует абз. 8 п. 1 ст. 145 НК РФ в части определения величины доходов для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в случае если индивидуальный предприниматель применял одновременно налогообложение для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) и патентную систему налогообложения (ПСН)? С какого периода учитываются доходы по обоим налоговым режимам, на ЕСХН и ПСН?
Письмо Минфина России от 13.03.2025 г. № 03-07-15/24797
Вопрос: Об освобождении от НДС при реализации продуктов питания организацией общественного питания, заключившей госконтракты, если для производства продуктов питания привлекаются сторонние организации.
Письмо Минфина России от 25.03.2025 г. № 03-07-07/29250
Вопрос: О применении освобождения от НДС при оказании ИП услуг общественного питания.
Письмо Минфина России от 27.01.2025 г. № 03-07-11/6784
Вопрос: Об освобождении от исполнения обязанностей плательщика НДС организации - участника проекта по созданию инновационных научно-технологических центров, применяющей УСН.
Письмо Минфина России от 25.02.2025 г. № 03-07-07/17780
Вопрос: Об определении понятия услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в целях освобождения от НДС.
Письмо Минфина России от 15.11.2024 г. № 03-07-11/113385
Вопрос: Об обязанности по применению освобождения от НДС индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН.
Письмо Минфина России от 29.01.2025 г. № 03-07-11/7526
Вопрос: Согласно п. 1 ст. 143 и п. 2 ст. 346.11 НК РФ в редакции, вступающей в силу 1 января 2025 г. (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ), организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, являются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
При этом согласно п. 1 ст. 145.1 НК РФ организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее - участник проекта), имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта.
Верно ли, что организации, применяющие УСН, получившие статус участника проекта, могут воспользоваться своим правом и применять освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, предусмотренное ст. 145.1 НК РФ, и при использовании такого права в порядке, предусмотренном ст. 145.1 НК РФ, такие организации будут освобождены от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в частности, исчислять и уплачивать НДС, а также представлять налоговые декларации по НДС?
Письмо Минфина России от 21.01.2025 г. № 03-07-07/4650
Вопрос: Об освобождении от НДС при оказании ветеринарных услуг.
Письмо Минфина России от 28.10.2024 г. № 03-07-11/105340
Вопрос: Об освобождении от НДС услуг в виде реализации продукции общественного питания отделами кулинарии, а также ИП и организациями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность.
Письмо Минфина России от 23.12.2024 г. № 03-07-07/129874
Вопрос: Каков порядок определения средней начисленной заработной платы по отрасли в целях применения льготы по НДС для организации общепита с 1 января 2025 г.?
ООО является организацией, осуществляющей деятельность в сфере общепита (класс 56 ОКВЭД "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков"), и состоит в реестре МСП как малое предприятие. В соответствии с пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ организации общепита освобождаются от обложения НДС при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налогообложения, условий, предусмотренных данным подпунктом. Организации общепита имеют освобождение по НДС при соблюдении трех условий: доходы не превышают 2 млрд руб., доля доходов общепита составляет более 70%, средняя зарплата не ниже средней зарплаты, по данным Росстата, по региону и по виду деятельности. При этом нет указания на то, что данные по средней начисленной заработной плате необходимо применять с учетом того, к какому классу принадлежит предприятие: крупное, среднее, малое или микропредприятие.
В связи с предстоящими с 1 января 2025 г. изменениями в налоговом законодательстве правомерно ли использование при определении организацией общепита - субъектом МСП показателя средней начисленной заработной платы по данным Росстата по малым предприятиям, а не по полному кругу организаций? На сайте Росстата данный показатель дифференцирован: для организаций по полному кругу, для крупных и средних организаций и для малых и микропредприятий.
Отметим, что судебных решений по применению данной нормы нет.
В НК РФ данная дифференциация не прописана, но было бы логичным использовать право субъекта МСП для определения данного показателя с целью применения льготы по НДС с 1 января 2025 г. Эти показатели в представленной на сайте информации (например, за 2023 г.) значительно разнятся, и было бы справедливым и экономически обоснованным использовать данные по среднемесячной начисленной заработной плате именно в разрезе принадлежности организации к тому или иному типу (крупные, средние, малые или микропредприятия).
