Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Порядок уплаты НДС в случае приобретения услуги обслуживания сайта у белорусской организации

Порядок уплаты НДС в случае приобретения услуги обслуживания сайта у белорусской организации

НДС должен уплачиваться в соответствии с законодательством России

14.07.2021
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

Российская организация приобретает у белорусской организации услуги обслуживания сайта в сети Интернет.

Кто должен уплатить НДС со стоимости услуг? Какие штрафы предусмотрены за неисполнение указанной нормы НК РФ (для российской и белорусской организаций)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

На наш взгляд, можно сделать вывод о том, что услуги белорусской организации в данном случае относятся к услугам, оказываемым в электронной форме. Соответственно, российская организация - покупатель не признается налоговым агентом по НДС и не обязана исчислять и уплачивать НДС за иностранного контрагента.

Однако учитывая некоторую неопределенность, а также тот факт, что дальнейший порядок исчисления и уплаты НДС зависит от квалификации услуги, российской организации, на наш взгляд, следует обратиться за разъяснениями в уполномоченные органы.

Ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах может быть возложена на виновное лицо, определение которого зависит от квалификации оказываемой белорусской организацией услуги.

Обоснование вывода:

НДС

Согласно п. 2 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) взимание косвенных налогов, в том числе НДС, при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг, в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору. На основании положений пп. 1 и 28 Протокола взимание НДС при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).

Место реализации для целей исчисления НДС определяется согласно п. 29 раздела IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола.

Согласно подп. 4 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации услуги по технической поддержке ПО (сайта) оказаны на территории РФ, поэтому НДС должен уплачиваться в соответствии с законодательством России (письмо Минфина России от 12.02.2020 N 03-07-08/9471).

С 01.01.2019 иностранные организации, реализующие без посредников услуги в электронной форме на территории РФ, должны самостоятельно исчислять и уплачивать НДС в России, что сопряжено с необходимостью их постановки на учет в российском налоговом органе (пп. 1, 4.6 ст. 83, ст. 174.2 НК РФ). При этом российская организация - заказчик не признается налоговым агентом по НДС и не должна выполнять соответствующие функции, в том числе в связи с тем, что иностранная организация - исполнитель не осуществила постановку на учет в российском налоговом органе и в ее планы не входит исполнение обязанности по уплате НДС в РФ (письма Минфина России от 10.04.2020 N 03-07-14/28744, от 29.03.2019 N 03-07-08/23438, от 24.10.2018 N 03-07-08/76139).

К таким услугам относятся, в частности:

- обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети Интернет, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;

- предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

- оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети Интернет.

Специалисты Минфина России давали разъяснения по вопросам применения НДС в отношении оказываемых российским организациям хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС услуг в электронной форме, поименованных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ. Чиновники обратили внимание, что услуги, оказываемые в электронной форме, не поименованы в подп. 1-4 п. 29 Протокола, поэтому место реализации этих услуг для целей исчисления НДС определяется согласно подп. 5 п. 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг. Следовательно, местом реализации услуг в электронной форме, оказываемых хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС российским организациям, территория РФ не признается, такие услуги НДС в РФ не облагаются (письма Минфина России от 20.11.2020 N 03-07-14/101533, от 13.11.2020 N 03-04-05/98892, от 19.02.2019 N 03-07-13/1/10369, от 08.02.2019 N 03-07-13/1/7674).

Вместе с тем в письме Минфина России от 21.07.2020 N 03-07-13/1/63374 отмечается, что в случае, если российской организации хозяйствующим субъектом Республики Беларусь в электронной форме оказываются виды услуг, местом реализации которых в соответствии с подп. 4 п. 29 Протокола признается территория государства - члена ЕАЭС, в котором осуществляет деятельность покупатель услуг, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в РФ.

В связи с этим хозяйствующие субъекты Республики Беларусь, оказывающие российской организации электронные услуги, местом реализации которых признается территория РФ, подлежат постановке на учет в российском налоговом органе и за реализованные услуги в электронной форме осуществляют уплату НДС в бюджет РФ самостоятельно (письма Минфина России от 12.02.2020 N 03-07-08/9471, от 20.08.2019 N 03-07-13/1/63719).

Согласно п. 1 ст. 174.2 НК РФ оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через сеть Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий.

