Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.09.2021 г. № Ф03-4647/2021 по делу № А51-17618/2020

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.09.2021 г. № Ф03-4647/2021 по делу № А51-17618/2020

Налоговый орган отказал в возмещении части НДС, поскольку оплата поставленного топлива произведена средствами субсидий в сумме выставленных поставщиками счетов, включая НДС. Оспариваемым решением отказано в привлечении к налоговой ответственности в связи с отсутствием события налогового правонарушения, предложено уменьшить заявленный к возмещению НДС.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что субсидии предоставлены налогоплательщику исключительно на финансовое обеспечение и возмещение затрат, связанных с приобретением топлива.

20.10.2021Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2021 г. N Ф03-4647/2021

 

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Е.П.

судей Меркуловой Н.В., Никитиной Т.Н.

при участии:

от краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго": Шишкина Н.С., представитель по доверенности от 08.02.2021;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю: Лиханов П.Е., представитель по доверенности от 25.12.2020; Кудашова Н.В., представитель по доверенности от 13.01.2021;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго"

на решение от 05.02.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021

по делу N А51-17618/2020 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ОГРН 1022501284970, ИНН 2536112729, адрес: 690089, Приморский край, г. Владивосток, ул. Героев Варяга, 12)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (ОГРН 1122539000011, ИНН 2543000014, адрес: 690039, Приморский край, г. Владивосток, ул. Русская, 19)

о признании незаконным решения

 

установил:

 

краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - КГУП "Примтеплоэнерго", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 19.06.2020 N 729 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".

Решением суда от 05.02.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе КГУП "Примтеплоэнерго" полагающего, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы приводит доводы о необоснованном отклонении судебными инстанциями его доводов о том, что целью предоставления указанных субсидий являлась компенсация недополученных доходов КГУП "Примтеплоэнерго", поскольку затраты предприятия превысили расходы, утвержденные Департаментом по тарифам Приморского края при установлении в соответствии с действующим законодательством тарифов на тепловую энергию; субсидии направлены на компенсацию разницы между стоимостью фактически приобретенного топлива и топлива, учтенного в утвержденном КГУП "Примтеплоэнерго" тарифе, то есть на компенсацию убытков. Полагает, что положения пункта 2.1, подпункта 5 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в отношении полученных предприятием субсидий неприменимы, неправомерны выводы налогового органа о необходимости восстановления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и необоснованном предъявлении НДС к вычету. Полагает, что положения о субсидиях, содержащиеся в статье 170 Налогового кодекса, не содержат указания на предоставление этих субсидий в целях компенсации недополученных доходов.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу указала на несостоятельность изложенных в ней доводов и отсутствие оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения заявленных требований.

Проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 23.09.2019 налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2018 года, о чем составлен акт налоговой проверки от 14.01.2020 N 79.

В ходе проверки инспекцией установлено, что основным видом деятельности КГУП "Примтеплоэнерго" является производство пара и горячей воды (тепловой энергии). Для осуществления указанной деятельности в проверяемом периоде предприятию на основании постановления Администрации Приморского края от 31.12.2015 N 555-на "О порядке предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на финансовое обеспечение и (или) возмещение затрат, связанных с приобретением топлива" (далее - Постановление N 555-па), Соглашений: от 25.01.2018 N 1/2 "О предоставлении субсидий, выделяемых из краевого бюджета, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива"; от 25.01.2018 N 2/2 "О предоставлении субсидий, выделяемых из краевого бюджета, на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива". дополнительных соглашений к ним, а также в соответствии с Приказами о распределении субсидий в 4 квартале 2018 предоставлены субсидии в общем размере 1 321 314 307,92 руб., в том числе: в размере 207 975 324,35 руб. на основании Соглашения N 2/2 (то есть до приобретения топлива); в размере 1 113 338 983,57 руб. на основании Соглашения N 1/2 (то есть после приобретения топлива).

Оплата поставленного топлива произведена заявителем средствами субсидий в сумме выставленных поставщиками счетов, включая НДС.

Проверкой установлено, что в нарушение пункта 2.1 статьи 170 Налогового кодекса предприятие неправомерно предъявило к вычету НДС в сумме 31 725 049 руб. по счетам-фактурам, оплата которых произведена за счет полученной в 4 квартале 2018 года субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива, а также в нарушение подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса не восстановило НДС в сумме 169 831 370 руб. по счетам-фактурам, оплата которых возмещена за счет полученной в спорном периоде субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива.

