Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 16.02.2018 г. № 03-07-05/9714

Письмо Минфина России от 16.02.2018 г. № 03-07-05/9714

Вопрос: Согласно пп. 5 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации.

Организация в соответствии с договором, заключенным с банком, осуществляет деятельность в качестве банковского платежного агента банка - оператора по переводу денежных средств.

В рамках указанной деятельности организация осуществляет прием у граждан (плательщиков) наличных денежных средств и их последующую передачу банку в целях зачисления на счета указанных гражданами третьих лиц (получателей).

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 5 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" операции по переводу денежных средств без открытия банковских счетов относятся к банковским операциям.

Как предусмотрено пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона N 161-ФЗ, оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента, в частности, для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов.

Как следует из п. 2 ст. 4 Закона N 161-ФЗ, банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых соответственно с операторами по переводу денежных средств и банковскими платежными агентами в соответствии с требованиями ст. 14 Закона N 161-ФЗ.

Исходя из п. 1.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П, прием у плательщика наличных денежных средств в целях их зачисления на счет получателя является частью банковской операции по переводу денежных средств без открытия счета.

Таким образом, деятельность банковского платежного агента по приему денежных средств у физического лица в целях их последующего зачисления на счет получателя является банковской операцией.

Получения лицензии для осуществления юридическим лицом деятельности в качестве банковского платежного агента действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с условиями договора банк уплачивает организации агентское вознаграждение, которое подлежит налогообложению НДС (ст. 156, п. 1 ст. 168 НК РФ).

Вместе с тем согласно п. 17 ст. 14 Закона N 161-ФЗ банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.

Как установлено п. 7 ст. 149 НК РФ, освобождение от налогообложения в соответствии с положениями данной статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено НК РФ.

Как следует из п. 17 ст. 14 Закона N 161-ФЗ, вознаграждение, взимаемое банковским платежным агентом с физического лица, имеет самостоятельный характер и не является частью платы за оказание им услуг банку.

Решение о взимании данного вознаграждения принимается банковским платежным агентом единолично и не требует утверждения банком. Вознаграждение взимается с физического лица именно в пользу банковского платежного агента, а не в пользу банка. Оно не подлежит перечислению банку и не учитывается при его налогообложении, в том числе в составе операций, не подлежащих налогообложению НДС.

Рассматриваемое вознаграждение является платой, получаемой банковским платежным агентом за оказание физическому лицу услуг по приему денежных средств, установленной исключительно соглашением между указанными лицами, независимо от того, что право на взимание такого вознаграждения предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.

Поскольку взимаемое с физического лица вознаграждение уплачивается не на основании договора между банком и банковским платежным агентом и не является частью причитающейся последнему платы за оказанные банку услуги, а представляет собой плату за услуги, оказанные банковским платежным агентом физическому лицу на основании самостоятельного соглашения, п. 7 ст. 149 НК РФ в данном случае применению не подлежит.

Освобождается ли от обложения НДС в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 149 НК РФ дополнительное вознаграждение, уплачиваемое физическими лицами в пользу банковских платежных агентов, взимаемое на основании п. 17 ст. 14 Закона N 161-ФЗ?

26.02.2018Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 16.02.2018 г. № 03-07-05/9714

 

В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении вознаграждения, уплачиваемого физическими лицами за услуги по приему платежей банковскому платежному агенту, привлеченному кредитной организацией для принятия от физических лиц наличных денежных средств, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются отдельные банковские операции, осуществляемые организациями, имеющими право в соответствии с законодательством Российской Федерации совершать их без лицензии Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), относится к банковским операциям.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента, в том числе для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов. При этом на основании пункта 17 вышеуказанной статьи 14 Федерального закона "О национальной платежной системе" банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.

Таким образом, вознаграждение, получаемое банковским платежным агентом от физических лиц, является оплатой услуг по приему платежей физических лиц.

Учитывая изложенное, вознаграждение, уплачиваемое физическими лицами банковскому платежному агенту в соответствии с пунктом 17 статьи 14 Федерального закона "О национальной платежной системе", освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

О.Ф.ЦИБИЗОВА

16.02.2018

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Порядок уплаты
  • 27.03.2024  

    Оспариваемым решением обществу были доначислены НДФЛ и штраф в связи с тем, что при выплате доходов физическим лицам в рамках договоров аренды транспортных средств с экипажем обществом не был исчислен и удержан НДФЛ из доходов физических лиц при фактической выплате.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие у общества обязанности удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ в качест

  • 04.02.2024  

    Налоговый орган взыскал с налогоплательщика НДФЛ, пени и штраф за счет денежных средств, находящихся на счетах последнего. Налогоплательщик заявил, что он переплатил НДФЛ.

    Итог: в удовлетворении части требования отказано, поскольку за налогоплательщиком в спорный период числится задолженность по уплате НДФЛ и поскольку он пропустил срок на оспаривание требований. Производство по требованию о признании нед

  • 08.11.2023  

    Налоговый орган начислил страховые взносы, НДФЛ, пени, штраф со ссылкой на фиктивное заключение обществом гражданско-правовых договоров с третьими лицами, фактически осуществляющими трудовую функцию.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как гражданско-правовые договоры с третьими лицами имели систематический характер, закрепляли в предмете договора трудовую функцию, значение для сторон имел сам


Вся судебная практика по этой теме »

Облагаемые доходы
  • 23.08.2023  

    Налогоплательщику начислен НДФЛ исходя из новой кадастровой стоимости объекта недвижимости, его жалоба оставлена без удовлетворения.

    Итог: 1) Требование удовлетворено, поскольку спорный объект не являлся предметом массовой государственной кадастровой оценки, новая кадастровая стоимость объекта может применяться для расчета НДФЛ не ранее, чем с нового налогового периода; 2) Производство по делу прекращено,

  • 19.04.2023  

    Обществом как налоговым агентом не удержан НДФЛ с сумм, перечисленных руководителю и иным лицам, имеющим статус индивидуальных предпринимателей и плательщиков налога на профессиональный доход (НПД), за аренду транспортных средств и оказание услуг по управлению.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку предметом договора аренды является переход имущественных прав, выплаты не подпадают под ограничения, уст

  • 24.10.2022  

    Решение мотивировано тем, что общество необоснованно произвело уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль путем учета хозяйственных операций, не имевших места в действительности. Также был установлен факт несвоевременного перечисления НДФЛ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказано нарушение обществом п. 1 ст. 54.1 НК РФ в результате искажения сведений о фактах х


Вся судебная практика по этой теме »