Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.07.2015 г. № А29-9801/2014
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.07.2015 г. № А29-9801/2014
Общество, являясь арендатором имущества и внося арендную плату, обязано, как налоговый агент, самостоятельно исчислять, удерживать и перечислять с сумм арендной платы налог на добавленную стоимость. Аналогичная обязанность возникает у Общества при зачете стоимости капитального ремонта в счет арендных платежей, поэтому суды сделали правильный вывод об обязанности Комитета зачесть в том числе и НДС.
11.08.2015Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28.07.2015 г. № А29-9801/2014
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению
муниципальной собственностью муниципального района "Печора"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.02.2015,
принятое судьей Тугаревым С.В., и
на "постановление" Второго арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015,
принятое судьями Чернигиной Т.В., Барминым Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
по делу N А29-9801/2014,
по иску открытого акционерного общества "Тепловая сервисная компания"
(ИНН: 1105016225, ОГРН: 1041100740240)
к Комитету по управлению муниципальной собственностью
муниципального района "Печора"
(ИНН: 1105019995, ОГРН: 1081105000030)
об обязании зачесть 424 135 рублей 74 копейки налога на добавленную стоимость
в счет арендных платежей
и
установил:
открытое акционерное общество "Тепловая сервисная компания" (далее - ОАО "ТСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района "Печора" (далее - Комитет) об обязании зачесть 424 135 рублей 74 копейки налога на добавленную стоимость в счет арендных платежей по договору аренды движимого имущества (долгосрочный) от 27.01.2009 N 2/539 за 2014 год.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.02.2015 иск удовлетворен.
"Постановлением" Второго арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 решение суда оставлено без изменения.
Комитет не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, в стоимость капитального ремонта, подлежащую зачету в счет арендных платежей, не включается налог на добавленную стоимость; подписание актов приемки выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат, в которых указана сумма налога на добавленную стоимость, не свидетельствует о дальнейшей обязанности арендодателя зачесть сумму этого налога в счет арендных платежей. Кроме того, в обоснование своей позиции Комитет сослался на "постановление" Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость".
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе. Комитет просил рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя (ходатайство от 06.07.2015).
ОАО "ТСК" в отзыве отклонило доводы Комитета; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и "постановления" Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в пределах заявленных доводов в порядке, установленном в "статьях 274", "284" и "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды движимого имущества (долгосрочный) от 27.01.2009 N 2/539 (в редакции дополнительных соглашений от 08.04.2011 N 3, 10.01.2013 N 4, 08.04.2014 N 5), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество в составе согласно приложениям N 1 - 4 во временное владение и пользование за плату в целях обеспечения потребителей железнодорожной части города Печора услугами теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 3.2 договора арендодатель обязуется принимать неотделимые улучшения имущества, произведенные арендатором в соответствии с условиями договора, с возмещением их стоимости на основании представляемых арендатором подтверждающих документов, при условии предварительного согласования данных улучшений арендатором у арендодателя.
Арендатор имеет право производить с письменного согласия арендодателя неотделимые улучшения имущества с правом последующего возмещения стоимости таких улучшений и производить зачет в том числе в период действия договора, причитающихся с него арендных платежей в сумме, на которую произведены упомянутые улучшения (пункт 3.3 договора).
Договор заключен на 8 лет и вступает в силу с 27.01.2009 (пункт 2.1 договора).
В пункте 2.2 договора установлено, что договор считается продленным на такой же срок на прежних условиях с даты, следующей за днем прекращения договора, если арендатор не позднее чем за один месяц до даты прекращения договора письменно уведомит арендодателя о желании продлить такой договор.
Комитет 15.06.2012 по акту приема-передачи передал Обществу движимое имущество.
Арендатор произвел капитальный ремонт арендованного имущества, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ от 14.12.2012 N 2 и 3, актами о приемке выполненных работ от 14.12.2012 N 1 - 3 и актом о приемке в эксплуатацию комиссией законченного капитального ремонта от 31.10.2012.
Отказ Комитета в принятии затрат Общества по капитальному ремонту в счет погашения арендной платы с учетом 424 135 рублей 74 копеек налога на добавленную стоимость послужил основанием для обращения ОАО "ТСК" в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь "статьями 614", "616" Гражданского кодекса Российской Федерации и "статьями 161", "173" Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил иск. Суд пришел к выводу об обязанности Комитета зачесть все произведенные арендатором затраты по капитальному ремонту имущества в счет арендной платы, в том числе уплаченную в бюджет сумму налога на добавленную стоимость.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со "статьей 606" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу "пункта 1 статьи 616" ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Согласно "абзацу 3 пункта 1 статьи 616" ГК РФ неисполнение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает право арендатору произвести капитальный ремонт и взыскать с арендодателя стоимость такого ремонта или зачесть ее в счет арендной платы.
