
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Обложение НДПИ и бутилирование минеральной воды.
Обложение НДПИ и бутилирование минеральной воды.
При осуществлении налогоплательщиком добычи минеральной воды и последующей расфасовкой воды в бутылки возникает вопрос о порядке определения налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых. Налоговые органы считают, что в налоговую базу включается стоимость бутылок, в которую разливается минеральная вода. В Постановлении ФАС Поволжского округа от 13 ноября 2003 года № А 55-4455/03-3 была рассмотрена данная спорная ситуация:
29.08.2007При осуществлении налогоплательщиком добычи минеральной воды и последующей расфасовкой воды в бутылки возникает вопрос о порядке определения налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых. Налоговые органы считают, что в налоговую базу включается стоимость бутылок, в которую разливается минеральная вода. В Постановлении ФАС Поволжского округа от 13 ноября 2003 года № А 55-4455/03-3 была рассмотрена данная спорная ситуация:
"Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноглинскому району г. Самары проведена выездная налоговая проверка ООО "Фирма "Лагуна" по вопросу правильности исчисления и полноты уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых в 2002 г.
По результатам проверки составлен акт N 01-225-ДСП от 05.03.2003 и вынесено решение N 10-2899 от 26.03.2003. Данным решением Обществу доначислено 547128 руб. налога, 80721 руб. пени и на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации взыскано 109426 руб. штрафа. Доначисление налога произведено налоговым органом по тем основаниям, что в нарушение ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации Предприятие определяло для целей налогообложения стоимость добываемой минеральной воды без учета затрат на бутилирование.
Судом первой инстанции выводы налогового органа признаны не основанными на Законе и противоречащими положениям ст. 340 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апелляционная инстанция, отменив решение, указала, что, поскольку налогоплательщик реализовывал минеральную воду и является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, налоговый орган правомерно исчислил сумму налога от стоимости разлитой в бутылки воды.
Выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать основанными на Законе.
Судами установлено, что ООО "Фирма "Лагуна" имеет в пользовании участок недр, используемый для добычи полезных минеральных вод. Минеральная вода обрабатывается, разливается в полимерные бутылки и реализуется.
В соответствии с п. 1 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Согласно п. 1 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК-004-93), утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 06.08.93 N 17, одним из видов деятельности обрабатывающей промышленности является разлив минеральных вод по бутылкам (код 1554).
Заявитель осуществлял обработку и разлив минеральной воды в соответствии с "Технологическим процессом производства воды газированной минеральной питьевой лечебно-столовой "Лагуна" с фасованием в полиэтилентерефталатовую бутылку емкостью 1,5 л в цехе разлива ООО "Фирма "Лагуна". После обеззараживания, отстаивания и фильтрации минерального сырья заявитель осуществлял обработку полученного полезного ископаемого путем бутилирования и, следовательно, Обществом реализуется непосредственно не само добытое полезное ископаемое, а продукт его переработки.
В данном случае заявитель имел право на определение расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в порядке, предусмотренном п/п. 3 п. 1 ст. 340 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п/п. 1 п. 1 ст. 340 Налогового кодекса Российской Федерации при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются материальные расходы, понесенные в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку).
Следовательно, стоимость упаковки (бутилирования минеральной воды) не должна учитываться при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.
Кроме того, судебная коллегия считает обоснованными доводы Общества о том, что даже в случае определения налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых вторым способом - исходя из сложившихся цен реализации полезного ископаемого - стоимость бутилирования не подлежит включению в цену реализации полезного ископаемого.
В соответствии с п. 1 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Согласно п/п. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ видом добытого полезного ископаемого являются подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.
Таким образом, полезными ископаемым признаются добытые подземные воды, содержащие природные лечебные ресурсы (минеральные воды), по своему качеству соответствующие ГОСТу.
Следовательно, при определении добытого полезного ископаемого - минеральной воды - следует руководствоваться положениями ГОСТов в части определения обязательных технических требований к качеству минеральной воды. Характеристики качества минеральной воды относятся только к свойствам самой минеральной воды.
Согласно п. 1.1.1 ГОСТа 13273-88 к минеральным водам относят природные воды, оказывающие на организм человека лечебное действие, обусловленное основным ионно-солевым и газовым составом, повышенным содержанием биологически активных компонентов и специфическими свойствами (радиоактивность, температура, реакция среды).
Из изложенного следует, что отнесение тех или иных подземных вод к категории минеральных осуществляется на основании химического состава этих вод и возможности оказывать на организм человека лечебное действие и не может зависеть от упаковки такой воды.
Требования ГОСТа 13273-88 относительно порядка и условий бутилирования воды являются требованиями к упаковке, но не требованием к качеству минеральной воды. Минеральная вода, не расфасованная в бутылки, по своему качеству не перестает быть минеральной водой.
