
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Возврат НПАДа в Москве
Возврат НПАДа в Москве
Хотя с момента вынесения КС РФ определения от 10 апреля 2002 г. № 83-О прошло более полутора года, наверное, не все московские налогоплательщики знают о нем. А те кто уже знает, уже обратились за возвратом излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог. Несмотря на правовую позицию Конституционного Суда РФ, налоговые органы препятствуют возврату налога, в связи с чем возникают споры. В Постановлении ФАС Московского округа от 1 июля 2003 г. №КА-А40/4091-03 отмечено следующее: 29.08.2007
Хотя с момента вынесения КС РФ определения от 10 апреля 2002 г. № 83-О прошло более полутора года, наверное, не все московские налогоплательщики знают о нем. А те кто уже знает, уже обратились за возвратом излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог. Несмотря на правовую позицию Конституционного Суда РФ, налоговые органы препятствуют возврату налога, в связи с чем возникают споры. В Постановлении ФАС Московского округа от 1 июля 2003 г. №КА-А40/4091-03 отмечено следующее:
"Открытое акционерное общество "Восток" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском, с учетом его уточнения, к Инспекции МНС России N 3 по Центральному административному округу г. Москвы о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в уклонении от возврата Обществу излишне уплаченного налога на пользователей автодорог и об обязании принять решение о возврате налога в сумме 1743365 руб. за период с 01 октября 1999 года по 31 декабря 2000 года. Общество также просило взыскать с Инспекции пени в сумме 96059 руб. 35 коп.
Определением от 27.02.03 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент финансов г. Москвы.
Решением от 15.04.03 в удовлетворении исковых требований отказано в связи с неправильным перерасчетом налогоплательщиком сумм налога и необоснованным применением при новом расчете налоговой ставки 1% по налогу на пользователей автодорог в спорном периоде.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Общества, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, за исключением возврата из федерального бюджета излишне уплаченного размера госпошлины, и удовлетворении иска. Общество ссылается на неправильное применение судом Законов г. Москвы от 31.05.2000 N 14 "О ставках налогов, взыскиваемых в дорожные фонды" и от 15.11.2000 N 38 "О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31.05.2002 N 14". Полагает, что с 01.10.99 по 31.12.2000 им излишне уплачен в бюджет г. Москвы налог на пользователей автомобильных дорог в размере 1743356 руб. Поэтому, как считает Общество, у него имеется переплата налога на пользователей автодорог в сумме 1743356 руб. в связи с применением завышенной 2-процентной ставки налога за указанный период.
В отзыве на жалобу Инспекция возражает против доводов жалобы, мотивируя тем, что в спорном периоде действовала ставка 2%, ссылается на обоснованность вывода суда о нераспространении действия Закона города Москвы N 38 на предшествующий 2001 году период.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы. Представитель Инспекции возражал против этих доводов по мотивам, изложенным в судебном иске и представленном отзыве.
Департамент финансов г. Москвы извещен в установленном законом порядке о месте и времени разбирательства по жалобе, в суд своего представителя не направил.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и неполным исследованием всех юридически значимых по делу обстоятельств.
Предъявление Обществом иска в суд вызвано уклонением Инспекции от возврата Обществу в установленный ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации срок излишне уплаченного в бюджет г. Москвы налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 1743356 руб. по его заявлению и уточненной налоговой декларацией, представленной в налоговый орган 10 декабря 2002 года.
Факт излишней уплаты Общество связывает с применением иной, по сравнению с законно установленной в период с 01.10.99 по 31.12.2000 ставки налога, подлежащего уплате в территориальный дорожный фонд.
Принимая решение об отказе в иске, суд согласился с позицией Инспекции о применении 2% ставки налога на пользователей автодорог в спорном периоде и указал, что размер предложенной Обществом налоговой ставки противоречит как федеральному, так и региональному законодательству, действовавшему в период спорных правоотношений. Суд сослался на Закон Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", Законы г. Москвы от 03.02.99 N 4 и от 31.05.00 N 14 "О ставках налога, подлежащего уплате в дорожные фонды".
Действительно, пунктом 2 статьи 5 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ" ставка налога на пользователей автодорог устанавливалась в размере 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Налог в равных долях подлежал зачислению в федеральный и территориальный фонды. При этом субъектам Российской Федерации было предоставлено право повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки налога.
