Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.12.2022 г. № Ф09-8331/22 по делу № А76-45753/2021

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.12.2022 г. № Ф09-8331/22 по делу № А76-45753/2021

Начислены налог на добычу полезных ископаемых, пени, штраф ввиду неправомерного признания добываемым полезным ископаемым строительного камня.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку для целей налогообложения добытым полезным ископаемым, первым по своему качеству соответствующим национальному стандарту, следует признавать щебень, получаемый налогоплательщиком в результате добычных работ, осуществляемая им переработка (по дроблению строительного камня) не имеет ничего общего с обрабатывающей промышленностью (с процессами обогащения, технологического передела).

16.01.2023Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2022 г. N Ф09-8331/22

 

Дело N А76-45753/2021

 

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кравцовой Е.А.,

судей Гавриленко О.Л., Ященок Т.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябинский гранитный карьер" (далее - общество "Челябинский гранитный карьер", общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.04.2022 по делу N А76-45753/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи приняли участие представители:

общества "Челябинский гранитный карьер" - Худякова О.К. (доверенность от 12.04.2022), Рогожкин М.А. (доверенность от 10.01.2022);

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Шувалов М.Ю. (доверенность от 28.12.2021), Плетнева О.А. (доверенность от 28.12.2021).

 

Общество "Челябинский гранитный карьер" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 28.06.2021 N 3001 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.04.2022, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество "Челябинский гранитный карьер" просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм налогового законодательства и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Налогоплательщик настаивает на том, что добытым полезным ископаемым следует признавать не щебень, а строительный камень как продукт его переработки ввиду значительного изменения физико-механических свойств строительного камня.

В обоснование доводов заявитель ссылается на ГОСТ 31436-2011 "Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ" и стандарты организации "Камень строительный СТП-002-2015", "Камень строительный СТО 12574485-003-2019", "Технические условия "Камень строительный ТУ 08.12.12-001-12574485-2019", федеральную государственную статистическую отчетность по форме 5-гр, на заключение технической экспертизы Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института горного дела Уральского отделения Российской академии наук, а также на ответ Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, подтверждающие, по его мнению, что щебень является продуктом переработки строительного камня.

В подтверждение доводов о том, что строительный камень является первым продуктом добычи, налогоплательщик также ссылается на факт реализации извлеченного из недр строительного камня.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.

 

Как установлено судами, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за ноябрь 2020 года, представленной обществом "Челябинский гранитный карьер", инспекцией составлен акт от 12.04.2021 N 2470 и вынесено оспариваемое решение от 28.06.2021 N 3001, которым налогоплательщику доначислен НДПИ в сумме 638 442 руб., соответствующие пени и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Основанием для доначисления указанных сумм послужил вывод инспекции о том, что для целей налогообложения добытым полезным ископаемым, первым по своему качеству соответствующим национальным стандарту, следует признавать щебень, получаемый налогоплательщиком в результате добычных работ.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 17.09.2021 N 16-07/006573 штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 НК РФ, снижен в два раза, в остальной части решение инспекции утверждено.

Полагая, что решение налогового органа не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды при рассмотрении дела не установили совокупности оснований для признания оспариваемого решения недействительным.

Оснований для иных выводов суд округа не усматривает в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ в целях исчисления НДПИ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая указанным в пункте 1 статьи 337 НК РФ стандартам.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

В силу пункта 7 статьи 339 НК РФ при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь); при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Согласно статье 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными с установленном порядке техническими проектами.

В техническом проекте разработки конкретного месторождения определяется технологический процесс по добыче соответствующего полезного ископаемого, который включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества. Указанный комплекс технологических операций (процессов) может, в частности, включать: операции по технологической подготовке до получения кондиционного продукта (сортового сырья); операции, необходимые для облегчения транспортировки и хранения товарного продукта; другие операции, имеющие целью получение товарного продукта, при условии, что они не изменяют основного характера продукта; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.

По смыслу вышеуказанных норм налогового законодательства во взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", возникновение объекта обложения НДПИ в определенных случаях связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения технологических операций, включенных в технический проект разработки месторождения полезных (горнодобывающая промышленность) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 N 375-О).

