Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 марта 2004 года Дело N А26-1912/03-25
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 марта 2004 года Дело N А26-1912/03-25
Инспекция обоснованно использовала при проверке цены, применяемые в тот же период при реализации идентичных товаров, то есть нерудных материалов, относящихся к тем же фракциям и добытых из тех же карьеров.
08.10.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2004 года Дело N А26-1912/03-25
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия начальника юридического отдела Оборина А.Г. (доверенность от 15.03.2004 N 1.4-07/44), начальника отдела Гавриловой И.С. (доверенность от 15.03.2004 N 1.4-07/73)), заместителя начальника отдела Фокиной М.Е. (доверенность от 15.03.2004 N 1.4-07/42), от открытого акционерного общества "Карелнеруд" генерального директора Витченко А.П., юрисконсульта Бычковой Ю.Ю. (доверенность от 01.09.2003), начальника нормативно-аналитического отдела Довгань Т.В. (доверенность от 01.09.2003), юрисконсульта Багаева Д.С. (доверенность от 01.09.2003 N 10), рассмотрев 16.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карелнеруд" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 15.12.2003 по делу N А26-1912/03-25 (судьи Переплеснин О.Б., Романова О.Я., Кудрявцева Н.И.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Карелнеруд" (далее - общество, ОАО "Карелнеруд") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - Инспекция) от 21.03.2003 N 4.2-54 о привлечении ОАО "Карелнеруд" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 16.05.2003 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.06.2003 решение суда отменено в части признания недействительными пунктов 1.2, 1.4, 1.6 и 1.7 оспариваемого решения Инспекции и обществу отказано в удовлетворении заявления в этой части. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.10.2003 постановление апелляционной инстанции отменено в части признания недействительным решения Инспекции от 21.03.2003 N 4.2-54 по эпизоду, связанному с применением налоговым органом положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Дело в отмененной части передано на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда. В остальной части обжалованный судебный акт оставлен без изменения.
При новом рассмотрении дела постановлением апелляционной инстанции от 15.12.2003 решение суда от 16.05.2003 отменено в части признания недействительным решения Инспекции от 21.03.2003 N 4.2-54 по эпизоду, связанному с применением Инспекцией положений статьи 40 НК РФ. ОАО "Карелнеруд" отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. Суд апелляционной инстанции, по мнению подателя жалобы, неправильно применил нормы статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители ОАО "Карелнеруд" поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Инспекции их отклонили.
Законность обжалуемого постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.04.2000 по 01.10.2001, по результатам которой составлен акт проверки от 12.08.2002 N 4.2-340 и принято решение от 31.12.2002 N 4.2-508. Указанное решение Инспекции по жалобе общества отменено решением Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия от 12.02.2003 N 307-09/1861 с назначением дополнительной проверки.
По результатам материалов проверки с учетом материалов дополнительной проверки Инспекцией составлен акт проверки от 05.03.2003 N 4.2-43 и принято решение от 21.03.2003 N 4.2-54 о привлечении ОАО "Карелнеруд" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислены налоги на прибыль, на добавленную стоимость, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также пени. Кроме того, ОАО "Карелнеруд" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
При вынесении решения в оспариваемой части Инспекция руководствовалась статьей 40 НК РФ и доначислила обществу налоги и пени, рассчитанные таким образом, как если бы результаты сделок были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
В ходе проверки Инспекция установила, что общество заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Трансстрой" (далее - ООО "Трансстрой") договор поставки от 17.07.2000 N 16-146/00, а с обществом с ограниченной ответственностью "Карелнеруд-трейд" (далее - ООО "Карелнеруд-трейд") - договор от 05.01.2001 N 2-у/11-1/01, на основании которых заявитель обязался поставить товар (нерудные материалы).
Из материалов дела видно, что общество является единственным участником ООО "Трансстрой" и владеет 100 процентами долей в его уставном капитале. Кроме того, ООО "Карелнеруд-трейд" владеет 100 процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Вотум-плюс", которое, в свою очередь, владеет 88,53 процентами акций ОАО "Карелнеруд".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, в частности, если одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой.
Таким образом, заявитель, ООО "Карелнеруд-трейд" и ООО "Трансстрой" обоснованно признаны Инспекцией взаимозависимыми для целей налогообложения.
Следовательно, ответчик правомерно провел проверку цен, установленных в заключенных между ними договорах, поскольку согласно пункту 2 статьи 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами.
Проведя проверку цен, предусмотренных договорами общества с ООО "Карелнеруд-трейд" и ООО "Трансстрой", Инспекция установила их отклонение в сторону понижения от цен, применяемых в отношениях общества с другими покупателями, соответственно на 55 и 73 процента.
В соответствии с пунктом 4 статьи 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Инспекция обоснованно использовала при проверке цены, применяемые в тот же период при реализации идентичных товаров, то есть нерудных материалов, относящихся к тем же фракциям и добытых из тех же карьеров.
Согласно пункту 8 статьи 40 НК РФ при определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Условия сделок, заключенных налогоплательщиком с взаимозависимыми лицами, и условия сделок, заключенных им с лицами, не относящимися к взаимозависимым, изначально являются несопоставимыми.
Поэтому налоговый орган обоснованно принял во внимание цены, сложившиеся при свободном взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при реализации нерудных материалов ООО "Карелнеруд-трейд" и ООО "Трансстрой" общество применяло цены, отклоняющиеся в сторону понижения от уровня рыночных цен. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Следовательно, налоговый орган правомерно, в соответствии с пунктом 3 статьи 40 НК РФ вынес мотивированное решение о доначислении заявителю налогов и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары.
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемый судебный акт является законным и основания для его отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 15.12.2003 по делу N А26-1912/03-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карелнеруд" - без удовлетворения.
Председательствующий
ПАСТУХОВА М.В.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
КОРАБУХИНА Л.И.