Указанный ГОСТ в части определения технических требований к качеству минеральной воды не содержит обязательных условий о том, что вода отвечает требованиям лечебных целей лишь в том случае, если она расфасована в бутылки (бутилирована).
Таким образом, добываемая минеральная вода соответствует характеристикам (качеству), установленным ГОСТом 13273-88, а требования бутилирования воды относятся только к упаковке минеральной воды, а не к ее качеству.
Таким образом, Предприятие правомерно определило налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых без учета стоимости бутилирования как при способе сложившихся у налогоплательщика цен реализации (налоговой базой является цена реализации без стоимости бутылок), так и при способе применения расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (налоговой базой являются расходы, связанные с добычей полезного ископаемого, за исключением расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки, в том числе и бутилирования)."
Выводы:
Таким образом, минеральные воды, по своему качеству соответствующие ГОСТу, являются полезными ископаемыми для целей 26 Главы НК РФ. Бутилирование минеральной воды означает обработку минерального ископаемого, а значит, стоимость упаковки (бутилирования минеральной воды) не должна учитываться при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.
Темы: Налоги  Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)  Порядок исчисления налога  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 04.04.2025 Минпромторг поддерживает обнуление НДПИ для редкоземельных проектов
- 20.03.2025 В СФ предлагают обнулить НДПИ на руды редкоземельных металлов
- 12.02.2025 ГД приняла закон о ставке НДПИ в 6% для концентратов с драгоценными металлами
- 13.09.2012 Налоговая служба дала разъяснения по основным вопросам расчета НДПИ
- 24.07.2012 Коэффициент, корректирующий ставку НДПИ в отношении нефти, за июнь 2012 года снижен
- 31.05.2012 Налоговые ставки по НДПИ: порядок их применения
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 19.07.2021 ФНС России опубликовала данные для расчёта НДПИ и НДД, а также акциза на нефтяное сырье за июнь 2021 года
- 14.01.2021 Отмена пониженной ставки НДПИ
- 21.09.2020 Повышение налога может сделать минеральные удобрения менее доступными для аграриев
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 04.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых, начислены пени и штраф в связи с занижением налогооблагаемой базы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт неверного определения обществом объекта налогообложения.
- 30.03.2025
Налоговый орган
начислил налог на добычу полезных ископаемых, пени, штраф ввиду неправомерного применения налогоплательщиком, добывающим базальт, налоговой ставки и рентного коэффициента, применяемых при добыче строительного камня.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку, несмотря на то, что обычно базальт классифицируется в качестве строительного камня, добываемый налогоплательщиком базальт
- 07.03.2025
Обществу доначислены
НДПИ, пени, штраф по причине неправомерного занижения налогооблагаемой базы.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт неверного определения обществом стоимости единицы добытого полезного ископаемого, что привело к неправомерному занижению суммы НДПИ, подлежащей уплате.
- 10.11.2024
Налоговый орган
доначислил налог на добычу полезных ископаемых, начислил пени и штраф, указав, что при определении налоговой базы из цены реализации добытого полезного ископаемого (песка речного) исключена стоимость его транспортировки от места добычи до склада готовой продукции.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что в нарушение налогового законодательства в расчетную стоимость полезн
- 01.09.2024
Налоговый орган
начислил налог на добычу полезных ископаемых, ссылаясь на то, что общество определяло налоговую базу, исходя из расчетной стоимости песчаника, однако реализовывало не песчаник, а щебень.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку налоговый орган не определил реальные налоговые обязанности общества с учетом количества произведенного им щебня за вычетом потерь при обработке горной ма
- 06.12.2023
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на добычу полезных ископаемых, пени, штраф в связи с тем, что налоговая база обществом была занижена.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у общества отсутствует согласованная технологическая схема первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых по предоставленным ему участкам недр местного значения, что свидетельствует об от
- 28.02.2025 Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-05-08/132437
- 11.12.2024 Письмо Минфина России от 08.11.2024 г. № 03-05-08/109965
- 25.09.2024 Письмо Минфина России от 11.09.2024 г. № 03-04-05/86779
- 03.04.2025 Письмо Минфина России от 07.02.2025 г. № 03-06-06-01/10911
- 29.01.2025 Письмо Минфина России от 18.12.2024 г. № 03-06-06-01/127843
- 13.01.2025 Письмо Минфина России от 02.12.2024 г. № 03-06-06-01/120854
- 15.11.2024 Письмо Минфина России от 28.08.2024 г. № 03-06-06-01/81272
- 21.08.2024 Письмо Минфина России от 14.06.2024 г. № 03-06-06-01/55248
- 11.07.2023 Письмо Минфина России от 29.05.2023 г. № 03-06-05-01/49192
Комментарии