
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Нужно ли "восстанавливать" НДС с выбывших основных средств ?
Нужно ли "восстанавливать" НДС с выбывших основных средств ?
Налогоплательщики знают, что налоговые органы требуют восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету, при передаче имущества в уставный капитал. ВАС РФ подтвердил неправомерность требований налоговых органов. Тем не менее, налоговые органы предлагают "восстановить" НДС со стоимости выбывших и несамортизированных основных средств. Соответствует ли такое требование нормам НК РФ, проверяли в ...
29.08.2007Налогоплательщики знают, что налоговые органы требуют восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету, при передаче имущества в уставный капитал. ВАС РФ подтвердил неправомерность требований налоговых органов. Тем не менее, налоговые органы предлагают "восстановить" НДС со стоимости выбывших и несамортизированных основных средств. Соответствует ли такое требование нормам НК РФ, проверяли в Постановлении ФАС Уральского округа от 9 июня 2004 года № Ф09-2297/04-АК:
"Основанием для доначисления налоговым органом сумм НДС, начисления пени по данному налогу и привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ явилось невосстановление обществом сумм налога на добавленную стоимость, ранее обоснованно предъявленных к вычету из бюджета, по основным средствам при списании их остаточной (несамортизированной) стоимости за счет прибыли предприятия.
Удовлетворяя частично требования заявителя, арбитражный суд обеих инстанций исходил из того, что налоговое законодательство не возлагает на налогоплательщика обязанности по восстановлению ранее отнесенного к вычетам налога на добавленную стоимость по основным средствам, используемым в производстве, в случае выбытия основных средств до их полной амортизации.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в п. 1 ст. 172 НК РФ, в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (использованы). Иными словами, названные нормы Кодекса право налогоплательщика на вычеты не связывают с моментом реализации (использования) товаров.
Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам после выбытия основных средств до их полной амортизации. Такой вывод согласуется и с положениями п. 5 ст. 173 НК РФ, на основании которых организации, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость.
Таким образом, в силу ст. ст. 146, 170 - 172 Кодекса в случае, если спорное имущество приобреталось и использовалось для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, возникает право на налоговый вычет, несмотря на последующие изменения в использовании имущества.
Основные средства, которые не были полностью амортизированы, приобретались обществом для осуществления производственной деятельности, что подтверждается постановкой имущества на баланс общества, начислением сумм по амортизации. Налоговым органом не оспаривается правомерность произведенных обществом в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и ст. ст. 171, 172 НК РФ вычетов по налогу на добавленную стоимость на это имущество, в связи с чем уплаченный поставщикам при приобретении основных средств налог на добавленную стоимость в полном объеме был предъявлен к вычету после принятия на учет таких средств в соответствующий период.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой и апелляционной инстанций о отсутствии у общества обязанности по возврату в бюджет налоговых вычетов на остаточную стоимость основных средств при их выбытии соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации."
Выводы:
Таким образом, если налогоплательщик приобрел основные средства для использования в операциях, облагаемых НДС, но в процессе эксплуатации данные основные средства выбыли до конца не самортизированными, то налогоплательщик не должен восстанавливать суммы НДС. Иное противоречит статьям 171, 172 и пунктам 2 и 3 статьи 170 НК РФ.
Требования налоговых органов в данном случае, на наш взгляд, незаконны.
Темы: Налоги  НДС  Случаи восстановления НДС  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 12.08.2025 Минфин уточнил порядок применения льготы по НДС для общепита с 1 октября
- 31.07.2025 Названы самые частые ошибки в декларациях по НДС за I квартал 2025 года
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 01.02.2022 НДС при оплате за товар с помощью заемных средств: можно ли получить возмещение?
- 25.10.2021 Если компания купила оборудование, которое не использует в своей деятельности, НДС придется восстановить
- 22.01.2020 При реорганизации организациям теперь нужно восстанавливать НДС
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 21.12.2022 Выход участника из состава ООО и восстановление НДС
- 05.10.2022 Как заменить ранее выставленную счет-фактуру?
- 10.08.2022 Ремонт имущества и восстановительные работы. Нужно ли восстановить НДС?
- 24.07.2025
Заявитель указывает,
что у него образовалась переплата по налогу на прибыль организаций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен трехлетний срок для обращения за возвратом переплаты.
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 03.09.2025
По результатам
камеральной проверки обществу были доначислены НДС и штраф в связи с созданием формального документооборота со спорными контрагентами с целью получения налоговой выгоды в виде вычетов по НДС.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не представлены доказательства совершения обществом и его контрагентом согласованных умышленных действий, лишенных экономического содерж
- 03.09.2025
По результатам
выездной проверки обществу были доначислены налог на прибыль, НДС и штрафы в связи с отсутствием реальности выполнения хозяйственных операций по выполнению работ и поставке товаров спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом был создан формальный документооборот с контрагентами с целью получения необоснованного права на вычет по НДС и завышен
- 03.09.2025
Оспариваемыми решениями
налогоплательщику был доначислен НДС и начислены штрафы в связи с получением необоснованной налоговой выгоды путем применения налогового вычета по НДС по отношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налогоплательщиком не подтверждены факты отгрузки и доставки товарно-материальных ценностей от спорного контрагента в его адрес, что свидетельст
- 08.09.2024
Определением разрешены
разногласия, возникшие у сторон по вопросу об определении очередности уплаты НДС, восстановленного в связи со сдачей имущества должника в аренду, и этот налог признан подлежащим уплате: в отношении имущества, не обремененного залогом, - в составе пятой очереди текущих платежей; в отношении залогового имущества - в составе расходов на обеспечение сохранности предмета залога.Итог: оп
- 12.04.2023
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени, поскольку передача работ в адрес заказчика-застройщика была квалифицирована налоговым органом как операция по реализации результатов выполненных работ, признаваемых объектом налогообложения НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в результате расторжения договора и возврата капитальных затрат стоимость работ, приобретенных обществом,
- 19.03.2023
Налоговым органом
установлено, что обществу предоставлены субсидии из бюджета без НДС. Общество сослалось на то, что если в сумму выплаченной субсидии не был включен НДС, оно не обязано восстанавливать ранее принятые к вычету суммы налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку общество направило субсидию на возмещение ранее понесенных расходов на оплату товаров (работ, услуг) контрагентов,
- 21.07.2025 Письмо Минфина России от 27.05.2025 г. № 03-05-04-06/51626
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 16.05.2025 г. № 03-02-08/48073
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 31.08.2025 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2024 г. № Ф06-1616/2024 по делу № А65-15687/2023
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44607
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 14.03.2025 Письмо Минфина России от 22.01.2025 г. № 03-07-11/4819
- 10.12.2024 Письмо Минфина от 25.10.2024 г. № 03-07-08/104520
- 31.10.2024 Письмо Минфина России от 05.09.2024 г. № 03-07-11/84366
Комментарии