
Аналитика / Налогообложение / Ставка НДФЛ для работников из ЕАЭС зависит от резидентства?
Ставка НДФЛ для работников из ЕАЭС зависит от резидентства?
Договором о Евразийском экономическом союзе предусмотрено: если граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии трудятся в России, их доходы с первого дня работы облагаются по той же ставке, что и для россиян, — 13%ст. 73 Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014). То есть они по сравнению с иностранцами из других стран имеют привилегию, поскольку доходы нерезидентов облагаются по ставке 30%п. 3 ст. 224 НК РФ. Казалось бы, все однозначно. Однако контролирующие органы считают, что ставка НДФЛ у работников из стран ЕАЭС по итогам года все-таки зависит от их статуса
27.09.2017Аргументы Минфина
В недавно выпущенных письмах Минфин разъяснил, что доходы граждан стран — членов ЕАЭС от работы по найму в РФ на основании ст. 73 Договора о ЕАЭС и п. 1 ст. 224 НК РФ с первого дня облагаются по ставке 13%. Но, кроме того, он указал, что по итогам года определяется окончательный статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в этом периоде. А это означает следующе
- <если>по итогам календарного года сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее
183 дней), то их доходы, полученные в этом году, облагаются по ставке 30% и налоговые вычеты (на детей, на лечение, обучение, на приобретение жилья) им не положены. Ведь на вычеты они вправе претендовать, только когда станут резидентамиРФ; - <если>по итогам года сотрудники организации стали резидентами РФ, то их доходы облагаются по ставке 13% и им предоставляются все вычеты.
А если гражданин из страны ЕАЭС устраивается на работу в организацию, например, в ноябре или в декабре, то как в этом случае применять норму Договора о ЕАЭС о том, что доходы работника с первого дня работы облагаются по ставке 13%?
СТЕЛЬМАХ Николай Николаевич Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса “Действительно, ст. 73 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что доходы граждан из стран ЕАЭС в связи с работой по найму в России облагаются с первого дня работы по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физлиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) в РФ. То есть изначально доходы нерезидентов из стран ЕАЭС должны облагаться по той же ставке, как и у российских граждан, — А это значит, что гражданин страны — члена ЕАЭС в похожей ситуации окажется в более привилегированном положении по сравнению с гражданином России. Чтобы уравнять режимы налогообложения граждан стран — членов ЕАЭС и граждан России, было принято соглашение, суть которого заключается в следующем. Если гражданин страны — члена ЕАЭС приехал работать в Россию, его доходы облагаются сразу по ставке 13%. Но при этом резидентом РФ он пока не является. А по истечении 183 дней в текущем календарном году он становится резидентом и эта ставка сохраняется. Если такой гражданин приехал в Россию и устроился на работу в организацию в ноябре, то доходы за ноябрь облагаются по ставке 13%. Но по итогам года он не является резидентом РФ, поэтому его доходы за ноябрь и декабрь надо облагать по ставке 30%. То есть в декабре его доходы надо пересчитать. А с января следующего года его доходы нужно опять облагать по ставке 13%. Если гражданин ЕАЭС приехал в Россию и устроился на работу в декабре, то его доходы за этот месяц надо сразу облагать по ставке 30%, поскольку он нерезидент. Такой подход обусловлен следующим: чтобы наши граждане не были в худшем положении, чем граждане из стран — членов ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аргументы ФНС
ФНС разделяет точку зрения Минфина, только обосновывает ее несколько иначе. Она считает: положение Договора о применении к доходам граждан стран ЕАЭС ставки, установленной для резидентов РФ (13%), вовсе не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ. Вопросы признания физлица налоговым резидентом какого-либо из государств — членов ЕАЭС Договором о ЕАЭС не регулируются. В этих целях используются положения национального законодательства соответствующего государства — члена ЕАЭС, в частности для нашей страны —
Поэтому, разъясняя порядок заполнения справок
- <если>на конец налогового периода работник из ЕАЭС является налоговым резидентом РФ, то в этом поле указывается цифра 1;
- <если>на конец года работник из ЕАЭС не является налоговым резидентом РФ, то в этом поле указывается цифра 2.