Рассмотрев акт и иные материалы проверки, с учетом представленных налогоплательщиком письменных возражений, инспекцией принято решение от 19.06.2020 N 729, согласно которому на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса отказано в привлечении КГУП "Примтеплоэнерго" к налоговой ответственности в связи с отсутствием события налогового правонарушения, предложено уменьшить заявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 201 556 419 руб. за 4 квартал 2018 года.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 20.08.2020 N 13-09/33372@, вынесенным в порядке пункта 3 статьи 140 Налогового кодекса, апелляционная жалоба КГУП "Примтеплоэнерго" оставлена без удовлетворения, решение инспекции признано вступившим в силу.

Предприятие, полагая, что решение инспекции не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось с указанным заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу, поддержанному апелляционным судом, о законности оспариваемого ненормативного акта.

При этом суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), пункта 2, подпункта 6 пункта 3 статьи 170, пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса, Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 Налогового кодекса в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

Таким образом, в случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 Кодекса, вычету не подлежат.

Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в подпункт 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса внесены изменения, подлежащие применению с 01.01.2018, согласно которым положения первого абзаца подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса применяются независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.

При разрешении спора судебными инстанциями установлено, что в 4 квартале 2018 года предприятию выделены субсидии 6 видов: субсидия по электроэнергии в размере 52 815 146,48 руб. согласно постановлению Администрации Приморского края от 28.12.2015 N 528-па "О предоставлении субсидий организациям, производящим электрическую энергию и поставляющим ее для населения Приморского края, на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих в связи с установлением тарифов для населения, не обеспечивающих возмещение полных затрат организаций"; субсидия по теплоэнергии в размере 838 292 102,56 руб. согласно постановлениям Администрации Приморского края от 04.08.2015 N 268-па, от 20.12.2015 N 529-па "О порядке предоставления из краевого бюджета субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность)"; субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капстроительства в размере 66 855 014,55 руб. согласно постановлению Администрации Приморского края от 10.10.2014 N 418-па "О предоставлении краевому государственному унитарному предприятию "Примтеплоэнерго" субсидий из краевого бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Приморского края и приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Приморского края в 2014 - 2019 годах", постановлению Администрации Приморского края от 25.07.2016 N 340-па "О предоставлении краевому государственному унитарному предприятию "Примтеплоэнерго" субсидий из краевого бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Приморского края и приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Приморского края в 2016 - 2018 годах"; субсидия на проведение мероприятий энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края (за исключением мероприятий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства) в размере 205 489 427,57 руб. согласно Постановлению Администрации Приморского края от 11.11.2016 N 523-па; субсидия на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива, в размере 1 113 338 983,57 руб. согласно Постановлению N 555-на, Постановлению от 21.12.2018 N 633-па "О Порядке предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на финансовое обеспечение и (или) возмещение затрат, связанных с приобретением топлива" (далее - Постановление N 633-па), которой возмещены затраты, связанные с приобретением топлива в январе - декабре 2018 года у поставщиков - обществ с ограниченной ответственностью "Приморскуголь", "Транс Ойл", "Октан", "Сибуголь", "ТК Очаг", "НКВостокнефтепродукт", "ДВ-Востокнефтепродукт", "Скандойл М", "УссурНефтеПродукт", "Вектор Востока", публичного акционерного общества "НК "Роснефть"; субсидия на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива в размере 207 975 324.35 руб. согласно Постановлению N 555-па и Постановлению N 633-па, которой оплачено приобретение топлива у поставщиков - обществ с ограниченной ответственностью "Приморскуголь", "Скандойл М", "Сибуголь", публичного акционерного общества "НК "Роснефть".

На основании Постановления N 555-па, соглашений от 25.01.2018 N 1/2 и от 25.01.2018 N 2/2 и дополнительных соглашений к ним, а также в соответствии с Приказами о распределении субсидий во 4 квартале 2018 года КГУП "Примтеплоэнерго" получены субсидии в размере 1 321 314 307,92 руб., в том числе: 207 975 324,35 руб. на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива (то есть до приобретения топлива); 1 113 338 983,57 руб. на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива (то есть после приобретения топлива).