Письмо Минфина России от 10.12.2024 г. № 03-07-11/124536
Вопрос: Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства предлагает рассмотреть вопрос о внесении поправок в ст. 145 НК РФ, предусмотрев порядок, согласно которому налогоплательщики на УСН с доходами до 60 млн руб. смогут проводить операции с НДС и принимать налог к вычету. В частности, ввести порядок, позволяющий отказаться от автоматического освобождения от НДС.
С 2025 г. организации и предприниматели, которые применяют УСН, признаются плательщиками НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ). При этом если доходы налогоплательщиков на УСН за 2024 г. не превышают 60 млн руб., то они освобождаются от обязанности по исчислению и уплате НДС, а также не обязаны формировать счета-фактуры (п. 5 ст. 168 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.10.2024 N 362-ФЗ).
Освобождение от НДС для налогоплательщиков на УСН действует автоматически - без подачи уведомлений в инспекцию (п. 1 Методических рекомендаций, утвержденных Письмом ФНС России от 17.10.2024 N СД-4-3/11815@). Однако отказаться от освобождения в части НДС на УСН нельзя, что следует из недавних разъяснений Минфина России (Письмо от 02.10.2024 N 03-07-11/95245).
Вышеуказанные правила введены в рамках "донастройки" налоговой системы, приняты Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ. Но изначально контекст данного законопроекта предусматривал другие положения, согласно которым организации/ИП на УСН могли остаться плательщиками НДС, просто не подав уведомление в налоговую. То есть налогоплательщики на УСН с доходами до 60 млн руб. могли исчислять и платить НДС по своему желанию.
Затем в ходе обсуждений законопроекта было установлено, что освобождение от НДС будет распространяться почти на 95% организаций/ИП, применяющих УСН. В этой связи было принято решение считать их освобожденными от НДС без обязанности подачи соответствующего уведомления.
Вместе с тем не были учтены интересы тех налогоплательщиков на УСН, которые при доходах до 60 млн руб. захотят вести бизнес с НДС, выбрав специальные ставки - 5%, 7% или общие - 20% (10%) с правом на вычет налога. В связи с этим данная категория налогоплательщиков оказалась в ущемленном положении по сравнению с организациями/ИП на УСН с доходами свыше 60 млн руб. и плательщиками ЕСХН.
Согласно ст. 145, п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации на ЕСХН тоже признаются плательщиками НДС. При этом для них предусмотрено не право отказаться от освобождения от НДС, а право освободиться от НДС. В частности, для сельхозпроизводителей предусмотрен механизм освобождения от НДС, который основан на подаче уведомлений. Его можно не использовать и по умолчанию остаться плательщиком НДС.
В связи с этим возможно ли аналогичный порядок предусмотреть для налогоплательщиков УСН с доходами до 60 млн руб.? Но с условием, что отказ от освобождения от НДС для них будет действовать в течение года (12 мес.), то есть по аналогии с ЕСХН. Возможность налогоплательщиков на УСН работать с НДС позволит сформировать НДС-цепочки, что сделает их более "прозрачными" для налогового контроля.
Также необходимо отметить, что выставление счетов-фактур налогоплательщиками на УСН не порождает дополнительных рисков для контроля, учитывая действие АСК НДС-2. Если будет введен уведомительный порядок отмены освобождения от НДС, то административная нагрузка снизится.
Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-07-11/123826
Вопрос: ООО (далее - общество) применяет УСН. Основным видом деятельности общества является деятельность по организации питания в образовательных учреждениях. Вид деятельности по ОКВЭД 56.29 "Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания". Иные виды деятельности, не связанные с организацией школьного питания, обществом не осуществляются.
Услуги по организации питания обучающихся предоставляются через столовые и буфеты школ на основании договоров по организации питания, заключаемых с образовательными учреждениями. Под организацией питания понимаются полный цикл по приготовлению готовых к употреблению блюд (завтраков, обедов, полдников) на территориях школьных столовых и реализация образовательным учреждениям. Также общество оказывает услуги путем реализации в буфетах школ кулинарной продукции собственного производства и другой буфетной продукции (пакетированного сока, шоколада, воды и т.п.), приобретенной у третьих лиц.
