
Письмо Минфина России от 05.04.2023 г. № 03-03-06/1/30145
Вопрос: О выполнении участником РИП условий об объеме капитальных вложений и объеме доходов от реализации товаров, произведенных в рамках РИП, в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль.
Письмо Минфина России от 17.07.2023 г. № 03-04-05/66715
Вопрос: В период, когда физлицо было зарегистрировано в качестве ИП и применяло УСН ("доходы"), оно заключило предварительный договор продажи принадлежащего ему складского помещения. По договору покупатель должен был внести обеспечительный платеж, но фактически перечислил на счет ИП полную стоимость помещения. После этого физлицо прекратило предпринимательскую деятельность. Далее это физическое лицо заключило с покупателем договор, по которому передало ему помещение. То есть договор купли-продажи и акт составлены физлицом как частным лицом. Какие налоги физлицо должно уплатить со средств от продажи помещения: УСН (6%) или НДФЛ (13%)?
Письмо Минфина России от 17.05.2023 г. № 03-07-08/44805
Вопрос: Организация (субподрядчик) оказывает услуги по демонтажу зданий на территории г. Мариуполя (ДНР) российской организации, зарегистрированной в г. Москве в 2021 г. Работы осуществляются на основании договора госконтракта (заключен после 5 октября 2022 г. и имеет ИГК). У покупателя госконтракт с генеральным подрядчиком. В 2022 г. оказание услуг облагалось ставкой "Без НДС" и отражалось в разд. 7 налоговой декларации. Каков порядок начисления НДС в 2023 г.? Можно ли применять ставку "Без НДС", как в 2022 г.? Необходимо ли начислять НДС на предварительную оплату по договору оказания услуг, если в платежном поручении оплата "Без НДС"?
Письмо Минфина России от 22.05.2023 г. № 03-07-15/46499
Вопрос: О подтверждении организацией освобождения от НДС и учете в расходах по налогу на прибыль безвозмездной передачи товаров мобилизованным гражданам, не являющимся ее работниками.
Письмо Минфина России от 01.06.2023 г. № 03-03-06/1/50313
Вопрос: Об учете расходов, связанных с приобретением и доставкой имущества (включая денежные средства) в зону СВО физлицам и организациям, включенным в реестр СОНКО, в целях налога на прибыль и УСН.
Письмо ФНС России от 24.07.2023 г. № БС-4-11/9359@
Вопрос: О налоге при УСН при передаче в дар имущества между супругами-ИП, а также об НДФЛ в случае утраты права на УСН.
Письмо Минфина России от 19.05.2023 г. № 03-07-08/45675
Вопрос: Публичное акционерное общество является оператором связи и оказывает услуги связи юридическим и физическим лицам.
Согласно п. 29 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 (далее - Правила), оплата услуг телефонной связи может производиться посредством авансового платежа, отложенного платежа на срок расчетного периода либо сочетанием указанных видов платежей.
При оплате услуг телефонной связи посредством авансового платежа услуги оказываются в объеме внесенных абонентом денежных средств. В случае исчерпания аванса оказание услуг телефонной связи приостанавливается без предварительного уведомления абонента, если договором не предусмотрено применение перехода с авансового платежа на отложенный платеж.
Система оплаты услуг (авансовый платеж, отложенный платеж, "смешанная" система) отражается в заключаемых с абонентами договорах.
Организация - оператор связи предоставляет своим клиентам (абонентам), с которыми заключены договоры на оказание услуг связи с применением системы оплаты услуг "авансовый платеж", возможность пользоваться платными услугами связи на условиях отсрочки платежа за услуги, которые могут быть заказаны абонентом и оказаны абоненту с момента полного использования ранее внесенного авансового платежа. При этом предоставление указанной отсрочки платежа не предусматривает изменение предусмотренной договором с абонентом системы оплаты с авансового платежа на отложенный платеж.
Предоставление абонентам права пользоваться услугами связи на условии отсрочки платежа предусматривает следующие условия.
