
Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 05.06.2017 г. № ЕД-4-15/10588
Письмо ФНС России от 05.06.2017 г. № ЕД-4-15/10588
Вопрос: Чтобы подтвердить должную осмотрительность при выборе контрагента и полностью исключить налоговые претензии ИФНС в части признания произведенных расходов по договорам с данными контрагентами для целей налога на прибыль и налоговых вычетов по НДС:
- какой исчерпывающий и достаточный перечень действий по проверке/сбору информации по контрагенту нужно предпринять налогоплательщику;
- какой исчерпывающий и достаточный перечень документов по контрагенту нужно собрать налогоплательщику;
- какие информационные ресурсы по проверке/сбору информации по контрагенту необходимо использовать налогоплательщику?
25.07.2017Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 05.06.2017 г. № ЕД-4-15/10588
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу алгоритма действий при выборе контрагента для обоснования налогоплательщиком проявления должной осмотрительности в целях избежания разногласий с налоговыми органами, сообщает следующее.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
В свою очередь, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса и Административному регламенту Федеральной налоговой службы (далее - Административный регламент), утвержденному Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (зарегистрирован Минюстом России 29.08.2012 N 25312), налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Налоговыми органами при проведении проверок всесторонне оценивается совокупность фактов и обстоятельств, установленных в ходе проверки, указывающих на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, применительно к каждому случаю.
Учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление для него неблагоприятных последствий, в том числе налоговых.
Общедоступные сведения об организации размещаются в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну.
В целях самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов налогоплательщики могут использовать общедоступные критерии оценки рисков, отраженных в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
На официальном сайте ФНС России в сети Интернет www.nalog.ru размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
ФНС России рекомендует при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (официальный сайт ФНС России www.nalog.ru), отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.
Сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса "массовой" регистрации, характерные, как правило, для "фирм-однодневок"), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица, также размещены на сайте ФНС России.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
05.06.2017
- 16.06.2023 Борис Титов предложил ФНС внедрить «светофор» для проверки надежности контрагентов
- 19.05.2017 Налогоплательщики не должны отвечать за действия своих контрагентов
- 07.10.2016 Как защитить компанию от недобросовестных партнеров? Анализ судебной практики
- 12.08.2025 ФНС выявила массовые схемы ухода от налогов кадровыми агентствами
- 24.01.2025 Минфин предостерег от уклонения от уплаты НДС при УСН
- 05.10.2024 В ГД заявили, что в налоговой сфере мало серых зон
- 25.07.2017 Недобросовестность поставщика приводит к печальным последствиям для покупателя
- 13.06.2017 Вычет НДС по недобросовестным контрагентам: судебные последствия
- 10.10.2016 Как защитить компанию от недобросовестных поставщиков?
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 03.09.2025
Оспариваемыми решениями
налогоплательщику был доначислен НДС и начислены штрафы в связи с получением необоснованной налоговой выгоды путем применения налогового вычета по НДС по отношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налогоплательщиком не подтверждены факты отгрузки и доставки товарно-материальных ценностей от спорного контрагента в его адрес, что свидетельст
- 18.08.2025
Обществу доначислены
НДС и пени в связи с искажением обществом сведений о фактах хозяйственной жизни, созданием формального документооборота, направленного на минимизацию налоговых обязательств в результате необоснованного применения налоговых вычетов по НДС по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено отсутствие доказательств реальности хозяйственных
- 13.08.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с необоснованным занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения путем совершения операций
- 03.09.2025
По результатам
камеральной проверки обществу были доначислены НДС и штраф в связи с созданием формального документооборота со спорными контрагентами с целью получения налоговой выгоды в виде вычетов по НДС.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не представлены доказательства совершения обществом и его контрагентом согласованных умышленных действий, лишенных экономического содерж
- 03.09.2025
По результатам
выездной проверки обществу были доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы в связи с созданием схемы по уклонению от уплаты налогов в виде дробления бизнеса совместно с предпринимателями.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказан факт направленности действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды путем разделения (дробления) би
- 31.08.2025
Налоговый орган доначислил налог
на прибыль, НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик, применяющий УСН, формально разделил свою хозяйственную деятельность между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт создания налогоплательщиком схемы дробления бизнеса с целью минимизации налоговых обязательств за счет перераспределения выручки на подконтрольные ему организации
Комментарии