Суды установили, материалами дела подтверждается и ответчик не оспаривает факт проведения ОАО "ТСК" капитального ремонта арендованного имущества, а также обязанность Комитета по возмещению стоимости капитального ремонта.
Довод заявителя жалобы об отсутствии оснований для включения в сумму затрат по проведению капитального ремонта налога на добавленную стоимость был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
В "пункте 3 статьи 161" Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации товаров (работ, услуг), указанных в "статье 161" настоящего Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в "статье 161" Налогового кодекса Российской Федерации ("пункт 4 статьи 173" Налогового кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае Общество, являясь арендатором имущества и внося арендную плату, обязано, как налоговый агент, самостоятельно исчислять, удерживать и перечислять с сумм арендной платы налог на добавленную стоимость. Аналогичная обязанность возникает у Общества при зачете стоимости капитального ремонта в счет арендных платежей, поэтому суды сделали правильный вывод об обязанности Комитета зачесть в том числе и налог на добавленную стоимость.
Ссылка Комитета на "постановление" Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", судом округа отклоняется, как основанная на неверном понимании заявителем жалобы содержания указанного акта.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требование ОАО "ТСК", обязав Комитет зачесть спорную сумму налога на добавленную стоимость в счет арендных платежей по договору от 27.01.2009 N 2/539.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушения норм процессуального права, перечисленных в "части 4 статьи 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании "подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37" Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь "статьями 287 (пунктом 1 части 1)" и "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.02.2015 и "постановление" Второго арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по делу N А29-9801/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района "Печора" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.НОВИКОВ
Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
О.А.ШЕМЯКИНА
Темы: Объект налогообложения  Порядок определения налоговой базы  
- 01.03.2022 Утверждены изменения в форму декларации по НДС, порядок ее заполнения, а также форматы представления в электронном виде
- 25.10.2021 Просроченные подарочные сертификаты и НДС: разъяснения Минфина
- 25.10.2021 Налогоплательщик может не учитывать в налоговой базе по НДС полученную бюджетную субсидию
- 04.02.2022 Прочерки в счетах-фактурах: право или обязанность
- 07.09.2020 Физлицо сдает нежилое помещение в аренду. Надо ли платить НДС?
- 22.01.2020 Отмена НДС для микропредприятий: миф или реальность
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 04.10.2023 Командировка в Республику Беларусь: как учесть «иностранные» ГСМ?
- 25.08.2023 Как учитывается НДС, уплаченный поставщикам и подрядчикам за счет бюджетных инвестиций, полученных в 2018 году?
- 04.07.2023 Возврат денег от иностранной компании – как отразить операцию в декларации по НДС?
- 21.11.2022 Подлежат ли обложению НДС консультационные услуги, выполняемые на территории иностранного государства?
- 11.11.2022 Счет-фактура на основании решения суда – основание для признания выручки
- 28.06.2023
Заказчик отказал
подрядчику в приемке и оплате части работ, заявив, что вместо выделения суммы НДС подрядчик применил коэффициент, не соответствующий условиям контракта.Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствие у подрядчика обязанности начислить НДС не исключает обязанности заказчика оплатить работы по цене, установленной контрактом, факт применения подрядчиком поправочного коэффициента не под
- 31.05.2023
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику (банкроту) НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно заявил налоговый вычет по НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для выполнения работ (оказания услуг), не признаваемых объектом налогообложения НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с момента признания налогоплательщика банкротом его хозяйственная деятельн
- 16.10.2022
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на предоставление обществом документов, содержащих недостоверные сведения и не подтверждающих реальность хозяйственных операций по взаимоотношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие недостоверной информации в представленных на проверку первичных документах, реальность сделок с заявле
- 05.05.2024
Проверкой выявлено
получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
- 10.03.2024
Налоговый орган
начислил НДС, пени и штраф, сделав вывод об искажении налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогооблагаемой базы.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не был сделан вывод о наличии или отсутствии у налогоплательщика права на вычеты НДС с учетом норм действующего законодательства.
- 27.02.2024 Письмо Минфина России от 25.01.2024 г. № 03-07-11/5724
- 28.12.2023 Письмо ФНС России от 25.12.2023 г. № СД-4-3/16252@
- 22.12.2023 Письмо Минфина России от 28.11.2023 г. № 03-07-05/114043
- 02.04.2024 Письмо Минфина России от 01.02.2024 г. № 03-07-03/8119
- 16.01.2024 Письмо Минфина России от 30.11.2023 г. № 03-07-08/115287
- 10.01.2024 Письмо Минфина России от 08.12.2023 г. № 03-07-11/118526
Комментарии