Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.10.2011 г. № А10-5084/2010

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.10.2011 г. № А10-5084/2010

Общество было лишено возможности ознакомиться с документами, полученными в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и представить свои возражения, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов общества.

07.11.2011  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19.10.2011 г. № А10-5084/2010

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Юдиной Н.М.,

судей: Парской Н.Н., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "ТрансМагистральСтрой" - Варваровского Дмитрия Владимировича (доверенность от 11.05.2010), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Бурятия - Николаевой Елены Валерьевны (доверенность от 01.02.2011 N 77),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2011 года по делу N А10-5084/2010 Арбитражного суда Республики Бурятия (суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Доржиев Э.П., Желтоухов Е.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ТрансМагистральСтрой" (ОГРН 1020300981315, ИНН 0326007555, далее - ООО "ТрансМагистральСтрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Бурятия (ОГРН 1040302691010, ИНН 0323121235, далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.10.2010 N 90, к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия (ОГРН 1040302981542, ИНН 0326022754, далее - Управление) о признании недействительным решения от 29.11.2010 N 11-19/10913 и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Бурятия вернуть на расчетный счет общества денежные средства в размере 3032237 рублей 90 копеек.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 апреля 2011 года в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2011 года решение от 28 апреля 2011 года отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными инспекции от 18 октября 2010 года N 90 и решения Управления от 29 ноября 2010 года N 11-19/10913. Принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в данной части.

В кассационной жалобе налоговый орган просит проверить законность постановления суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судом "статьи 101" Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс).

В отзыв на кассационную жалобу общество просило оставить без изменения обжалуемый судебный акт, полагая, что он принят в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители сторон подтвердили позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве относительно жалобы.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном "главой 35" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм права по делу и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена налоговая проверка общества, по результатам которой принято решение N 90 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". В копии решения N 90, врученной налогоплательщику и представленной им в материалы дела, дата принятия решения инспекции указана 18 октября 2010 года. В представленной инспекцией в материалы дела копии решения дата принятия решения указана 11 октября 2010 года.

Данным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной "пунктом 1 статьи 122" Кодекса, за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, за 2007 год в виде штрафа в размере 101870 руб., налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, в виде штрафа в размере 275789 руб.

Пунктом 2 указанного решения налоговым органом начислены пени по состоянию на 11.10.2010 по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 103166 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 321452 руб.

Пунктом 3.1 решения налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 603948 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 1626013 руб.; пунктом 3.2 - штрафы, пунктом 3.3 - пени; пунктом 4 решения предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением Управления N 11-19/10913 от 29.11.2010 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Заявитель, считая, что решения инспекции и Управления не соответствуют законодательству о налогах и сборах и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что инспекцией установленный законодательством о налогах и сборах порядок проведения выездной налоговой проверки не нарушен.

Отменяя решение суда первой инстанции в части в удовлетворении требований о признании оспоренных решений налогового органа и Управления недействительными, суд апелляционной инстанции исходил из нарушения инспекцией существенных условий рассмотрения материалов проверки, поскольку налогоплательщику не обеспечено право на ознакомление с дополнительными материалами проверки, на участие в рассмотрении материалов проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и право представить свои возражения.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда апелляционной инстанции обоснованными.

В соответствии с "пунктами 1", "2 статьи 101" Кодекса акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в "пункте 6 статьи 100" настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Согласно "пункту 6 статьи 101" Кодекса в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

Данная "норма" права в совокупности с положениями "пункта 4 статьи 101" Кодекса, согласно которому при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка, позволяет сделать вывод о том, что результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки.

В соответствии с "подпунктом 15 пункта 1 статьи 21" Кодекса налогоплательщики имеют право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Исходя из "пункта 2 статьи 22" Кодекса, права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

На основании "пункта 1 статьи 32" Кодекса налоговые органы обязаны: направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

"Пунктом 2 статьи 32" Кодекса установлено, что налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Наличие у налогоплательщика права на ознакомление с материалами налоговой проверки и, как следствие, наличие у налогового органа соответствующей обязанности по обеспечению данного права вытекает из системного толкования норм, закрепленных в "части 2 статьи 24", "статье 45" Конституции Российской Федерации, "статьях 100" и "101" Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку результаты проведения дополнительных мероприятий налогового контроля являются составной частью материалов налоговой проверки, налоговый орган должен обеспечить возможность участия лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, в рассмотрении материалов налоговой проверки с учетом результатов проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Обеспечение указанной возможности реализуется путем уведомления налоговым органом лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом налогоплательщик должен иметь возможность ознакомиться с данными материалами проверки и представить свои возражения.

Как усматривается из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и возражений на акт проверки, с участием представителей налогоплательщика налоговым органом принято решение N 14 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 12 октября 2010 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

Налогоплательщик был извещен о возможности ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, был с ними ознакомлен, впоследствии приглашен на рассмотрение материалов выездной налоговой проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля на 11.10.2010.