Законом города Москвы от 09.07.97 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды", предусматривалось, что налог на пользователей автодорог зачисляется в территориальный дорожный фонд г. Москвы в размере 1,25% от полученной выручки. Федеральным законом от 27.06.98 N 93-ФЗ были внесены изменения в Закон "О дорожных фондах в Российской Федерации", в соответствии с которыми отчисления налога на пользователей автодорог устанавливались в размере 0,5% в Федеральный дорожный фонд и 2% - в территориальный.
В то же время сохранялось право субъектов понижать ставку налога не более чем на 50%. Законом города Москвы N 4 от 03.02.99 была установлена ставка налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, в размере 2%, при этом статьей 3 этого же Закона было предусмотрено, что эта ставка применяется к правоотношениям, возникшим с 01.04.98.
Закон города Москвы N 4 утратил силу в связи с принятием Закона города Москвы от 31.05.2000 N 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды". Вместе с тем, в данном Законе содержались нормы, устанавливающие ставку налога в размере 2% и применение этой ставки с 01.04.98.
Законом города Москвы от 15.11.2000 N 38, вступившим в силу с 01.01.01 были внесены изменения в ст. 1 Закона города Москвы N 14, установившие ставку налога в размере 1% , при этом в статье 3 было сохранено положение, устанавливающее, что эта ставка распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.98.
Следовательно, Закон города Москвы N 14 в редакции от 15.11.2000 установил, что ставка налога в размере 1% должна применяться к правоотношениям, возникшим с 01.04.98.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 10.04.02 N 83-О. Конституционный суд Российской Федерации признал, что сохранение положения, распространяющего новую пониженную ставку на правоотношения, возникшие с 01.04.99, дает основания истолковать данную норму в пользу налогоплательщиков.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Закон города Москвы N 14 (в редакции от 15.11.2000), прямо предусматривающий, что пониженная ставка налога в размере 1% должна применяться, начиная с 1 апреля 1998 года, имеет обратную силу.
В связи с чем суд кассационной инстанции находит, что судом первой инстанции неправильно применены положения вышеназванных норм права.
При таких обстоятельствах решение суда не может отвечать требованиям законности и обоснованности и подлежит отмене.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции лишен возможности принять новое решение по настоящему делу, поскольку обстоятельства, связанные с исчислением спорного налога, судом не устанавливались, сумма этого налога не проверялась, как и не исследовался вопрос о наличии у налогоплательщика недоимки по налогам и соблюдение налогоплательщиком иных условий, определенных ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело направляется в первую инстанцию арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить правильность произведенного Обществом перерасчета, наличие излишне уплаченных сумм налога и исследовать иные обстоятельства, связанные с возможностью возврата сумм налога заявителю, в рамках требований ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, проверить обоснованность подлежащих взысканию пеней, их размер, дать оценку действиям налогового органа с учетом заявленных требований Общества."
Выводы:
Любой Московский налогоплательщик имеет право подать заявление на возврат излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог, приложив перерасчет налога. В случае несвоевременного возврата налога налоговым органом, на причитающуюся сумму начисляются проценты в порядке статьи 78 НК РФ.
Темы: Налоги  Налог на пользователей автомобильных дорог (НПАД)  Возврат (зачет) налогов  Сроки возврата (зачета) налога  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 22.01.2025 Вице-премьер РФ поддержал предложение по инвестиционному налоговому вычету в АПК
- 25.11.2024 На Урале собираются ввести льготу для компаний, поддерживающих образовательные учреждения
- 14.05.2024 В ФНС напомнили, как зачесть переплату на ЕНС
- 25.01.2018 Вернуть излишне уплаченные налоги можно в течение 10 лет
- 26.09.2013 Инициировать возврат денег по итогам проверки должен налоговый орган
- 20.09.2013 «РусГидро» вернуло налог на прибыль за себя и обособленные подразделения
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 29.08.2007 Аренда - услуга ?
- 29.08.2007 Неустановленный срок подачи декларации
- 02.02.2024 Лечение зубов в 2024 году: нововведения в налоговом вычете
- 10.11.2020 Возврат налога за пределами трехлетнего срока: как компания смогла доказать свое право
- 06.08.2019 Что может измениться в Налоговом кодексе осенью?
- 25.03.2013 Как поступить с переплатой, образовавшейся более трех лет назад?
