
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 16.02.2018 г. № 03-07-05/9714
Письмо Минфина России от 16.02.2018 г. № 03-07-05/9714
Вопрос: Согласно пп. 5 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации.
Организация в соответствии с договором, заключенным с банком, осуществляет деятельность в качестве банковского платежного агента банка - оператора по переводу денежных средств.
В рамках указанной деятельности организация осуществляет прием у граждан (плательщиков) наличных денежных средств и их последующую передачу банку в целях зачисления на счета указанных гражданами третьих лиц (получателей).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 5 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" операции по переводу денежных средств без открытия банковских счетов относятся к банковским операциям.
Как предусмотрено пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона N 161-ФЗ, оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента, в частности, для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов.
Как следует из п. 2 ст. 4 Закона N 161-ФЗ, банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых соответственно с операторами по переводу денежных средств и банковскими платежными агентами в соответствии с требованиями ст. 14 Закона N 161-ФЗ.
Исходя из п. 1.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П, прием у плательщика наличных денежных средств в целях их зачисления на счет получателя является частью банковской операции по переводу денежных средств без открытия счета.
Таким образом, деятельность банковского платежного агента по приему денежных средств у физического лица в целях их последующего зачисления на счет получателя является банковской операцией.
Получения лицензии для осуществления юридическим лицом деятельности в качестве банковского платежного агента действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с условиями договора банк уплачивает организации агентское вознаграждение, которое подлежит налогообложению НДС (ст. 156, п. 1 ст. 168 НК РФ).
Вместе с тем согласно п. 17 ст. 14 Закона N 161-ФЗ банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.
Как установлено п. 7 ст. 149 НК РФ, освобождение от налогообложения в соответствии с положениями данной статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено НК РФ.
Как следует из п. 17 ст. 14 Закона N 161-ФЗ, вознаграждение, взимаемое банковским платежным агентом с физического лица, имеет самостоятельный характер и не является частью платы за оказание им услуг банку.
Решение о взимании данного вознаграждения принимается банковским платежным агентом единолично и не требует утверждения банком. Вознаграждение взимается с физического лица именно в пользу банковского платежного агента, а не в пользу банка. Оно не подлежит перечислению банку и не учитывается при его налогообложении, в том числе в составе операций, не подлежащих налогообложению НДС.
Рассматриваемое вознаграждение является платой, получаемой банковским платежным агентом за оказание физическому лицу услуг по приему денежных средств, установленной исключительно соглашением между указанными лицами, независимо от того, что право на взимание такого вознаграждения предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.
Поскольку взимаемое с физического лица вознаграждение уплачивается не на основании договора между банком и банковским платежным агентом и не является частью причитающейся последнему платы за оказанные банку услуги, а представляет собой плату за услуги, оказанные банковским платежным агентом физическому лицу на основании самостоятельного соглашения, п. 7 ст. 149 НК РФ в данном случае применению не подлежит.
Освобождается ли от обложения НДС в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 149 НК РФ дополнительное вознаграждение, уплачиваемое физическими лицами в пользу банковских платежных агентов, взимаемое на основании п. 17 ст. 14 Закона N 161-ФЗ?
26.02.2018Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16.02.2018 г. № 03-07-05/9714
В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении вознаграждения, уплачиваемого физическими лицами за услуги по приему платежей банковскому платежному агенту, привлеченному кредитной организацией для принятия от физических лиц наличных денежных средств, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются отдельные банковские операции, осуществляемые организациями, имеющими право в соответствии с законодательством Российской Федерации совершать их без лицензии Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), относится к банковским операциям.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента, в том числе для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов. При этом на основании пункта 17 вышеуказанной статьи 14 Федерального закона "О национальной платежной системе" банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.
Таким образом, вознаграждение, получаемое банковским платежным агентом от физических лиц, является оплатой услуг по приему платежей физических лиц.
Учитывая изложенное, вознаграждение, уплачиваемое физическими лицами банковскому платежному агенту в соответствии с пунктом 17 статьи 14 Федерального закона "О национальной платежной системе", освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
О.Ф.ЦИБИЗОВА
16.02.2018
Темы: Порядок уплаты  Облагаемые доходы  
- 04.03.2022 Как платить налог в случае продажи земельного участка, который был ранее разделен?
- 03.03.2022 Сотрудник компании получил выплату на погребение: обязан ли работодатель удержать с этой выплаты налог?
- 28.02.2022 Каковы правила освобождения стоимости путевки от налога?
- 04.03.2022 Минфин рассказал, как платить НДФЛ при продаже криптовалюты
- 11.02.2022 В 6-НДФЛ отражается только та зарплата, которая была начислена и выплачена сотрудникам
- 10.02.2022 Имущество в аренду – кто платит налоги?
- 06.10.2024 Порядок обложения НДФЛ суммы материальной помощи сотруднику
- 16.02.2024 Должна ли организация платить какие-либо налоги с организации питания сотрудникам?
- 05.10.2023 Сотрудник компании – гражданин Республики Беларусь: какую ставку НДФЛ применять?
- 02.10.2023 Продажа имущества от тети племяннику и вопрос расчета НДФЛ
- 03.07.2023 Порядок расчета налоговой базы по НДФЛ для 12% ставки при выплате дивидендов генеральному директору
- 03.07.2023 Премия для мобилизованных работников и НДФЛ
- 27.04.2025
При проведении
налоговым органом анализа налогоплательщиков - получателей мер поддержки было установлено, что общество не уплатило НДФЛ от суммы полученной меры поддержки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у общества отсутствует безусловная обязанность израсходовать все полученные средства исключительно на заработную плату, доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании пол
- 04.12.2024
Налоговый орган
начислил страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также предложил удержать и перечислить НДФЛ, ссылаясь на занижение обществом налоговой базы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку полученные работниками денежные средства не использованы в интересах общества, следовательно, являются их доходом, что влечет возникновение у общества
- 20.11.2024
Налоговый орган
отказал в возврате суммы НДФЛ, уплаченной в связи с выплатой налогоплательщику действительной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как при получении денежных средств в связи с погашением имущественного права, полученного по договору дарения, у налогоплательщика образуется доход, подлежащий налогообложен
- 31.07.2024
Начислены НДФЛ,
страховые взносы, пени, штрафы на компенсационные выплаты, связанные с исполнением трудовых обязанностей работниками, постоянная работа которых имеет разъездной характер или вахтовый метод.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные выплаты входят в систему оплаты труда, не являются возмещением понесенных расходов, имеют фиксированный размер за каждый отработанный день и,
- 27.03.2024
Оспариваемым решением
обществу были доначислены НДФЛ и штраф в связи с тем, что при выплате доходов физическим лицам в рамках договоров аренды транспортных средств с экипажем обществом не был исчислен и удержан НДФЛ из доходов физических лиц при фактической выплате.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие у общества обязанности удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ в качест
- 23.08.2023
Налогоплательщику начислен
НДФЛ исходя из новой кадастровой стоимости объекта недвижимости, его жалоба оставлена без удовлетворения.Итог: 1) Требование удовлетворено, поскольку спорный объект не являлся предметом массовой государственной кадастровой оценки, новая кадастровая стоимость объекта может применяться для расчета НДФЛ не ранее, чем с нового налогового периода; 2) Производство по делу прекращено,
Комментарии