Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 30.06.2021 г. № 03-04-06/51747

Письмо Минфина России от 30.06.2021 г. № 03-04-06/51747

Вопрос: Некредитная финансовая организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами (далее - Доверительный управляющий), в рамках договоров доверительного управления размещает часть денежных средств своих клиентов на депозиты в кредитные организации (банки) от имени Доверительного управляющего, действующего за счет клиентов. Депозитный договор при этом заключается между кредитной организацией (банком) и Доверительным управляющим - юридическим лицом с пометкой "Д.У." (Доверительный управляющий), например, "ООО "НФО" Д.У.". Сумма, размещаемая на депозит, может аккумулировать денежные средства многих клиентов, а банк при этом не имеет сведений о конечных получателях дохода - физических лицах.

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате взаимоотношений с которыми физическое лицо получило доход, являются налоговыми агентами. При этом доход от доверительного управления в качестве отдельного вида дохода физических лиц действующим законодательством не предусмотрен.

Согласно ранее полученным разъяснениям Минфина России (Письмо от 05.04.2017 N 03-04-06/20145) обложение налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по депозитам в банках по договорам, заключенным Доверительным управляющим, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 214.2 НК РФ. В соответствии с действующей редакцией ст. 214.2 НК РФ налог с таких доходов исчисляется, удерживается и перечисляется налоговым агентом.

Согласно Федеральному закону от 05.08.2000 N 117-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" (ред. от 23.11.2020) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2021) в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ, налоговая база определяется налоговым органом как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение 1 млн руб. и ключевой ставки Банка России, действующей на 1-е число налогового периода (п. 1 ст. 214.2 НК РФ).

В то же время согласно п. 4 ст. 214.2 НК РФ банк обязан представлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов, выплаченных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.

Правильно ли, что с 01.01.2021, в случае если денежные средства размещены Доверительным управляющим на банковский депозит в рамках договора доверительного управления:

обязанность по предоставлению информации в налоговый орган о суммах выплаченных процентов лежит на банке;

обязанности по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ с таких доходов у Доверительного управляющего не возникает;

налог с таких доходов рассчитывается налоговым органом на основании информации, предоставленной банком в налоговый орган не позднее 1 февраля 2020 г.?

17.12.2021Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 30.06.2021 г. № 03-04-06/51747

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо от 16 декабря 2020 г. о налоге на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Пунктом 3 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, обложение налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по вкладам в банках по договорам, заключенным доверительным управляющим, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 214.2 Кодекса.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 214.2 Кодекса в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется налоговым органом как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на первое число налогового периода, с учетом особенностей, установленных статьей 214.2 Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 214.2 Кодекса банк обязан представлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов, выплаченных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения статьи 214.2 Кодекса (в редакции указанного Федерального закона) применяются к доходам, полученным налогоплательщиками начиная с 1 января 2021 года.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

Р.А.ЛЫКОВ

30.06.2021

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Порядок уплаты
  • 27.04.2025  

    При проведении налоговым органом анализа налогоплательщиков - получателей мер поддержки было установлено, что общество не уплатило НДФЛ от суммы полученной меры поддержки.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у общества отсутствует безусловная обязанность израсходовать все полученные средства исключительно на заработную плату, доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании пол

  • 04.12.2024  

    Налоговый орган начислил страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также предложил удержать и перечислить НДФЛ, ссылаясь на занижение обществом налоговой базы.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку полученные работниками денежные средства не использованы в интересах общества, следовательно, являются их доходом, что влечет возникновение у общества

  • 20.11.2024  

    Налоговый орган отказал в возврате суммы НДФЛ, уплаченной в связи с выплатой налогоплательщику действительной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как при получении денежных средств в связи с погашением имущественного права, полученного по договору дарения, у налогоплательщика образуется доход, подлежащий налогообложен


Вся судебная практика по этой теме »

Облагаемые доходы
  • 31.07.2024  

    Начислены НДФЛ, страховые взносы, пени, штрафы на компенсационные выплаты, связанные с исполнением трудовых обязанностей работниками, постоянная работа которых имеет разъездной характер или вахтовый метод.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные выплаты входят в систему оплаты труда, не являются возмещением понесенных расходов, имеют фиксированный размер за каждый отработанный день и,

  • 27.03.2024  

    Оспариваемым решением обществу были доначислены НДФЛ и штраф в связи с тем, что при выплате доходов физическим лицам в рамках договоров аренды транспортных средств с экипажем обществом не был исчислен и удержан НДФЛ из доходов физических лиц при фактической выплате.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие у общества обязанности удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ в качест

  • 23.08.2023  

    Налогоплательщику начислен НДФЛ исходя из новой кадастровой стоимости объекта недвижимости, его жалоба оставлена без удовлетворения.

    Итог: 1) Требование удовлетворено, поскольку спорный объект не являлся предметом массовой государственной кадастровой оценки, новая кадастровая стоимость объекта может применяться для расчета НДФЛ не ранее, чем с нового налогового периода; 2) Производство по делу прекращено,


Вся судебная практика по этой теме »