В условиях же переработки добытого полезного ископаемого возникает продукция обрабатывающей промышленности, не признаваемая объектом обложения НДПИ в силу вышеуказанных положений статьи 337 НК РФ.

При этом основополагающим критерием разграничения технологических операций, входящих в технологический комплекс по добыче конкретного полезного ископаемого и закрепленных в техническом проекте (горнодобывающая промышленность), от технологических операций, составляющих суть перерабатывающей (обрабатывающей) промышленности, является неизменность основного характера продукта.

Результатом переработки полезного ископаемого, как комплекса сложных механических, физических и химических процессов с применением особых технологий и специального оборудования, выступает качественно новый продукт с иным минеральным, химическим составом и физико-механическими свойствами (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2005 N 12742/04, от 22.01.2008 N 4822/07, определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2021 N 309-ЭС21-1456).

Как следует из материалов дела и установлено судами, разработка Казанцевского месторождения ведется обществом "Челябинский гранитный карьер" на основании лицензии ЧЕЛ N 80326 ТЭ на право добычи строительного камня и глины.

В соответствии с выданной лицензией обществом "Челябинский гранитный карьер" разработан соответствующий технический проект, в разделе 4 "Качественная и технологическая характеристика полезных ископаемых и выпускаемой продукции" которого определено, что общество "Челябинский гранитный карьер" выпускает продукцию в соответствии с требованиями ГОСТа 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", введенными в действие с 01.01.1995 в качестве государственного стандарта РФ Постановлением Госстроя России от 17.06.1994.

В подразделе 4.1 "Качественная характеристика полезного ископаемого" раздела 4 "Качественная и технологическая характеристика полезных ископаемых и выпускаемой продукции" технического проекта отражено, что в соответствии с геологическими и техническими условиями качественная оценка пород Казанцевского месторождения произведена, в том числе, с позиции требований следующих стандартов: ГОСТ 23845-79 "Сырье для производства щебня из естественного камня для строительных работ. Технические условия" (недействующий, отменен 01.07.1987), ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 10268-93 "Бетон тяжелый", ГОСТ 912-93 "Смеси асфальтобетонные дорожные аэродромные и асфальтобетон", НРБ-93 "Нормы радиационной безопасности", кроме того, дана попутная оценка камня в соответствии с требованиями: к бутовому камню ГОСТ 22133-93, к щебню для балластного слоя железнодорожного пути ГОСТ 7392-93.

Кроме того, раздел 8 "Существующее положение горных работ" технического проекта предусматривает транспортировку полезного ископаемого с Казанцевского месторождения автосамосвалами и процесс переработки горной массы на щебень на существующих дробильно-сортировочных агрегатах ДСА-1 и ДСА-2. Основным видом товарной продукции, получаемой из добываемого строительного камня, является фракционный щебень.

Согласно карте технологического процесса добычи полезных ископаемых разработка строительного камня на Казанцевском месторождении гранодиоритов ведется в соответствии с Едиными правилами при разработке месторождений открытым способом. На карьере ведется комплекс работ по вскрыше полезного ископаемого (гранитов, гранодиоритов), получению и отработке строительного камня. Буровзрывные работы на Казанцевском гранитном карьере с последующей разделкой негабаритных кусков производит общество с ограниченной ответственностью "ЮУВП" (далее - общество "ЮУВП"). В соответствии с типовым проектом производства буровзрывных работ на Казанцевском гранитном карьере, назначение предприятия - добыча строительного камня в Казанцевском карьере и переработка его на ДСА с целью получения щебня различных фракций для строительных работ. Погрузочные работы осуществляются экскаваторами с емкостью ковша 5 куб. м, транспортировка горной массы производится автосамосвалами Белаз-7530 грузоподъемностью 30 тонн и подается на дробильно-сортировочные установки.

Технологический процесс на карьере по добыче строительного камня включает выемочно-погрузочные работы и транспортирование горной массы от карьера до дробильно-сортировочного оборудования, дробление горной массы на дробильно-сортировочном комплексе и получение щебня, соответствующего ГОСТа 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".

