Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 10 ноября 2009 г. N 03-04-05-02/13

Письмо Минфина РФ от 10 ноября 2009 г. N 03-04-05-02/13

Вопрос: Организация выплачивает работникам средний заработок за время их нахождения на военных сборах. Выплаты компенсируются организации за счет средств федерального бюджета. 1. Облагаются ли такие выплаты НДФЛ? 2. Начисляется ли на них ЕСН? 3. Относится ли к расходам на оплату труда начисленный работникам средний заработок в целях исчисления налога на прибыль? Обязана ли организация учесть в составе внереализационных доходов средства, полученные в качестве компенсации расходов на выплату среднего заработка работникам, призванным на военные сборы? 22.11.2009Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 ноября 2009 г. N 03-04-05-02/13

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам начисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога на суммы среднего заработка, выплачиваемого организацией работникам за время прохождения ими военных сборов, а также учета данных расходов в целях налогообложения прибыли и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Пункт 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации определяет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

При этом в соответствии с п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением указанного Закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ (далее - Правила).

Согласно пп. 2 п. 2 Правил компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

В соответствии с п. 3 Правил компенсация указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, организации, понесшие расходы в виде сумм начисленного работнику среднего заработка, сохраняемого на время его пребывания на военных сборах, вправе получить от военных комиссариатов компенсацию указанных расходов.

1. Налог на доходы физических лиц.

В соответствии со ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Согласно п. 29 ст. 217 Кодекса освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходы граждан, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов.

Таким образом, суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы на время призыва на военные сборы, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

2. Единый социальный налог.

Пунктом 1 ст. 236 Кодекса установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, в частности, по трудовым договорам.

Учитывая, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, данные суммы единым социальным налогом не облагаются.

3. Налог на прибыль организаций. В соответствии со ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пункт 6 ст. 255 Кодекса определяет, что к расходам на оплату труда относится сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

В связи с тем что военные сборы являются государственной обязанностью гражданина Российской Федерации, сумма начисленного работнику среднего заработка, сохраняемого на время его пребывания на военных сборах, в целях гл. 25 Кодекса относится к расходам на оплату труда.

Пункт 1 ст. 251 Кодекса устанавливает, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы, поименованные в данной статье.

Денежные средства, полученные от военных комиссариатов в качестве компенсации расходов организации, связанных с выплатой работникам, призванным на военные сборы, среднего заработка, в целях гл. 25 Кодекса относятся к доходам, увеличивающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, так как данный вид доходов не поименован в ст. 251 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

10.11.2009

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

ЕСН (Единый социальный налог)
Все новости по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все новости по этой теме »

Расходы на оплату труда
Все новости по этой теме »

ЕСН (Единый социальный налог)
Все статьи по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все статьи по этой теме »

Расходы на оплату труда
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

ЕСН (Единый социальный налог)
  • 16.11.2011   Если за 2009 год, а также за более ранние периоды образовалась переплата по ЕСН, то она подлежит зачету в счет предстоящих платежей по иным федеральным налогам, либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
  • 07.02.2011   Единовременные выплаты работникам к отпуску не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, то есть не соответствуют признакам пункта 1 статьи 255 НК РФ и не должны уменьшать базу налога на прибыль и облагаться ЕСН
  • 07.02.2011   Предметом договора аренды с экипажем является, в том числе передача в пользование вещи - транспортного средства. Следовательно, исходя из прямого указания законодателя, выплаты, производимые в рамках такого договора, не являются объектом обложения ЕСН

Вся судебная практика по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 01.06.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.

    Итог: в удовлетворении требовани

  • 28.05.2025  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных правоотношений.

    Итог: требование частично удовлетворено, поскольку доначисление НДС по эпизоду несоблюдения трехлетнего периода заявления налоговых вычетов признано неправомерным, начисление пени в период действия моратория недопустимо, документы, за непредставление ко

  • 18.05.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ссылаясь на то, что основной целью заключения налогоплательщиком сделок со спорными контрагентами являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки вынесены два решения с измененным содерж


Вся судебная практика по этой теме »

Расходы на оплату труда
  • 08.09.2024  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на прибыль, пени и штраф и исключил из состава расходов его затраты на оплату труда работника, связанные с выполнением последним функций, относящихся к розничной торговле.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что работник налогоплательщика осуществлял как деятельность, подлежащую налогообложению по общей системе, так и деятел

  • 20.09.2023  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на прибыль, пени и штраф, установив, что последний необоснованно включил в состав расходов при исчислении налога на прибыль затраты по сделкам с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано ввиду отсутствия реальных хозяйственных взаимоотношений налогоплательщика и контрагента и неправомерного включения налогоплательщиком затрат по оплате раб

  • 23.04.2018  

    Судами установлено, что обществом в нарушение пункта 5 статьи 266 Налогового кодекса сумма создаваемого резерва по итогам отчетного (налогового) периода не корректировалась на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. Указанный довод обществом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не опровергнут.


Вся судебная практика по этой теме »