
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 06.05.2022 г. № 03-15-05/41955
Письмо Минфина России от 06.05.2022 г. № 03-15-05/41955
Вопрос: О предложении по увеличению предельной величины дохода ИП, при превышении которой он будет исчислять и уплачивать страховые взносы на ОПС в размере 1%.
30.05.2022Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 06.05.2022 г. № 03-15-05/41955
В связи с письмом Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу увеличения установленной предельной величины дохода индивидуального предпринимателя (300 000 рублей), при превышении которой такой плательщик помимо фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) исчисляет и уплачивает страховые взносы на ОПС в размере 1% от суммы, превышающей предельную величину дохода, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под страховыми взносами понимаются обязательные платежи, в частности, на ОПС и обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Исходя из положений статей 419 и 430 Кодекса индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов и уплачивают страховые взносы за себя на ОПС с учетом размера своего дохода, а на ОМС в фиксированном размере.
Так, указанные плательщики при доходе до 300 000 рублей за расчетный период уплачивают страховые взносы на ОПС только в фиксированных размерах (за расчетный период 2020 года, а также за плановый период 2021 года фиксированный размер страховых взносов на ОПС составляет 32 448 рублей). В случае если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, то размер страховых взносов на ОПС такого плательщика определяется как сумма упомянутого фиксированного размера страховых взносов на ОПС и 1% от суммы его дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
На основании положений законодательства об обязательном социальном страховании в Российской Федерации фиксированный размер страховых взносов на ОПС определяется с целью формирования не менее одного индивидуального пенсионного коэффициента (ежегодно с учетом темпа роста среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций) и обеспечивает минимальный размер пенсионных накоплений, необходимый для формирования пенсионных прав данных лиц, а фиксированный размер страховых взносов на ОМС (определяется ежегодно с учетом роста индекса потребительских цен) направлен на обеспечение финансирования бесплатных медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.
Поэтому уплата страховых взносов в фиксированном размере не зависит от размера полученного дохода в конкретном расчетном периоде.
Вместе с тем уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов на ОПС только в фиксированном размере обеспечивает этим лицам минимальный объем прав на пенсионное обеспечение, а уплата страховых взносов на ОПС в размере 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, позволяет им сформировать пенсионные права в большем объеме, так как размер выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на ОПС.
Таким образом, реализация предложения об увеличении установленной предельной величины дохода индивидуального предпринимателя, до которой будет уплачиваться фиксированный платеж, а при превышении которой такой плательщик будет исчислять и уплачивать страховые взносы на ОПС в размере 1%, повлечет уплату индивидуальными предпринимателями страховых взносов в меньшем размере сверх пороговой величины, что приведет к возможным рискам, связанным с уменьшением объема пенсионных прав для данной категории застрахованных лиц.
В этой связи указанное предложение не поддерживается.
Позиция Департамента инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России по данному вопросу прилагается.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
06.05.2022
Темы: Налоги  Страховые взносы  Порядок уплаты страховых взносов  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 24.08.2023 Средняя выплата по ОСАГО в июле выросла до 93 тысяч рублей
- 27.07.2018 Госдума зафиксировала на 10 лет льготы резидентам ТОСЭР
- 01.09.2017 Отрицательные значения в Расчете по страховым взносам на 1 января 2017 года не предусмотрены
- 01.07.2025 В 2026 году сохранятся тарифы взносов «на травматизм»
- 26.05.2025 Минфин разъяснил, когда оплата фитнеса работникам и их семьям облагается страховыми взносами
- 26.05.2025 Минфин: на неизрасходованный «подотчёт» без отчёта и возврата начисляются страховые взносы
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 24.01.2023 Какой ОКТМО указывать при перечислении налогов и взносов
- 31.08.2018 Сдается ли отчет СЗВ-М по договорам ГПХ?
- 18.09.2017 Образцы заполнения платежных поручений для ИП на уплату взносов «за себя»
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 01.06.2025
В ходе
проверки Фонд установил факт необоснованного предъявления обществом к возмещению расходов на выплату работнику пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 года и принял решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и об отказе в выделении средств на возмещение расходов, понесенных страхователем на его выплату.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку необх
- 01.06.2025
По результатам
медико-экономического контроля Фонд отказал в оплате оказанной обществом медицинской помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что основания для выплаты обществу возмещения за оказание медицинской помощи на территории иного субъекта РФ у Фонда отсутствовали.
- 11.03.2025
Налоговый орган
доначислил НДФЛ, налог по УСН, страховые взносы, пени, указав на создание обществом схемы по оказанию управленческих услуг предпринимателем, уплачивающим с полученных доходов налог по УСН, при фактически сложившихся между ними трудовых правоотношениях.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку между взаимозависимыми лицами имели место трудовые правоотношения, учтено, что при перер
- 26.06.2025
В ходе
проверки орган Фонда пришел к выводу об излишнем несении расходов на выплату работнику общества пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, поскольку уход за ребенком осуществляла неработающая мать, а выплаченное пособие носит характер дополнительного материального стимулирования.Итог: требование удовлетворено, поскольку органом Фонда не доказано, что застрахованное лицо
- 02.03.2025
В ходе
проверки уполномоченный орган пришел к выводу о неправомерном применении обществом страхового тарифа в размере 0,2 процента и доначислил страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере, определенном исходя из страхового тарифа 2,1 процента, соответствующем указанному в ЕГРЮЛ виду экономической деятельности.Итог
- 04.12.2024
Налоговый орган
начислил страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также предложил удержать и перечислить НДФЛ, ссылаясь на занижение обществом налоговой базы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку полученные работниками денежные средства не использованы в интересах общества, следовательно, являются их доходом, что влечет возникновение у общества
Комментарии