Предметом данных соглашений является предоставление из краевого бюджета в 2018 году субсидий в целях возмещения и финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением топлива для производства тепловой энергии в случае если затраты превышают расходы, утвержденные департаментом по тарифам Приморского края.

То есть спорные субсидии предоставляются для обеспечения будущих затрат на топливо или для покрытия уже произведенных затрат на топливо. КГУП "Примтеплоэнерго" представлены отчеты по использованию субсидий, согласно которым цель выделения субсидий - возмещение и финансовое обеспечение затрат на приобретение топлива.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в том числе предмет заключенных с предприятием соглашений, дополнительных соглашений к ним, цели выделения спорных субсидий, суды установили, что полученные субсидии не могут рассматриваться в качестве субсидий на возмещение недополученных доходов или покрытия убытков.

С учетом фактических обстоятельств, а также вышеупомянутых правовых норм суды признали оспариваемый ненормативный акт законным, правомерно согласившись с выводами налогового органа о необоснованном заявлении предприятием вычета по НДС в сумме 31 725 049 руб., по счетам-фактурам, оплата которых произведена с помощью полученной в 4 квартале 2018 году субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива по Соглашению от N 2/2 в размере 207 975 324,35 руб.; обязанности предприятия восстановить НДС в сумме 169 831 370 руб. по счетам-фактурам, оплата которых возмещена полученной в 4 квартале 2018 субсидией на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива по соглашению N 1/2 в сумме 1 113 338 983,57 руб.

Доводы жалобы о том, что субсидии являются компенсацией недополученных доходов заявителя отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку судами установлено и материалами дела подтверждается, что предприятию представлены субсидии исключительно на финансовое обеспечение и возмещение затрат, связанных с приобретением топлива.

Иные доводы предприятия, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и всестороннего рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения.

Приведенные предприятием в кассационной жалобе доводы направлены исключительно на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат.

Государственная пошлина, излишне уплаченная КГУП "Примтеплоэнерго" при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату заявителю в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса.

Руководствуясь статьями 104, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

 

постановил:

 

решение от 05.02.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А51-17618/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить краевому государственному унитарному предприятию "Примтеплоэнерго" государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 26.07.2021 N 24053, в размере 1500 руб.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

Е.П.ФИЛИМОНОВА

 

Судьи

Н.В.МЕРКУЛОВА

Т.Н.НИКИТИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
Все статьи по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Объект налогообложения
  • 10.01.2022  

    Предприниматель указывал на неотражение налоговым органом в карточке расчетов с бюджетом налоговых обязательств с учетом данных, представленных в уточненных налоговых декларациях по НДС.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку предприниматель не получил от контрагентов НДС и выделил налог расчетным путем в отсутствие соответствующей обязанности, налоговый орган в нарушение законодательства не провел пров

  • 05.01.2022  

    Общество ссылается на то, что УФК не приостановило расходование денежных средств на расчетном счете налогового органа по уведомлению о поступлении исполнительного документа на возврат НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом были совершены все действия по возмещению обществу НДС из бюджета; спорные суммы налога не возвращены обществу в связи с изъятием соответствующей за

  • 05.01.2022  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате, исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы НДС при приобретении недвижимого муниципального имущества.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа подтверждены.


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 07.12.2021  

    Начислены НДС, пени, штраф по мотиву того, что налогоплательщик принял от концедента не только муниципальные тепловые сети, но и бесхозные сети, разделение услуг по передаче тепловой энергии на облагаемые и не облагаемые НДС операции неправомерно.

    Итог: требование удовлетворено, так как в концессионном соглашении поименовано только муниципальное теплосетевое имущество, бесхозяйные сети не передавались, в о

  • 17.11.2021  

    Покупателем на торгах приобретено нежилое помещение. Впоследствии по результатам камеральной налоговой проверки покупателю указано на неисполнение обязанности по исчислению и уплате НДС при приобретении помещения. Претензия покупателя о неправомерном удержании суммы НДС оставлена продавцом без удовлетворения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку рыночная стоимость имущества по результатам

  • 15.11.2021  

    Налоговый орган отказал в возврате налога со ссылкой на пропуск срока подачи соответствующего заявления.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, при котором необходимо предложить сторонам представить сведения о расчетах общества с бюджетом по НДС, провести сверку расчетов.


Вся судебная практика по этой теме »