1. Возмездность - предоставление отсрочки платежа предусматривает взимание с абонента платы в размере фиксированного тарифа, установленного Организацией; при этом обязанность абонента уплатить плату за предоставление отсрочки платежа не зависит от факта заказа (потребления) абонентом услуг, подлежащих оказанию Организацией на условиях отсрочки платежа.
2. Срочность - отсрочка платежа предоставляется на согласованный сторонами абонентского договора срок.
3. Ограниченность - стоимость услуг связи, которые абонент вправе заказать и потребить в рамках предоставляемой отсрочки платежа, ограничена величиной, согласованной сторонами договора.
С учетом изложенного является ли предоставление Организацией отсрочки платежа (в том числе в случае, когда абонент фактически не воспользовался предоставленной отсрочкой) операцией по предоставлению абоненту коммерческого кредита, не подлежащей налогообложению (освобождаемой от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ?
Письмо Минфина России от 22.05.2023 г. № 03-07-09/46349
Вопрос: Ассоциация развития ломбардов (далее - Ассоциация) является саморегулируемой некоммерческой организацией, которая оказывает профессиональную поддержку в сфере ломбардного бизнеса в различных вопросах, в том числе бухгалтерских и юридических.
Получаемые ломбардами непроцентные доходы, такие как доходы от хранения вещей и оказания консультационных и информационных услуг, облагаются НДС в полном объеме, а процентные доходы по денежным займам освобождены от обложения НДС на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. Большинство ломбардов получает только процентные доходы по денежным займам, которые освобождены от обложения НДС, поэтому сдают нулевые декларации по НДС.
Однако возникают случаи, когда сумма реализации (или сумма оценки) превышает сумму задолженности клиента. В этом случае требования ломбарда к заемщику погашаются, а разница между суммой, вырученной при реализации (или суммой оценки) невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика должна быть возвращена заемщику. А если заемщик в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда и учитываются в составе внереализационных доходов (ч. 5 ст. 13 Федерального закона "О ломбардах", п. 18 ст. 250 НК РФ).
Согласно разъяснениям Минфина России данный доход, кроме этого, будет облагаться и НДС (Письмо от 25.11.2014 N 03-07-11/59769). В соответствии с п. 1 ст. 156 НК РФ налоговая база по НДС будет определяться как разница между суммами доходов, вырученных залогодержателем, и размером обеспеченного залогом требования к залогодателю, если указанная разница не возвращается залогодателю. Таким образом, сумма разницы после реализации невостребованной вещи - это сумма без учета НДС. Она и является базой для исчисления НДС. Например, при реализации невостребованного имущества образовалась положительная разница в размере 10 000,00 руб. По истечении трех лет данная кредиторская задолженность списана в доходы ломбарда, и будет начислен НДС: 10 000,00 x 20% = 2 000,00 руб.
В связи с тем что операции по начислению НДС на подобные доходы ломбардами не являются типичными, то методические и практические рекомендации по документальному оформлению и заполнению декларации до налогу на добавленную стоимость отсутствуют.
Каким документом необходимо оформить операцию по начислению НДС с доходов от списания кредиторской задолженности перед заемщиком (счет-фактура, бухгалтерская справка)?
Можно ли составить один сводный счет-фактуру (или другой документ) по таким операциям? Если да, то за какой период его можно отразить (день, месяц, квартал)?
С каким кодом операции должна отражаться запись в книге продаж при подобных операциях?
Письмо Минфина России от 23.05.2023 г. № 03-07-03/46996
Вопрос: Пунктом 7 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, предусмотрено, что тарифы устанавливаются без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Расходы, учитываемые в составе необходимой валовой выручки региональных операторов для целей расчета единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), определяются без учета НДС.
В соответствии с п. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации услуг дополнительно к цене (тарифу) реализуемых услуг региональный оператор обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг сумму НДС.
Согласно п. 6 ст. 168 НК РФ при реализации услуг населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы).