Что делать работодателям
Если следовать позиции контролирующих органов, то бухгалтеру со дня приема на работу сотрудников из ЕАЭС надо применять ставку 13%, а потом отслеживать их статус для того, чтобы начать применять вычеты с месяца, в котором эти работники станут резидентами РФ. Но в декабре месяце нужно установить их окончательный статус для определения налоговой ставки.
Если выяснится, что по итогам года такой сотрудник является нерезидентом, то с месяца принятия его на работу придется пересчитать налог по ставке 30% вместо 13%. Понятно, после пересчета окажется, что организация недоудержала НДФЛ с доходов работника за год. А при выплате зарплаты за декабрь может получиться так, что бухгалтер не сможет удержать весь долг по НДФЛ. Причем даже в том случае, если вся причитающаяся к выплате сумма пойдет на погашение долга по
И как быть с оставшейся суммой: доудерживать НДФЛ при выплате последующих доходов в следующем году или же передать налог на взыскание налоговикам? Вот что нам ответил специалист Минфина.
“В этом случае организация указывает в справке Поправками в гл. 23 Кодекса, вступившими в силу с 01.01.2016, предусмотрено, что налогоплательщики, получившие доходы, с которых работодатель не удержал налог (и представил об этом сведения в СТЕЛЬМАХ Николай Николаевич Советник государственной гражданской службы РФ 1 классаИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ну что ж, можно только порадоваться, что организациям хотя бы не придется самим заниматься взысканием недоудержанного НДФЛ с работников из ЕАЭС.
Конечно, можно попытаться поспорить с проверяющими, доказывая, что
***
Если организация не будет учитывать мнение контролирующих органов, то для нее это чревато штрафом за неправомерное неудержание налога — 20% от неудержанной и не перечисленной в бюджет суммы
- 11.10.2025 Минфин объявил, что изменений в шкале НДФЛ больше не будет
- 10.10.2025 Минфин не намерен пересматривать прогрессивную шкалу НДФЛ
- 30.09.2025 Малообеспеченные семьи с одним ребенком смогут вернуть часть НДФЛ
- 29.09.2025 Минфин подготовил законопроект с налоговыми льготами для семей и участников СВО
- 15.09.2025 Минфин и «Газпром» обсуждают корректировку налоговой нагрузки с 2026 года
- 31.07.2025 Путин подписал закон о внесудебном порядке взыскания налоговой задолженности с физлиц
- 23.09.2025 Россиянам начислили налог на вклады: кому придется платить и по каким ставкам
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 30.09.2025 В Госдуму внесли масштабный налоговый законопроект: главные изменения
- 29.07.2025 Как изменится работа маркетплейсов: новые правила цифровой экономики с 2026 года
- 28.07.2025 Продажа недвижимости в 2025 году: как изменилось налогообложение и что теперь важно знать
- 07.10.2025
Налоговым органом
проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов. По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ и ст. 123 НК РФ, в виде штрафа, ему доначислены НДС, НДФЛ, страховые взн - 01.10.2025
Проверкой выявлено
невключение в налогооблагаемую базу полученных предпринимателем доходов от продажи имущественных прав и недвижимого имущества, ошибочное начисление на спорные суммы НДФЛ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доходы возникли в ходе осуществления предпринимательской деятельности, реализация объектов недвижимости носила системный характер, использование квартир в личн
- 01.10.2025
Налоговый орган
доначислил НДФЛ, страховые взносы и штраф, указав на неправомерное неперечисление обществом налога и сумм страховых взносов с дохода, выплаченного физическим лицам, которые осуществляли для общества трудовые функции путем работы вахтовым методом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку гражданско-правовые договоры фактически регулировали трудовые отношения, формальное за
- 26.06.2023
Об изменении
постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-04-05/44632
- 24.07.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-04-05/33661
- 24.07.2025 Письмо Минфина России от 06.05.2025 г. № 03-04-05/44880
- 21.07.2025 Письмо Минфина России от 27.05.2025 г. № 03-05-04-06/51626
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 03.04.2025 Письмо Минфина России от 13.12.2024 г. № 03-04-05/125814
Комментарии