Согласно плану развития горных работ по Казанцевскому месторождению строительного камня на 2020 год на карьере осуществляется добыча строительного камня (гранита и гранодиорита) для последующей его переработки с целью получения фракционного щебня для дорожного строительства и предприятий стройиндустрии г. Челябинска.

Ссылаясь на ГОСТ 31436-2011 "Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ" и стандартам организации "Камень строительный СТП-002-2015", "Камень строительный СТО 12574485-003-2019", "Технические условия "Камень строительный ТУ 08.12.12-001-12574485-2019", заявитель настаивает, что добываемым им полезным ископаемым является строительный камень.

Вместе с тем правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов, содержащихся в недрах (определение Конституционного Суда от 25.06.2019 N 1517-О).

В статье 337 НК РФ термин "полезное ископаемое" используется для целей налогообложения в специальном значении - как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества. Из данного регулирования во взаимосвязи с положениями статьи 339 НК РФ следует, что возникновение объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.

Настаивая на том, что щебень является продуктом переработки полезного ископаемого, налогоплательщик не учитывает, что осуществляемая им переработка (по дроблению строительного камня) не имеет ничего общего с обрабатывающей промышленностью (с процессами обогащения, технологического передела).

Обществом "Челябинский гранитный карьер" осуществляются работы исключительно по дроблению строительного камня с целью получения щебня как товарного продукта. Физическое воздействие на строительный камень с целью его измельчения основных характера и свойств продукта не меняет.

При проведении налогоплательщиком спорного вида работ на дробильно-сортировочных комплексах имело место только уменьшение габаритов кусков строительного камня в результате его разбивки механическим путем. Иными словами, спорная продукция представляет собой тот же строительной камень, только подвергнутый фракционному измельчению. Каких-либо доказательств, подтверждающих переработку добытого строительного камня путем обогащения либо технологического передела (отделение ценных минералов от пустой породы, взаимное разделение ценных минералов, получение готового полуфабриката и т.п.), в результате которых была бы получена качественно новая продукция, обществом не представлено.

На основании вышеизложенного суды обосновано отнеслись критически к представленному налогоплательщиком экспертному заключению, равно как и обоснованно исходили из недоказанности обществом факта получения при проведении спорного вида работ качественно новой продукции, стоимость которой бы не подлежала обложению НДПИ.

Ссылка налогоплательщика на ГОСТ 31436-2011 "Межгосударственный стандарт. Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний" обоснованно отклонена с учетом того, что данный ГОСТ распространяется на скальные горные породы и применяется для оценки месторождений строительного камня в качестве сырья для производства щебня при геологической разведке, являясь стандартом на исходные горные породы в недрах, а не на полезное ископаемое.

Кроме того, судами правомерно в качестве правового обоснования приведены положения "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОК 029-2014), которым щебень, наряду с камнем строительным, отнесен к продукции горнодобывающих производств, а виды работ, относящиеся к добыче полезных ископаемых, и работы обрабатывающих производств регламентированы разными разделами (разделы "B" и "C" соответственно).

Так, раздел "B" ОК 029-2014 "Добыча полезных ископаемых" включает добычу полезных ископаемых, встречающихся в природе в виде твердых пород, а также дополнительные виды деятельности с целью подготовки сырья к реализации: дробление, измельчение, сортировка.

Исходя из буквального толкования ОК 029-2014, дробление строительного камня относится к обрабатывающему производству в том случае, когда оно не связано с одновременной его добычей непосредственно данной организацией. В случае же, когда организация осуществляет дробление строительного камня в связи с операциями по его добыче (единый технологический процесс, предусмотренный проектом разработки месторождения), процессы дробления, измельчения и сортировки строительного камня до щебня отнесены нормативно-правовыми актами к видам добычных работ.

Соответственно, с учетом положений "Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации 10.12.1998 N 76, N РД-07-261-98, содержания лицензии на право пользования недрами, наличия операций по переработке, предусмотренных проектной документацией, с выходом продукции, соответствующей ГОСТу 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ", суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу, что работы по переработке щебня являются первичной переработкой полезных ископаемых, входящих в общий цикл добычных работ.