- 10.07.2012 Возврат переплаты по налогу на прибыль, образовавшейся при перечислении авансовых платежей
- 10.02.2012 Возврат излишне уплаченного налога: исчисление срока давности
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 30.09.2004
Выводы Конституционного Суда Российской
Федерации о распространении правовой позиции, выраженной в Определении от 10 апреля 2002 г. N 83, на соответствующие положения Постановления Законодательного Собрания Оренбургской области "Об утверждении ставок налога на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств", не требуют какого-либо дополнительного истолкования, а потому д - 08.06.2004
Плательщики, определявшие в 2002
году выручку от реализации продукции по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, уплачивают налогв сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, а именно по мере получения оплаты за отгруженные товары, выполненные работы либо оказанные услуги. Такое понимание оспариваемого законоположения выт - 05.02.2004
Налог на пользователей
автомобильных дорог подлежал уплате до конца 2002 года и только с 1 января 2003 года был отменен. Нормативные положения, обязывающие налогоплательщиков, определявших порядок признания выручки от реализации по мере ее оплаты, исчислить налог на пользователей автомобильных дорог с суммы дебиторской задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 года, тем самым изменили для этой категории налогоплательщиков порядок исчис
- 26.05.2024
Общество указало,
что оно по договору цессии приобрело у предпринимателя право требования переплаты по налогам и иным платежам, но в возврате переплаты было отказано.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как излишне уплаченная госпошлина была возвращена предпринимателю, оснований для возврата НДФЛ нет, налоговым законодательством не предусмотрена передача налогоплательщиком своих прав на возвра
- 26.11.2023
В связи
с обнаружением переплаты по НДС, НДФЛ и налогу на прибыль конкурсный управляющий общества обратился с заявлением о возврате спорной суммы на расчетный счет налогоплательщика. Налоговый орган отказал в возврате денежных средств в связи с истечением трехлетнего срока с момента уплаты налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку смена руководителя на конкурсного управляющего, а также
- 08.11.2023
Налоговый орган
указал на отсутствие уплаты земельного налога в надлежащем размере.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как налоговым органом доказано неверное исчисление налогоплательщиком земельного налога, подтверждено увеличение кадастровой стоимости участка, обусловленное изменением вида его разрешенного использования, учтены неисполнение требования об уплате земельного налога и пеней, на
- 15.01.2025
Заявитель ссылается
на то, что согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, выданной налоговым органом, за заявителем числится переплата.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства того, что переплата по налогам и страховым взносам возникла до истечения 3-летнего срока и заявителю не было известно о ее возникновении до ис
- 06.10.2024
Выявив факт
переплаты по налогу по УСН, налогоплательщик потребовал вернуть ему излишне уплаченную сумму. Налоговый орган решением в возврате части запрошенной суммы отказал.Итог: в удовлетворении требования отказано в связи с пропуском трехлетнего срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога (срок начал течь после того, как налоговый орган бесспорно взыскал с налогоплательщика авансов
- 15.09.2024
Оспариваемым решением
признано необоснованным предъявление обществом к возмещению НДС в связи с пропуском трехлетнего срока на применение вычетов по НДС в отношении продукции морского промысла, ввезенной на территорию РФ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку общество своевременно не совершило действия, необходимые для предъявления к вычету НДС; спорные налоговые вычеты заявлены с нарушени
- 11.12.2024 Письмо Минфина России от 08.11.2024 г. № 03-05-08/109965
- 25.09.2024 Письмо Минфина России от 11.09.2024 г. № 03-04-05/86779
- 01.07.2024 Письмо Минфина России от 17.04.2024 г. № 03-12-11/5/35760
- 01.02.2023 Письмо Минфина России от 29.12.2022 г. № 03-02-07/129546
- 12.01.2023 Письмо ФНС России от 28.12.2022 г. № СД-3-8/15024@
- 16.11.2022 Письмо Минфина России от 10.10.2022 г. № 03-03-06/1/97497
- 22.07.2024 Письмо ФНС России от 12.05.2017 г. № ГД-4-8/8965@
- 25.01.2018 Письмо Минфина России от 17 ноября 2017 г. № 03-02-08/75912
- 02.10.2012 Письмо Минфина России от 20.09.2012 г. № 03−02−07/1−226 «О порядке возврата излишне уплаченной суммы налога»
Комментарии