Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Применение статьи 115 НК РФ при камеральных проверках

Применение статьи 115 НК РФ при камеральных проверках

Статья 115 НК РФ устанавливает, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Этот срок является пресекательным, то есть после его истечения налоговые органы теряют свое право обратиться в суд. На практике часто встает вопрос об определении момента обнаружения правонарушения, особенно при проведении камеральных проверок. Налоговые органы считают, что срок исчисляется со дня составления акта. Правомерность такой позиции была проверена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2003 года № А56-5949/03:

29.08.2007

Статья 115 НК РФ устанавливает, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Этот срок является пресекательным, то есть после его истечения налоговые органы теряют свое право обратиться в суд. На практике часто встает вопрос об определении момента обнаружения правонарушения, особенно при проведении камеральных проверок. Налоговые органы считают, что срок исчисляется со дня составления акта. Правомерность такой позиции была проверена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2003 года № А56-5949/03:

"Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных обществом расчета налога от фактической прибыли за 2001 год, документов, подтверждающих приобретение основных средств, для обоснования использования льгот по налогу на прибыль, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 N 2116-1 (далее - Закон "О налоге на прибыль") и статьями 1 и 2 Закона Санкт-Петербурга "О внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" от 01.06.2001 N 422-52 (далее - Закон Санкт-Петербурга N 422-52), расчета дополнительных платежей в бюджет за 4-й квартал 2001 года, о чем составлен акт от 13.08.2002 N 17/3721.
Вместе с тем судебные инстанции обоснованно отказали инспекции во взыскании штрафа, указав на пропуск инспекцией срока давности взыскания налоговых санкций, установленного пунктом 1 статьи 115 НК РФ.
Согласно названной норме налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что, поскольку кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Поскольку статьей 88 НК РФ не предусматривается специальный срок для вынесения решения по результатам камеральной проверки, такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки.
Согласно названной норме камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Как видно из материалов дела, расчет налога от фактической прибыли за 2001 год представлен налогоплательщиком в инспекцию 27.03.2002, а 26.03.2002 - отчет о прибылях и убытках за 2001 год и бухгалтерский баланс на 01.01.2002.
Таким образом, налоговый орган должен был принять решение не позднее 27.06.2002 и именно с этой указанной даты необходимо исчислять шестимесячный срок, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ.
Инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании штрафа 11.02.2003, то есть с пропуском срока.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно отказали инспекции в удовлетворении заявления."

Выводы:

Таким образом, срок исковой давности привлечения к ответственности начинает течь после окончании трехмесячного срока камеральной проверки, если налоговый орган не принял Решение в течении этого трехмесячного срока. Узнать о том, как исчислять срок камеральной проверки, Вы можете здесь.

Разместить:
Иришка
13 апреля 2010 г. в 7:15

И всё-таки налоговая придерживается свое позиции (и суды так же), не смотря на п.1 ст115 ,88 НК.

Для них срок исковой давности исчисляется не с момента установления правонарушения и составления акта камеральной проверки, а момента когда они пожелают установить и составить этот акт.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Ответственность за нарушение налогового законодательства
Все новости по этой теме »

Давность взыскания налоговых санкций
Все новости по этой теме »

Налоговые проверки
Все новости по этой теме »

Камеральные проверки
Все новости по этой теме »

Ответственность за нарушение налогового законодательства
Все статьи по этой теме »

Давность взыскания налоговых санкций
Все статьи по этой теме »

Налоговые проверки
Все статьи по этой теме »

Камеральные проверки
Все статьи по этой теме »

Ответственность за нарушение налогового законодательства
  • 15.11.2023  

    Покупателю было отказано в возмещении НДС по хозяйственным операциям, осуществленным с продавцом. Покупатель заявил, что в результате противоправных действий продавца, нарушившего требования налогового законодательства, он понес убытки в сумме НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку судебным актом в признании незаконным решения налогового органа о привлечении покупателя к налоговой отве

  • 12.11.2023  

    О признании должника несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, открытии в отношении него процедуры конкурсного производства, включении в реестр требований кредиторов должника недоимки по НДС, пеней и штрафа.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку у должника имеются признаки банкротства, должник отвечает критериям, установленным статьями 227, 230 ФЗ "О несо

  • 29.10.2023  

    После уплаты задолженности по налогам налоговый орган выставил заявителю требование об уплате пеней.

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку установлены неправомерные действия налогоплательщика, приведшие к неполной уплате налогов.


Вся судебная практика по этой теме »

Давность взыскания налоговых санкций
  • 29.04.2014  

    Отказывая предпринимателю в удовлетворении требований, суды исходили из того, что положения статьи 113 НК РФ применяются только в отношении привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и не применяются к правоотношениям, касающимся взыскания доначисленных по результатам налоговой проверки сумм налогов и пеней.

  • 27.08.2013  

    Налоговым органом была утрачена на основании ст. 46 НК РФ возможность взыскания недоимки по налогу в указанных суммах 139 037 руб., следовательно, пени в размере 80 980,36 руб. начислены и включены в требование N 28380 от 24.09.2007 незаконно.

  • 17.10.2012  

    В удовлетворении требования ИФНС отказано, поскольку налоговым органом нарушен порядок привлечения правонарушителя к налоговой ответственности и пропущен срок на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые проверки
  • 12.11.2023  

    Оспариваемым решением налоговый орган указал, что предприниматель имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год на основании п. 7 ст. 346.13 НК РФ.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не имеется сведений о результатах налоговой проверки предпринимателя, в ходе которой налоговый орган пришел к выводу об утрате предпринимателем права на применение с

  • 27.09.2023  

    Общество указывало на то, что должностные лица налогового органа при проведении налоговой проверки предоставили неполные банковские выписки. Жалоба на данные действия (бездействие) вышестоящим налоговым органом оставлена без удовлетворения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства того, что сделанный по результатам проверки вывод о совершении обществом налогового правонарушения

  • 21.08.2023  

    Оспариваемые акты вынесены в связи с неисполнением решения, принятого по результатам проведенной в отношении налогоплательщика проверки.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку превышение сроков проведения налоговой проверки и выставления требования не привело к нарушению предельного срока для принудительного взыскания задолженности.


Вся судебная практика по этой теме »

Камеральные проверки
  • 19.04.2023  

    По результатам камеральной проверки налоговой декларации выявлено неверное применение коэффициента на автомобильный бензин и дизельное топливо, без учета изменений, внесенных в налоговое законодательство.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку НДПИ налогоплательщиком исчислен и уплачен в соответствии с коэффициентом, действовавшим на момент подачи декларации, заявление налогового органа о необходимости

  • 21.12.2022  

    Камеральной проверкой декларации по УСН начислена недоимка по налогу и пени, так как налогоплательщик, которому выданы патенты на осуществление розничной торговли, строительство зданий, ремонт построек, строительные отделочные работы, применил специальный налоговый режим в виде патентной системы налогообложения (ПСН) по видам деятельности, к которым ПСН не применима.

    Итог: требование удовлетворено частичн

  • 16.10.2022  

    Общество посчитало выставленное требование незаконным ввиду нарушения налоговым органом срока проведения выездной налоговой проверки и вступления в законную силу принятого по итогам проверки решения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку превышение длительности вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки обусловлено обеспечением обществу права на защиту и введением огранич


Вся судебная практика по этой теме »