
Аналитика / Налогообложение / Поступления от НДС взлетят до небес?
Поступления от НДС взлетят до небес?
За последние три года произошли кардинальные изменения в сфере администрирования налогов, в том числе при проведении налоговых проверок. Предлагаем вашему вниманию своего рода взгляд изнутри, обзор «багажа» основных достижений специалистов налогового ведомства, с которым они вошли в 2011 год. Действительно ли одной из основных причин роста налоговых поступлений в бюджет стало повышение эффективности администрирования налога на добавленную стоимость?
09.02.2011«Практическая бухгалтерия»На примере налога на добавленную стоимость рассмотрим основные причины, которые способствовали увеличению поступлений НДС в бюджет Российской Федерации за 2010 год по сравнению с предыдущими периодами.
Налоговый контроль – на первых ролях
За последние 10 лет в России выстраивалась современная налоговая система: изменилось налоговое администрирование, снижены ставки налога на прибыль, НДС, приняты специальные налоговые режимы для малого бизнеса, упрощена система налогообложения в сельском хозяйстве и др.
Вполне логично, что в условиях мирового экономического кризиса и постепенного избавления от его последствий государство усиливает финансовый контроль за бизнесом. И главное здесь, чтобы такое усиление не переросло в давление. Наиболее показательна данная проблема в налоговой сфере.
Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля играет особую, если не исключительную, роль. Это связано с тем, что поступления от налогов преобладают в системе государственных доходов. Соответственно контроль за полным и своевременным поступлением всех видов обязательных платежей, в том числе страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, носит приоритетный характер среди иных направлений финансового контроля.
К сведениюНДС вместе с налогом на прибыль и налогом на добычу полезных ископаемых является основной составляющей доходной части федерального бюджета России.
Связи и обмен информацией
Налоги с предприятий и граждан – ключевой источник пополнения бюджета. Именно поэтому попытки плательщиков уйти от уплаты налогов под предлогом кризисных явлений в экономике налоговики пресекают самым серьезным образом. Это их основная задача при осуществлении налогового контроля.
В данной ситуации большую роль играет повышение взаимосвязи между налоговыми органами и другими ведомствами – правоохранительными, таможенными, Центральным банком, различными федеральными службами и пр. Одновременно повысилась роль обмена запросами о данных на налогоплательщика, его контрагентов и совершенные ими сделки (совместные действия). Безусловно, это невозможно без внедрения и активного применения передовых информационных технологий. С другой стороны, до сих пор мало у кого из налоговых инспекторов (даже в московском регионе) рабочий компьютер подключен к Интернету.
Налоговая статистика
По данным официального сайта Федеральной налоговой службы России (www.nalog.ru), всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4078,7 млрд. рублей администрируемых ведомством доходов. Это на 8,8 процента больше, чем в 2007 году. Основная масса доходов обеспечена поступлениями НДПИ (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%). Это стандартная раскладка, которая не меняется.
Чем дальше от пика кризисных событий в экономике, тем больше успехи налогового ведомства. По итогам 9 месяцев 2010 года поступления НДС в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 112 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (публикация официального сайта ФНС России от 25 октября 2010 г. «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет Российской Федерации за январь–сентябрь 2009–2010 гг.»).
К сведениюПо предварительным данным налогового ведомства, с января по ноябрь 2010 года в федеральный бюджет поступило 2,885 трлн. рублей, что на 27 процентов больше показателя января–ноября 2009 года (2,266 трлн. рублей).
Причины «взлета»
Заметное увеличение собираемости вызвано не только «эффектом низкой базы», когда оно сравнивается с кризисными периодами и рост собираемости просто неизбежен. Также имеет место так называемая «статистическая хитрость» налоговиков: прошлогодние сборы не учитывают ЕСН, который в 2010 году ФНС России уже не администрирует. Если смотреть с учетом ЕСН (налоговое ведомство такие коррективы в статистику не вносило), сборы за 11 месяцев 2010 года в сопоставлении с таким же периодом 2009 года (2,718 трлн. рублей) возросли лишь на 6 процентов. В сравнении с таким же периодом 2008-го, когда сборы составляли 3,867 трлн. рублей (3,418 трлн. рублей – без ЕСН), нынешние поступления выглядят совсем бледно — снижение составляет 25 и 16 процентов соответственно.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (43%), НДС (41%) и налога на прибыль (8%). Эти три налога в сумме дали 92 процента всех поступлений. Еще 4 процента – это акцизы, 4 процента — остальные платежи.
Сборы «внутреннего» НДС в январе–ноябре составили 1,196 трлн. рублей, что на 10 процентов больше, чем в январе–сентябре 2009 года.