По мнению Минцифры России, изложенному в письме от 04.03.2021 N П8-1-06-085-6418, направленному в адрес Минфина России, под автоматизированным оказанием организациями услуг (оказанием услуг в электронной форме), на регулирование которого направлена ст. 174.2 НК РФ, следует понимать оказание услуг с использованием автоматизированных систем - совокупностей комплексов средств автоматизации (компонентов автоматизированных систем, включающих программно-технические комплексы, информационные базы и прочие элементы) и сотрудников (персонал) организаций, использующих данные комплексы при оказании соответствующих услуг. При этом во избежание неоднозначности трактовки в целях ст. 174.2 НК РФ определения термина "автоматизированно" услугами, оказываемыми автоматизированно, следует считать только те услуги, которые поименованы в указанной статье НК РФ (письмо Минфина России от 30.03.2021 N 03-07-08/22913). В указанной статье приведен ограниченный (закрытый) перечень услуг, которые признаются услугами в электронной форме. При этом перечень услуг, которые не относятся к услугам, оказываемым в электронной форме для целей применения п. 1 ст. 174.2 НК РФ, является открытым.

Специалисты финансового ведомства, разъясняя применение положений ст. 174.2 НК РФ, со ссылкой на п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" приходят к выводу, что под действие ст. 174.2 НК РФ подпадают:

- услуги, оказываемые посредством локально-вычислительных сетей без использования сети Интернет (письмо Минфина России от 01.03.2019 N 03-07-08/13353);

- услуги, оказываемые посредством использования скоростных каналов связи VPN, использования Интернет VPN-линии (письмо Минфина России от 19.02.2019 N 03-07-08/10373);

- услуги, оказываемые посредством использования WAN (Wide Area Network) - глобальной вычислительной сети, которая используется для объединения всех внутренних сетей определенной компании (письмо Минфина России от 22.01.2019 N 03-07-08/3061).

Поскольку местом реализации услуг, связанных с обслуживанием, технической поддержкой и программированием сайта, признается территория покупателя, российская организация уплачивает НДС в качестве налогового агента. Но, если эти услуги оказаны в электронной форме, то белорусская организация должна встать на учет в России и уплатить НДС самостоятельно. Так, например, из разъяснений Минфина России следует, что местом реализации услуг по разработке и сопровождению программы на ЭВМ признается территория покупателя, в том числе когда услуги оказаны в электронной форме (письмо Минфина России от 12.02.2020 N 03-07-08/9471).

Если придерживаться разъяснений Минфина России, представленных в письме от 30.03.2021 N 03-07-08/22913, на наш взгляд, можно сделать вывод о том, что услуги белорусской организации в данном случае относятся к услугам, оказываемым в электронной форме. Соответственно, российская организация - покупатель не признается налоговым агентом по НДС и не обязана исчислять и уплачивать НДС за иностранного контрагента.

Однако учитывая некоторую неопределенность, а также тот факт, что дальнейший порядок исчисления и уплаты НДС зависит от квалификации услуги, российской организации, на наш взгляд, следует обратиться за разъяснениями в уполномоченные органы.

Во избежание налоговых рисков организация может на основании подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Налоговая ответственность

В соответствии с п. 5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах может быть возложена на виновное лицо, определение которого зависит от квалификации оказываемых белорусской организацией услуг. При этом обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Если российская организация, признаваемая налоговым агентом, не удержит и (или) не перечислит в бюджет в срок НДС, штраф составит 20% от суммы налога. Его взыщут, если налоговый агент имел возможность удержать налог и перечислить его в бюджет (ст. 123 НК РФ). Более подробно смотрите в материале: Энциклопедия решений. Ответственность налоговых агентов.

Для иностранной организации, оказывающей электронные услуги на территории РФ, ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе влечет привлечение к ответственности, установленной ст. 116 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 15.01.2021 N 03-02-11/1425). Указанной нормой предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10% от полученных доходов за период ведения деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

 

 

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
  • 28.06.2023  

    Заказчик отказал подрядчику в приемке и оплате части работ, заявив, что вместо выделения суммы НДС подрядчик применил коэффициент, не соответствующий условиям контракта.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствие у подрядчика обязанности начислить НДС не исключает обязанности заказчика оплатить работы по цене, установленной контрактом, факт применения подрядчиком поправочного коэффициента не под

  • 31.05.2023  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику (банкроту) НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно заявил налоговый вычет по НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для выполнения работ (оказания услуг), не признаваемых объектом налогообложения НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с момента признания налогоплательщика банкротом его хозяйственная деятельн

  • 16.10.2022  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на предоставление обществом документов, содержащих недостоверные сведения и не подтверждающих реальность хозяйственных операций по взаимоотношениям с контрагентом.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие недостоверной информации в представленных на проверку первичных документах, реальность сделок с заявле


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 02.02.2025  

    Налоговый орган начислил НДС, пени, штраф в связи с неотражением реализации в адрес контрагентов, расходов на приобретение имущественных прав.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как на счет налогоплательщика поступили средства в счет погашения долга по договору займа, данные средства использованы им в своей деятельности, при этом по расчетному счету предоставление налогоплательщиком займа не

  • 05.05.2024  

    Проверкой выявлено получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.


Вся судебная практика по этой теме »