С 1 января 2025 г. вступают в силу изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ, согласно которым организации и предприниматели, применяющие УСН, будут являться плательщиками НДС.
Вправе ли общество применять с 1 января 2025 г. освобождение от налогообложения по НДС при реализации продуктов собственного производства, а также при реализации товаров, приобретенных у третьих лиц (соков, воды, шоколада), через школьные буфеты? Какой пункт ст. 149 НК РФ необходимо применять для обоснования правомерности применения льготы по освобождению от НДС?
Письмо Минфина России от 17.12.2024 г. № 03-07-11/127468
Вопрос: Об освобождении от НДС с 01.01.2025 организаций общественного питания, применяющих УСН, а также определении среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физлиц.
Письмо Минфина России от 20.11.2024 г. № 03-07-11/115240
Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" с 01.01.2025 предусматривается уплата налога на добавленную стоимость (НДС) при применении упрощенной системы налогообложения в случае превышения 60 000 000 руб. дохода.
В случае если договор аренды не содержит положений о том, включен ли НДС в размер арендной платы, каким образом в таком случае будет определяться НДС:
- включенным в размер арендной платы;
- или НДС должен уплачиваться сверх указанного в договоре размера арендной платы?
Договор содержит положения о том, что в случае перехода арендодателя с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения размер арендной платы включает НДС. Возможно ли применение указанного положения договора к случаю, когда арендодатель остается на упрощенной системе налогообложения, но ввиду превышения дохода 60 000 000 руб. становится плательщиком НДС?
Письмо Минфина России от 02.12.2024 г. № 03-07-11/120833
Вопрос: Об отказе ИП, применяющего УСН с 01.01.2025, от освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС.
Письмо Минфина России от 15.11.2024 г. № 03-07-11/113540
Вопрос: Согласно Федеральному закону от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" изменены лимиты для применения упрощенной системы налогообложения, а также введена обязательная уплата НДС для налогоплательщиков с доходами более 60 000 000 руб.
Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика (от уплаты НДС), если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у указанных организаций или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не превысила в совокупности 60 млн руб.
При этом в п. 9 ст. 164 НК РФ (в ред. от 08.08.2024 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)) указано, что организация или индивидуальный предприниматель обязаны применять налоговую ставку, предусмотренную пп. 1 или 2 п. 8 настоящей статьи, в течение не менее 12 последовательных налоговых периодов начиная с первого налогового периода, за который представлена налоговая декларация, в которой отражены операции, подлежащие налогообложению по указанной налоговой ставке, если иное не предусмотрено абз. 5 пп. 1 или абз. 5 пп. 2 п. 8 настоящей статьи.
Таким образом, если в 2024 г. сумма выручки организации превысила в совокупности 60 млн руб., но не превысила 250 млн руб., с 2025 г. организация обязана представлять в налоговый орган декларацию по НДС с выбранной ставкой НДС (5% или 20%).
Если в 2025 г. выручка организации снизилась и не превысила в совокупности 60 млн руб., необходимо ли в 2026 г. сдавать декларации по НДС с указанием налоговой ставки 5%? Если необходимо, то такие декларации будут заполнены исключительно нулевыми показателями с учетом освобождения налогоплательщика от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС на основании п. 1 ст. 145 НК РФ (так как выручка за 2025 г. не превышает 60 млн руб.)?
Иными словами, на основании п. 1 ст. 145 НК РФ организация освобождена от представления деклараций по НДС в 2026 г. или обязана исчислять и уплачивать НДС по ставке 5%, несмотря на освобождение по п. 1 ст. 145 НК РФ?
Письмо Минфина России от 02.12.2024 г. № 03-07-07/120721
Вопрос: Об условиях освобождения от НДС операций по передаче прав на программы для ЭВМ.
Письмо Минфина России от 15.11.2024 г. № 03-07-07/113542
Вопрос: Об определении ИП, оказывающим услуги общественного питания, среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений физлицам в целях применения освобождения от НДС.