Совершенствование НДС
Есть такой документ – Основные направления налоговой политики РФ на год и плановый период двух последующих годов. Он ежегодно получает одобрение Правительства РФ. В нем можно найти не только планы властей, но и итоги того, что уже сделано. Так, в качестве основных проведенных мероприятий по реализации налоговой политики по НДС за последние годы выделено следующее:
а) начиная с IV квартала 2008 года суммы НДС, исчисленные по операциям по реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, то есть фактическая уплата налога производится не единовременно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как это было предусмотрено ранее, а ежемесячно в размере 1/3 в течение трех последующих месяцев. Данный порядок уплаты налога позволил снизить текущий дефицит оборотных средств и стабилизировать деятельность налогоплательщиков;
б) ускорение возмещения НДС связано с уточнением с 1 января 2009 года порядка оформления результатов камеральных проверок налоговых деклараций, в которых заявлена сумма налога к возмещению. Согласно данному порядку, по результатам налоговой проверки одной декларации налоговые органы вправе выносить два решения: одно – в отношении сумм, правомерность принятия которых к вычету документально подтверждена, второе – в отношении сумм, по которым необходимо представление дополнительных обосновывающих материалов. В среднем это позволило сократить сроки возмещения НДС в спорных случаях на два-три месяца по сравнению с ранее действовавшим порядком;
в) со 2 сентября 2010 года введена возможность обмена электронными счетами-фактурами (п. 1 ст. 169 НК РФ);
г) с начала 2010 года в пункте 2 статьи 169 Налогового кодекса дополнительно установлено, что нельзя отказать покупателю в принятии предъявленных сумм НДС к вычету, если ошибки, допущенные при заполнении счетов-фактур, не препятствуют идентификации продавца или покупателя, наименований товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, а также налоговой ставки и суммы налога. Данное изменение способствует сокращению числа претензий со стороны налоговых органов к заполнению счетов-фактур и, как следствие, количества судебных разбирательств.
Указанные меры позволили существенно повысить качество администрирования НДС, хотя многие спорные вопросы остались не решены. Так, по-прежнему не решен вопрос о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов.
Государственная дума регулярно принимает поправки в Налоговый кодекс и тем самым закрывает различные «лазейки», дающие возможность уменьшить размеры налоговых отчислений или вообще уклониться от уплаты налогов. Такие поправки, в основном, принимаются по результатам камеральных и выездных проверок налоговых органов, которые выявляют типичные случаи легального уклонения от уплаты налогов, совершаемого из-за нечеткости и недоработанности законов.
Темы: НДС  Налоговые проверки  Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях  
- 26.06.2025 ФНС перечислила ошибки в первых декларациях по НДС для упрощенцев
- 16.06.2025 С июля вводят новые правила по налогам и отчётности
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 11.06.2025 Налоговая служба разъяснила порядок получения отсрочки и рассрочки по налогам
- 10.06.2025 ФНС объяснила, как быстро проверить причину блокировки расчетного счета
- 09.06.2025 В ГД одобрили законопроект о налоговом стимулировании инструментов сбережений
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 27.06.2025 Какие письма из ФНС могут прийти и что с ними делать
- 10.06.2025 Штрафы за неуведомление о начале бизнеса вырастут с 27 июня 2025 года
- 02.06.2025 Налоговая амнистия за дробление: как законно списать долги перед ФНС
- 26.06.2025
Обществу предложено
уплатить в бюджет недоимку по НДС, пени и штраф в связи с занижением налоговой базы в результате неправомерного применения налоговых вычетов по НДС по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт создания обществом формального документооборота с контрагентами с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного п
- 26.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество, действуя умышленно, сознательно исказило сведения о фактах хозяйственной жизни путем отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения с целью увеличения суммы налоговых вычетов по о
- 26.06.2025
Оспариваемые решения
мотивированы тем, что обществом были представлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе задекларированных по спорным декларациям на товары.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку сумма НДС, начисленная на сумму роялти, является частью платежей, подлежащих уплате в пользу правообладателя, и подлежит включению в структуру таможенной стоим
- 01.05.2024
По результатам
мероприятий налогового контроля были вынесены решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин.
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 13.03.2024
- 09.01.2023
Налоговый орган
указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла
- 12.12.2022
Участник ссылался
на уклонение общества от предоставления документации.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 25.06.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27263
- 20.06.2025 Письмо Минфина России от 12.03.2025 г. № 03-07-07/24101
- 18.06.2025 Письмо Минфина России от 03.04.2025 г. № 03-07-11/33501
- 26.08.2024 Письмо Минфина России от 04.07.2024 г. № 03-02-08/62683
- 30.07.2024 Письмо Минфина России от 05.03.2024 г. № 03-02-08/19737
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
- 01.04.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-02-08/126727
- 17.02.2025 Письмо Минфина России от 16.01.2025 г. № 03-02-08/2702
- 02.06.2023 Письмо Минфина России от 28.04.2023 г. № 03-02-07/39497
Комментарии