Рассмотрение материалов выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля производилось инспекцией 11.10.2010 в присутствии представителей общества

По результатам рассмотрения заместителем руководителя инспекции принято решение N 90 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". В копии решения N 90, врученной налогоплательщику и представленной им в материалы дела, дата решения принятия решения инспекции указана 18 октября 2010 года. В представленной Инспекцией в материалы дела копии решения дата принятия решения указана 11 октября 2010 года.

Оценив и исследовав с позиции "статьи 71" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол рассмотрения материалов налоговой проверки от 11.10.2010, суд апелляционной инстанции установил, что из него не усматривается, что по результатам рассмотрения материалов проверки 11 октября 2010 года налоговой инспекцией было принято какое-либо решение. Судом установлено, что после 11.10.2010 инспекцией продолжено рассмотрение материалов выездной налоговой проверки и возражений налогоплательщика и материалов, представленных в их обоснование (снижение штрафных санкций).

Так, обществом 12 октября 2010 года представлено ходатайство о снижении размера штрафных санкций, содержание которого приведено в тексте решения инспекции. В тексте решения Инспекции при указании установленных обстоятельств в отношении контрагента общества ООО "Технология" имеется ссылка на ответ Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области от 05.10.2010 N 02-08.1/02717дсп, поступивший в инспекцию 13.10.2010 вх. N 06569; протокол допроса N 267 от 01.10.2010 в качестве свидетеля Большакова Д.В., сведения об ознакомлении общества с которыми в протоколе ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля отсутствуют.

Данные обстоятельства правомерно расценены судом апелляционной инстанции как свидетельствующие о продолжении рассмотрения материалов проверки после 11 октября 2010 года и о фактическом принятии решения налоговой Инспекцией после указанной даты.

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих об изменении даты и времени рассмотрения материалов проверки, а также извещения об этом общества налоговой инспекцией в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что общество было лишено возможности ознакомиться с документами, полученными в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и представить свои возражения, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Аргументы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных апелляционным судом обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств по данному вопросу.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы кассационная инстанция приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании "пункта 1 части 1 статьи 287" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь "статьями 274", "286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2011 года по делу N А10-5084/2010 Арбитражного суда Республики Бурятия оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ЮДИНА

Судьи:

Н.Н.ПАРСКАЯ

М.А.ПЕРВУШИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать

Порядок оформления результатов проверок и привлечения к ответственности
  • 27.05.2015  

    Суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество не было лишено права направить для участия в рассмотрении материалов выездной налоговой проверки в установленный день иного представителя (а не только директора организации); действия инспекции по рассмотрению материалов выездной налоговой проверки в отсутствие надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки налогоплательщика не нарушает права и законные интересы по

  • 27.05.2014  

    Письмом от 03.06.2013 г. № 11-19/3259 Управление (УФНС по Магаданской области, вышестоящий налоговый орган) сообщило компании о продлении срока рассмотрения жалобы на 15 дней. При этом 07.06.2013 г. Управление затребовало в инспекции дополнительные документы, дополнительное заключение по жалобе общества, а также перерасчеты сумм налогов, пеней, штрафов. Перечисленные документы были представлены инспекцией 17.06.2013 г. и положены Управлением в основу ос

  • 10.04.2014  

    Требование инспекции от 03.09.2012 г. № 4403 направлено учреждению вне рамок проведения налоговых проверок, в связи с возникшей обоснованной необходимостью получения информации относительно конкретной сделки с ООО «Коммунальщик». Обоснование необходимости получения информации требование от 03.09.2012 г. не содержит. На основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств суды установили, что инспекцие


Вся судебная практика по этой теме »

Выездные проверки
  • 07.12.2016  

    В кассационной жалобе общество указывает, что процедура вскрытия упаковок с изъятыми в ходе выемки оригиналов документов не предусмотрена действующим налоговым законодательством. Кассационная инстанция не принимает данный довод во внимание, поскольку представитель общества приглашался налоговым органом для вскрытия коробок изъятых документов с целью соблюдения интересов налогоплательщика; запрета на указанную процедуру также

  • 17.10.2016  

    Как верно указали суды, результаты произведенных инспекцией контрольных мероприятий в отношении третьих лиц не имеют непосредственного отношения к предмету и объему камеральной проверки, в связи с чем полученная в ходе таких мероприятий налогового контроля информация не могла быть положена инспекцией в основу вывода о нереальности рассматриваемой хозяйственной операции.

  • 03.10.2016  

    Требовать от налогоплательщика уплаты или перечисления налога в бюджет вне рамок завершенной налоговой проверки налоговые органы не вправе.


Вся судебная практика по этой теме »