
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 19.08.2024 г. № 03-07-11/77832
Письмо Минфина России от 19.08.2024 г. № 03-07-11/77832
Вопрос: У ИП сейчас обороты не превышают 60 млн руб., но с 2025 г., если доход превысил 60 млн руб., они будут облагаться НДС. Для чего тогда нужна УСН?
31.10.2024Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19.08.2024 г. № 03-07-11/77832
В связи с обращением, поступившим и зарегистрированным в Минфине России 22 июля 2024 г., Департамент налоговой политики по вопросу о введении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, сообщает.
Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) с 1 января 2025 года предельный размер доходов налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, увеличен до 450 млн рублей, а остаточная стоимость основных средств - до 200 млн рублей, в том числе повышена до 337,5 млн рублей величина предельного размера доходов организаций в целях перехода на упрощенную систему налогообложения.
Также Федеральным законом N 176-ФЗ предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются плательщиками НДС с 1 января 2025 года.
При этом на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого налогоплательщик переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у этого налогоплательщика сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В случае если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого налогоплательщик переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у налогоплательщика сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такой налогоплательщик не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года указанным налогоплательщиком, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
В то же время на основании подпункта "б" пункта 5 и подпункта "а" пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ налогоплательщики, применяющие с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения и не имеющие оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, вправе при реализации товаров (работ, услуг) производить налогообложение НДС соответствующих операций по налоговой ставке в размере 5 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 250 миллионов рублей) либо 7 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 450 миллионов рублей).
Следует отметить, что данные изменения, внесенные в Кодекс, направлены на плавный и поэтапный переход на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, необходимо учитывать, что НДС по своей природе является налогом на потребление товаров (работ, услуг), то есть косвенным налогом, перелагаемым на потребителей. Поэтому при реализации товаров (работ, услуг) сумма НДС, исчисленная налогоплательщиками НДС, включается в цены реализуемых ими товаров (работ, услуг) и уплачивается в бюджет за счет средств, получаемых с покупателей (конечных потребителей). Соответственно, введение НДС для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, не следует рассматривать как увеличение налогового бремени налогоплательщиков.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
19.08.2024
Темы: НДС  Освобождение от обязанностей налогоплательщика  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 21.10.2025 Минфин может продлить льготу по НДС на покупку отечественного программного обеспечения
- 16.10.2025 Эксперты предупредили: повышение НДС ударит по онлайн-торговле и малому бизнесу
- 07.10.2025 В Конституционном суде обсудили совершенствование практики взимания НДС с ИТ-компаний
- 20.02.2014 Налогоплательщики, освобожденные от НДС, декларацию не представляют
- 22.01.2014 Если компания реализует товары, не облагаемые НДС, у нее отсутствует обязанность по выставлению счета-фактуры
- 18.12.2013 Представив документы на освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ после проверки, ИП «опоздал»
- 25.09.2025 Минфин предупредил «упрощенщиков» о риске потери УСН из-за превышения лимита по основным средствам
- 16.09.2025 «Упрощенщик» платит НДС по спецставке: можно ли выставить счет-фактуру с 20%
- 10.09.2025 Когда ИП на УСН обязан платить НДФЛ в 2025 году
- 26.09.2025 НДС повысят до 22%: новостройки подорожают, вторичка последует за ними
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 03.06.2014 Для применения освобождения от НДС лимит выручки считается только по облагаемым операциям
- 15.06.2009 Уведомительный характер освобождения от НДС: особенности и проблемы
- 08.10.2025 Налоговая реформа 2026: что даёт переход на АУСН микробизнесу
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 20.10.2025
Оспариваемым решением
заявитель привлечен к налоговой ответственности, произведено доначисление налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, начислены пени и штраф.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку доначисленная сумма налога на прибыль не соответствует размеру действительных налоговых обязательств, а при доначислении налогоплательщику сумм НДС налоговый орган произвел двойное
- 20.10.2025
По результатам
налоговой проверки принято оспариваемое решение, в соответствии с которым обществу доначислены налог на прибыль, НДС, начислены соответствующие пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтвержден факт получения обществом необоснованной налоговой выгоды в связи с завышением расходов, уменьшающих доходы при исчислении налога на прибыль, и при
- 20.10.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль организаций в связи с выводом о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств реальности хозяйственных операций с контрагентами не представлено.
- 02.03.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени, штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не дана оценка доводу налогового органа об умышленном характере действий общества, направленном на необоснованное освобождение от уплаты НДС с операций по реализации файлов.
- 01.11.2023
Решение мотивировано
неподтверждением обществом права на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку основания для отказа в применении льготы отсутствовали, однако не проверена заявленная к возврату сумма НДС.
- 23.04.2023
Налоговый орган
принял решение вследствие того, что предприниматель не представил декларацию по НДС. Последний заявил, что перешел на УСН.Итог: требование удовлетворено, поскольку факт применения предпринимателем в спорный период УСН доказан, а потому обязанность по представлению отчетности по НДС у него отсутствует.
- 19.10.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, пени и штраф ввиду неправомерного применения обществом УСН путем занижения собственных доходов посредством вовлечения в оборот взаимозависимого лица, с которым контрагенты общества заключали договоры субподряда, при этом фактически работы выполнялись обществом.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено отсутствие оснований для исчисления НДС по операциям от
- 19.10.2025
Налоговый орган
доначислил НДС и пени, указав на применение обществом схемы минимизации налоговых обязательств путем переноса части выручки от изготовления и реализации готовой продукции на подконтрольных лиц, применяющих специальный налоговый режим.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку все организации являлись структурными подразделениями общества, имели общие финансовые, м
- 19.10.2025
В ходе
проверки выявлено создание налогоплательщиком формального документооборота с целью минимизации налоговых обязательств.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленные контрагенты по договорам подряда имеют признаки технических организаций, созданы непосредственно перед заключением сделок, по юридическим адресам не находятся, материально-технической базой не обладают, первичная
Комментарии