С учетом изложенного, поскольку техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение щебня в результате осуществления операций по первичной обработке, дроблению и измельчению строительного камня, которые в соответствии с ОКВЭД относятся к операциям по добыче строительного камня, то полезным ископаемым, добываемым недропользователем обществом "Челябинский гранитный карьер" для целей исчисления НДПИ, является строительный камень в виде щебня, соответствующий ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ".

Исходя из указанных положений и фактических обстоятельств, оценка стоимости добытого полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого - щебня произведена правомерно.

Вопреки доводам заявителя в отношении реализованного строительного камня налоговым органом доначислений не производилось.

Учитывая, что налоговым органом в адрес налогоплательщика каких-либо рекомендаций либо разъяснений, ориентирующих его на ошибочное определение налоговой базы по НДПИ (исходя из стоимости строительного камня), не давалось, суды правомерно отклонили довод заявителя о нарушении инспекцией принципа защиты правомерных ожиданий.

Кроме того, то обстоятельство, что конкретное нарушение законодательства о налогах и сборах не было выявлено и зафиксировано в ходе ранее проведенных налоговых проверок, не лишает налоговый орган возможности выявить его при проверке деятельности налогоплательщика в другие налоговые периоды, поскольку иное противоречило бы смыслу и целям налогового контроля, возложенной на налогоплательщиков обязанности уплачивать законно установленные налоги.

Доводы налогоплательщика о неправильном исчислении НДПИ и необходимости учета изменений в подпункт 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ о введении в перечень полезных ископаемых щебня отклоняются судом округа, поскольку приводимые в обоснование указанного вывода правовые нормы не действовали на момент проведения налоговой проверки.

Вопреки доводам заявителя суды не установили в действиях налоговых органов нарушений, которые в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ являются безусловным основанием для отмены решения.

Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.

При той совокупности представленных в дело доказательств у судов отсутствовали основания для иных выводов, которые не опровергаются доводами, изложенными в кассационной жалобе, направленными на их переоценку, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Само по себе несогласие заявителя кассационной жалобы с позицией судов, не может служить основанием для отмены законных судебных актов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.04.2022 по делу N А76-45753/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябинский гранитный карьер" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Е.А.КРАВЦОВА

 

Судьи

О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Т.П.ЯЩЕНОК

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
  • 13.02.2023  

    Налоговый орган доначислил налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), пени и штраф в связи с выводом о неправильном определении обществом налоговой базы. Общество определяло налоговую базу исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, которым оно признало песчано-гравийную смесь, что, по мнению налогового органа, является ошибочным, так как первым добытым полезным ископаемым следует считать песок и гравий. <

  • 10.10.2022  

    Налоговый орган начислил налог на добычу полезных ископаемых, пени, штраф ввиду неверного способа оценки добытых полезных ископаемых (из расчетной стоимости добытого строительного камня вместо цены реализации щебня).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как полезным ископаемым признается продукция, первая по своему качеству соответствующая стандарту, объектом налогообложения является щебень, а

  • 05.10.2022  

    Оспариваемым решением обществу доначислены налог на добычу полезных ископаемых, пени, штрафные санкции.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество в проверяемом периоде на основании лицензии являлось плательщиком налога на добычу полезных ископаемых в связи с осуществлением добычи известняка, и то, что нефракционный известняк является только сырьем для производства дро


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок оформления результатов проверок и привлечения к ответственности
  • 13.02.2023  

    В рамках контрольного мероприятия по проверке отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части проведена встречная проверка в отношении учреждения, по результатам которой был составлен акт. Учреждение ссылается на то, что предложения по устранению нарушений, изложенные в акте проверки, фактически таковыми не являются.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поско

  • 08.02.2023  

    Налогоплательщик полагал, что действия налогового органа по направлению документов по почте заказным письмом не соответствовали требованиям налогового законодательства.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку действия налогового органа являются законными, так как установлена невозможность иной передачи налогоплательщику решения о привлечении его к ответственности за совершение налогового пра

  • 01.02.2023  

    Налоговый орган отказал налогоплательщику в проведении вышеназванной сверки, так как период, за который она должна была быть проведена, превышает три года.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку действия налогового органа не нарушают права общества, так как установлено, что подписание налоговым органом акта сверки расчетов с бюджетом не являются действиями по признанию этим органом наличия


Вся судебная практика по этой теме »