Региональный оператор как налоговый резидент РФ, находящийся на общей системе налогообложения, реализует услугу по обращению с ТКО по ценам (тарифам), увеличенным на сумму НДС (в размере 20 процентов). При этом форма решения органа регулирования тарифов учитывает значения тарифов с НДС (население) и без НДС (прочие потребители).
Стоит также учитывать, что согласно пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ в том числе услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с действующим законодательством РФ норма, установленная указанным в настоящем абзаце пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ, начинает действовать при условии, что органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога (принято решение об освобождении от налогообложения).
В связи с этим у региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяющих освобождение от налогообложения, предусмотренное вышеуказанным пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ, суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются, а включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг).
Изучение складывающейся судебной практики показывает, что при установлении единых тарифов по конструкции "с НДС" / "без НДС" у региональных операторов, которые обязаны уплачивать НДС в бюджет, из дебиторской задолженности потребителей, не относящихся к населению, исключается НДС, который при реализации услуг региональный оператор обязан предъявить к оплате покупателю услуг в соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ <*>.
--------------------------------
<*> Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.10.2022 N Ф02-4751/2022 по делу N А33-28515/2021 (о неправомерности применения региональным оператором услуг единого тарифа, увеличенного на сумму НДС). Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2022 N Ф06-25357/2022 по делу N А65-10680/2022 (об отсутствии основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС).
Стандартная форма тарифного решения органа регулирования тарифов, в которой тарифы для населения указываются с НДС, а тарифы для прочих потребителей - без НДС, ошибочно трактуется судами как освобождение регионального оператора от уплаты НДС. При этом в силу налогового законодательства региональный оператор не может быть освобожден от уплаты НДС в отношении отдельной категории потребителей.
Указанная прецедентная практика создает риски формирования недополученных доходов в сумме "входного" НДС.
Учитывая изложенное, возможно ли подготовить поручение Правительства РФ Федеральной антимонопольной службе о рассмотрении и внесении в установленном порядке в Правительство РФ проекта постановления о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"?
Письмо Минфина России от 18.05.2023 г. № 03-03-06/1/45343
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль платежа, указанного в решении Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
Письмо Минфина России от 19.05.2023 г. № 03-03-06/1/45728
Вопрос: О налоге на прибыль при получении акционерами (участниками) организации дохода при ее ликвидации.
Письмо ФНС России от 30.05.2023 г. № БС-4-21/6754@
Вопрос: Об определении периода применения в качестве налоговой базы кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Письмо ФНС России от 30.05.2023 г. № БС-4-21/6755@
Вопрос: О ставке земельного налога в отношении садовых участков, используемых в предпринимательской деятельности, и подтверждении использования участков в такой деятельности.
Письмо Минфина России от 01.06.2023 г. № 03-03-06/2/50342
Вопрос: О налоге на прибыль с доходов по еврооблигациям.
Письмо Минфина России от 01.06.2023 г. № 03-03-06/2/50349
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде процентов, начисленных в 2022 и 2023 гг., по ценным бумагам, выпущенным в соответствии с законодательством иностранного государства.
Письмо Минфина России от 02.06.2023 г. № 03-03-06/1/51056
Вопрос: О применении ставки 0% по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов IT-организацией, осуществляющей деятельность, связанную с программно-аппаратными комплексами.
Письмо ФНС России от 20.07.2023 г. № СД-4-3/9255@
Вопрос: Об уменьшении налога (авансовых платежей) при УСН на сумму уплаченных страховых взносов в фиксированном размере.
Письмо Минфина России от 20.04.2023 г.№ 03-03-06/1/36313
Вопрос: О применении инвестиционного вычета по налогу на прибыль в отношении расходов на пожертвования учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, и некоммерческим организациям (фондам).
Письмо Минфина России от 25.04.2023 г. № 03-03-06/1/37883
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль дохода в виде признанных или подлежащих уплате должником штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков.
Письмо Минфина России от 28.04.2023 г. № 03-03-07/39422
Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль резидентом ТОСЭР, имеющим обособленные подразделения.